Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Тормозная система автомобиля является одной из самых важных и ответственных в автомобиле. Тормозная система предназначена для замедления автомобиля или для его полной остановки и состоит из ряда деталей и компонентов. Среди них можно отметить: тормозные колодки, диски, барабаны, цилиндры, а также все приводы тормозов. На всех современных автомобилях нашли применение фрикционные тормоза, которые основываются на принципе применения силы трения неподвижной детали о подвижную (например, колодки трутся об барабан или тормозной диск). Также тормоза необходимы чтобы удерживать транспортного средства в неподвижном состоянии, например на склоне.
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Устройство тормозной системы...............................................................3
1.1. Диагностика тормозной системы..................................................................11
Глава 2. Техническое обслуживание тормозной системы.................................13
Глава 3. Ремонт тормозной системы....................................................................15
3.1. Проверка и регулировка тормозов................................................................15
3.2. Проверка работоспособности вакуумного усилителя ваз 2110.................16
3.3. Регулировка привода тормозов ваз 2110......................................................17
3.4. Регулировка стояночной тормозной системы ваз 2110...............................18
3.5. Проверка работоспособности регулятора давления на автомобилях семейства ваз 2110.................................................................................................19
3.6. Снятие и установка главного тормозного цилиндра с автомобилей семейства ваз 2110.................................................................................................23
3.7. Снятие и установка тормозного механизма заднего колеса на автомобилях ваз 2110...................................................................................................................27
3.8. Снятие и установка стояночной тормозной системы ваз 2110...................29
3.9. Инструменты и приспособления...................................................................30
Глава 4. Организация рабочего места..................................................................31
4.1. Техника безопасности при ремонте тормозной системы............................32
Заключение.............................................................................................................34
Список используемой литературы...........................................
Установка тормозного механизма
проводиться в
Проверка биения тормозного диска
Проверьте осевое биение рабочей поверхности тормозного диска; не снимая его с автомобиля. Наибольшее допустимое биение по индикатору 0,15 мм. Если биение больше, замените диск или прошлифуйте его, но окончательная толщина диска должна быть не менее 17,8 мм.
Проверка осевого биения тормозного диска: 1 – индикатор; 2 – тормозной диск
Замена тормозных колодок
При необходимости замены тормозных колодок отогните угол стопорной шайбы с грани нижнего болта, отверните его, придерживая ключом за грани направляющий палец, отсоедините сигнализатор износа колодок от разъемной колодки. Затем поверните суппорт в сборе с цилиндром относительно другого пальца, выньте тормозную колодку со стороны поршня и опустите суппорт в рабочее положение. Осторожно, чтобы не повредить пылезащитный колпачок и не допустить выплескивание тормозной жидкости из бачка главного цилиндра, переместите поршень, как можно дальше внутрь цилиндра, отталкиваясь отверткой от поверхности тормозного диска. Подняв суппорт, замените изношенную наружную колодку новой и опустите суппорт в рабочее положение. Еще раз переместите поршень внутрь цилиндра и, подняв суппорт, замените внутреннюю тормозную колодку. Опустив суппорт, заверните и законтрите болт, резьба которого имеет покрытие, предотвращающее самоотварачивание направляющего пальца.
Примечание. Если уровень жидкости в бачке главного цилиндра приближается к отметке «Мах» или ей соответствует, то перед утапливанием поршня удалите из бачка часть жидкости, чтобы не допустить ее выплескивание из бачка.
При замене тормозных колодок на автомобилях ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 проверьте состояние и посадку в гнездах защитных колпачков поршней и чехлов направляющих пальцев. При необходимости замените их или обеспечьте правильную посадку в гнездах.
