Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:25, курсовая работа
Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и её привода.
В качестве двигателя рекомендуется использовать двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязнённых условиях, в открытых помещениях и т.п. Двигатели серии 4А применяются для приводов механизмов, имеющих пос-тоянную или мало изменяющуюся нагрузку при длительном режиме работы и большую пусковую нагрузку, вследствие повышенной силы трения и больших инерционных масс, например конвейеров, шнеков, смесителей, грузоподъёмников и т.п.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Кинематические расчеты…………………………………………………. 5 – 8
2. Расчет передач:
– расчет червячного редуктора………………………………………….. 9 – 13
– расчет открытой зубчатой цилиндрической передачи……………….14 - 19
3. Расчет и проверка валов………………………………………………….20– 24
4. Расчет и подбор подшипников………………………………………….25 – 26
5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений…………..… 27 – 30
6. Выбор способа смазывания передач и подшипниковых узлов,
назначение смазочного материала и уплотнительных устройств…………31
7. Выбор и расчет фундаментной плиты……………………………………… 32
8. Конструкция и расчет фундаментных болтов……………………………… 33
Список используемой литературы……………………………………..…...… 34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Кинематические расчеты…………………………………………………. 5 – 8
2. Расчет передач:
– расчет
червячного редуктора…………………………
– расчет открытой зубчатой цилиндрической передачи……………….14 - 19
3. Расчет и проверка валов………………………………………………….20– 24
4. Расчет и подбор подшипников………………………………………….25 – 26
5. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений…………..… 27 – 30
6. Выбор способа смазывания передач и подшипниковых узлов,
назначение смазочного материала и уплотнительных устройств…………31
7. Выбор и расчет фундаментной плиты……………………………………… 32
8. Конструкция и расчет фундаментных болтов……………………………… 33
Список используемой
литературы……………………………………..…...
1. Кинематические расчеты.
Составление кинематической схемы, определение потребной мощности электродвигателя и его выбор:
Двигатель является одним из основных элементов машинного агрегата. От типа двигателя, его мощности, частоты вращения и прочего зависят конструктивные и эксплуатационные характеристики рабочей машины и её привода.
Потребная мощность
где Nвых ─ мощность на ведомом рабочем валу (задана); ŋ ─ общий коэффициент полезного действия (КПД) привода.
Руководствуясь кинематической схемой, выписываем элементы, в которых происходит потеря мощности. Тогда
где ŋ ред ─ КПД редуктора; ŋ перед ─ КПД передачи; ŋ пп ─ КПД подшипниковых пар (степень ─ количество подшипниковых пар).
В качестве двигателя рекомендуется использовать двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязнённых условиях, в открытых помещениях и т.п.
Двигатели
серии 4А применяются для
Исходя из найденной мощности двигателя, по таблице 2.4, [1(1)] выбираем двигатели серии 4А с требуемой мощностью:
Определяем общее действительное передаточное отношение привода в зависимости от частот вращения подобранных двигателей:
Из таблицы мы
выбрали двигатели с
,
Тогда
а общее действительное передаточное отношение привода с разными двигателями
U(общ1) = 2850/100 = 28,5
U(общ2) = 1425/100 = 14,25
U(общ3) = 950/100 = 9,5
Разбиваем общие передаточные отношения по ступеням. Наибольшую часть общего передаточного отношения распределяем на тихоходную ступень (в данном случае – редуктор), а остальное – на быстроходную (в данном случае – открытую зубчатую цилиндрическую передачу).
По таблице подбираем необходимые значения передаточных отношений
так, чтоб выполнялись вышеуказанные требования.
Таким образом, получили
Uред = 10
Uпеед = 2,8
Определяем фактическое передаточное отношение привода. Оно не должно отличаться от заданного на ±5%.
(Uобщ - Uf)/ Uобщ = (28,5 – 28)/28,5 = 0.017<0,05
Значит, подходит двигатель 4А80В2У3 – 3000 мин -1.
Действительная частота
вращения вала
Основные размеры и масса электродвигателя основного исполнения:
Тип |
Число полюсов
|
Габаритные размеры, мм |
Установочно – присоединительные |
Масса, кг | ||||||||
l30 |
h31 |
d30 |
l1 |
l10 |
l31 |
d1 |
d10 |
b10 |
h |
20,4 | ||
4А80В |
2,4,6,8 |
320 |
218 |
186 |
50 |
100 |
50 |
22 |
10 |
125 |
80 |
Определение мощностей и передаваемых крутящих моментов на валах:
N2 = N1 ∙ŋперед· ŋ пп = 2,2 · 0,93 ∙0,99 = 2 кВт
N3 = N2 · ŋ ред · ŋ пп = 2 · 0,8 · 0,99 = 1,57 кВт
Т1 = 9,55∙106 ∙ (N1/n1) = 9,55∙106 ∙ (2,2/2865) = 7,33 Н∙м
Т2 = 9,55∙106 ∙ (N2/n2) = 9,55∙106 ∙ (2/1034) = 18,47 Н·м
Т3 = 9,55∙106 ∙ (N3/n3) = 9,55∙106 ∙ (1,58/103,4) = 145,9 Н·м
2. Расчет передач.
2.1. Расчет червячного редуктора.
По величине передаточного отношения редуктора и передаваемой им мощности подбираем типовой редуктор: РЧУ – 80 ( aw = 80 мм, z1 = 4). Основные параметры и габаритные размеры см. Приложение.
Принимаем коэффициент диаметра червяка q = 12, модуль m = 3 мм, ширина венца червячного колеса b = 26 мм, делительный угол подъема
γ = 18°26'06'' (табл. 252 с 259 [2]).