Замена тормозных колодок:
А – смотровое окно; 1 – суппорт; 2 – штуцер; 3 – колпачок; 4 – шланг; 5 – колесный цилиндр; 6 – болт; 7 – стопорная шайба; 8 – тормозной диск; 9 – тормозные колодки; 10 – направляющая колодок; 11 – защитный кожух тормозного диска; 12 – защитный чехол; 13 – направляющий палец
Тормозной механизм заднего колеса автомобилей ваз 2110
Тормозной барабан:
1 – направляющий штифт; 2 – тормозной барабан; А – резьбовое отверстие, используемое для снятия барабана
Детали тормозного механизма заднего колеса:
1 – щит тормозного механизма; 2 – колесный цилиндр; 3 – верхняя стяжная пружина колодок; 4 – тормозная колодка; 5 – накладка колодки; 6 – тормозной барабан; 7 – установочный штифт; 8 – направляющая пружина; 9 – нижняя стяжная пружина
Тормозной механизм заднего колеса:
1 – гайка крепления
ступицы; 2 – ступица колеса; 3 –
нижняя стяжная пружина
3.7. Снятие и установка тормозного механизма заднего колеса на автомобилях ваз 2110
Снятие. Поднимите заднюю часть автомобиля ваз и снимите колесо. Снимите тормозной барабан, отвернув направляющие штифты, а затем завернув их в резьбовые отверстия А до отделения барабана. Ослабив трос привода стояночной тормозной системы, отсоедините от рычага наконечник троса, снимите шплинт, нажмите на палец и снимите рычаг. Снимите направляющие пружины колодок, отсоедините верхнюю и нижнюю стяжные пружины колодок и снимите колодки. Приняв меры, не допускающие утечку жидкости из главного цилиндра, отсоедините от колесного цилиндра трубку подвода тормозной жидкости и заглушите входные отверстия цилиндра и трубки. Снимите колесный цилиндр. При замене щита тормоза, отверните болты его крепления к фланцу оси заднего колеса и снимите щит.
Установку деталей тормозного механизма проводите в последовательности, обратной снятию с учетом следующего:
После сборки тормозных механизмов и удаления воздуха из гидропривода нажмите на педаль тормоза 2–3 раза с усилием 39,2 Н (40 кгс) для установки поршней в рабочее положение. После чего проверьте легкость вращения колеса (допускается легкое задевание барабана о колодки). Отрегулируйте стояночную тормозную систему.
Проверка деталей тормозного механизма заднего колеса
Колесные цилиндры. Проверьте чистоту рабочих поверхностей цилиндра, поршней и упорных колец. Поверхности должны быть совершенно гладкими, чтобы не происходило утечки жидкости и преждевременного износа уплотнителей и поршней. Дефекты на зеркале цилиндра устраните притиркой или шлифовкой. Однако при этом увеличение внутреннего диаметра цилиндра не допускается. Проверьте состояние упорного винта 3 (см. рис. 6–28), пружины 6, опорной чашки 7 и сухарей 5. При необходимости замените поврежденные детали новыми. Замените уплотнители 8 новыми. Проверьте состояние защитных колпачков 10 и при необходимости замените их.
Колодки. Внимательно проверьте, нет ли на колодках повреждений или деформаций. Проверьте упругость стяжных и направляющих пружин колодок, при необходимости замените их новыми. Стяжные пружины не должны иметь остаточных деформаций при растяжении нижних пружин усилием 137,2 Н (14 кгс) и верхних – 294 Н (30 кгс). Проверьте чистоту накладок, если обнаружены грязь или следы смазки, тщательно очистите накладки металлической щеткой и промойте уайт-спиритом, кроме того, проверьте, нет ли утечки смазки внутри барабана; обнаруженные неисправности устраните. Колодки заменяйте новыми, если толщина накладок стала менее 1,5 мм. Замену проводите одновременно на обоих тормозных механизмах, то есть заменяйте обе пары колодок.
Тормозные барабаны. Осмотрите тормозные барабаны. Если на рабочей поверхности имеются глубокие риски или чрезмерная овальность, то расточите барабаны на станке. Затем, также на станке, абразивными мелкозернистыми брусками прошлифуйте барабаны. Это увеличивает долговечность накладок и улучшает равномерность и эффективность торможения. Увеличение диаметра барабана (200 мм) после расточки и шлифовки допускается до 201 мм. Предельно допустимый диаметр барабана 201,5 мм. Эти требования должны строго соблюдаться, в противном случае нарушается прочность барабана, а также эффективность торможения.
3.8. Снятие и установка стояночной тормозной системы ваз 2110
Снятие. Установите рычаг в крайнее нижнее положение, отсоедините наконечники тросов от рычагов ручного привода колодок и от уравнителя, для чего отверните с тяги контргайку и регулировочную гайку, затем снимите шайбу и уравнитель. Вынув шплинт и ось, снимите шайбу, рычаг и разжимную планку колодок. Отверните гайки крепления кронштейна рычага к полу кузова и снимите его в сборе с кронштейном.
Установку деталей стояночной тормозной системы ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 проводите в последовательности обратной снятию, с последующей его регулировкой. При установке покройте смазкой Литол-24 ось рычага стояночного тормоза, передний и задний наконечники троса, а также соединительный палец тяги.
Проверка деталей стояночной тормозной системы ваз 2110
Тщательно проверьте состояние деталей стояночной тормозной системы. Если обнаружены обрыв, перетирание проволок троса, плохое крепление наконечников на нем или повреждение оболочки, трос замените новым. Убедитесь, что зубья сектора и защелки не повреждены и рычаг надежно фиксируется в заданном положении, а также легко перемещается вверх-вниз. Поврежденные и изношенные детали замените.
Детали стояночной тормозной системы:
1 – рычаг привода стояночного тормоза в сборе с кронштейном; 2 – ось тяги; 3 – шайба; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – тяга; 6 – защитный чехол; 7 – уравнитель троса; 8 – шайба; 9 – регулировочная гайка; 10 – контргайка; 11 – трос; 12 – оболочка троса; 13 – разжимная планка колодок; 14 – ось рычага; 15 – рычаг ручного привода колодок; 16 – шайба
3.9. Инструменты и приспособления
1. Двухстоечный подъёмник.
2. Тормозной стенд с модулем управления (роликовый).
3. Набор головок.
4. Набор ключей.
5. Гайковёрт.
6. Молоток.
7. Выколодка из мягкого металла.
8. Пассатижи.
9. Жидкость WD-40.
10. Клещи.
11. Смазка Литол-24.
12. Набор отвёрток.
13. Компрессор с пневмопистолетом.
14. Ключи для прокачки тормозов.
15. Зеркало.
16. Тиски.
Глава 4. Организация рабочего места
Основным рабочим местом автослесаря
вне постов и линий технического
обслуживания и ремонта является
пост, оборудованный слесарным
Крышку верстака обивают тонкой листовой (кровельной) сталью, что предохраняет его от повреждений и облегчает содержание в чистоте.
Приступая к работе, автослесарь должен подготовить все необходимые для ее выполнения инструмент и приспособления и правильно расположить их на верстаке.
Важную роль играет поддержание
инструмента и приспособлений в
исправном состоянии и
Молотки должны быть прочно насажены на рукоятки, изготовленные из древесины твердых пород.
Конец рабочей части зубил и крейцмейселей необходимо хорошо затачивать под определенным углом. С верхнего конца зубила, крейцмейселя, а также бородка и выколотки следует удалять образовавшиеся заусенцы, которые, отлетая при ударах молотка, могут поранить.
Деревянные ручки напильников необходимо усиливать металлическими кольцами, предохраняющими ручки от раскалывания и позволяющими плотнее насаживать их на хвостовики напильников.
Приготавливая к работе слесарную ножовку, следует правильно (зубья ножовки должны быть направлены вперед) установить полотно в ножовочный станок и хорошо затянуть барашек, чтобы при резании полотно не изгибалось.
4.1. Техника безопасности при ремонте тормозной системы