Расчет геометрических и кинематических параметров червячной передачи (табл. 1.3 [1(2)]):
Число зубьев червячного колеса
z2 = z1 · Uред = 4 · 10 = 40
Коэффициент смещения червяка
x = aw /m ─ 0.5(q + z2) = 80/3 – 0,5(40+12) = 0,66
Основной угол подъема
γb = arcos(cos20°∙cosγ) = arcos(cos20°∙cos18°26'06'' ) = 26°33'21''
Делительный диаметр червяка
d1 = m∙q = 3∙12 = 36 мм
Делительный диаметр колеса
d2 = m∙z2 = 3∙40 = 120 мм
Диаметр вершин витков червяка
da1 = d1 + 2 ha*m = 36 + 2∙1∙3 = 42 мм
Диаметр вершин зубьев червячного колеса
da2= d2+ 2(ha* + х)m = 120+2∙(1+0,66) ∙3 = 130 мм
Наибольший диаметр червячного колеса
daм ≤ da2 + 6m /(z1 + 2)= 130 + 6∙3/(4+2)=133 мм
Основной диаметр червяка
db1 = mz1/tgγb = 3∙4/tg26°33'21'' = 24 мм
Начальный диаметр червяка
dw1 = (q+2x)m = (12+2∙0,66) ∙3 = 40 мм
Начальный угол подъема
γw = arctg(mz1/ dw1) = 16°42'
Длина нарезанной части червяка
b1 ≥ (13+0,1z2)m + 25 =(13+0,1∙40)∙3+25 = 76 мм
Высота головки витка червяка
ha1 = ha1*m = 1∙3 = 3 мм
Высота витка червяка
h1 = h*m = (2 + 0.2cosγ)m = 6,57 мм
Радиус кривизны переходной кривой червяка (колеса)
ρf1 = 0,3m = 0,9 мм
Радиус кривизны линии притупления витка
ρк1 = 0,1m = 0,3 мм
Расчетный шаг червяка
p1 = πm = 9,42 мм
Ход витка
pz1 = p1 z1 = 37,68 мм
Делительная толщина по хорде витка червяка
sa1 = 1,57m∙cosγ = 4,47 мм
Высота до хорды витка
Условный угол обхвата
Окружная скорость червяка
υ1 = πdw1n1/(60000) = 2,09 м/с
Окружная скорость колеса
υ2 = πd2 n2/(60000) =0,628 м/с
Скорость скольжения витков червяка по зубьям колеса
υs = υ1/cos γw = 2,182 м/с
Материал колеса – Бр ОФ 10-1 (σb = 300 МПа, σT = 200 МПа, [σH] ≈ 260 МПа,
[σF] = 50 МПа).
Червяк – сталь 40Х ГОСТ 4543-71, твердость HRC 45…50 (σB = 1000МПа,
σT = 850 МПа, [σF1] = 80 МПа), шлифованный.
Проверочный расчет на прочность и определение усилий в передаче (стр. 243-245 [3]):
Величина контактных напряжений определяется по формуле:
где Кн = 1,25 - коэффициент динамической нагрузки, Т2 -момент на выходном
валу редуктора, [σH] ≈ 260 МПа.
< 260 МПа
Напряжения изгиба в зубьях колеса:
где YF = 1,48 по табл. 10.8 для zυ = z2/cos3γ ≈45
Ft2 = 2T2/mz2 = 2.43 кН
Усилия, действующие в зацеплении:
окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:
Ft2 = Fa1 = 2T3/mz2 = 2∙145,9/3∙40 = 2,43 кН
радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо:
Fr = Ft2tgα = 2,43∙tg20° = 0,88 кН
осевая сила на колесе, равная окружной на червяке:
Fa2 = Ft1 = Ft2 tg(γ+ρ) = 2,43∙ tg(18°26'06''+2°) = 0,9 кН
где ρ – угол трения, табл. 10.5.
Проверка тела червяка на прочность:
где = =
= = 7,16∙104 Н∙м,
где l – расстояние между опорами червяка, l = 166 мм
Проверка тела червяка на жесткость:
где ,
Жесткость и термообработка червяка:
Степень точности передачи: выбираем по табл. 12.8 [4] в зависимости от υs.
Степень точности = 7
Обработка и термообработка: червяк закален, шлифован и полирован. Колесо нарезается шлифовальными червячными фрезами. Обкатка под нагрузкой. Применение: передача с повышенными скоростями и малым шумом, с повышенными требованиями к габаритам.
Тепловой расчёт передачи:
где to – температура окружающего воздуха (20оС), КТ – коэффициент теплоотдачи, равный 16 Вт/(м ·с), ψ – коэффициент, учитывающий теплоотвод в фундаментную плиту или раму машины и доходящий до 0,3 при прилегании корпуса передачи по большой поверхности, А ≈ 20aw1,7 – поверхность теплоотдачи корпуса передачи, в которую включается 50% поверхности ребер, Р1 – передающая мощность.
При использовании водяного охлаждения от змеевика можно добиться того, что передача не будет перегреваться. При использовании водяного охлаждения
КТ = 116…210.
Принимаем КТ = 120.
Смазка передачи:
Выбираем по табл. 4.2.25 [5] вязкость масла: Е50о = 36, Е100о = 4,5.
Способ смазки – погружение в масляную ванну.
2.2. Расчет открытой цилиндрической передачи.
Материалы, термообработка и допускаемые напряжения:
Материал передачи выбираем следующий: