Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 05:56, реферат
Краткое описание
Система международной безопасности - совокупность средств ( правовых норм, органов) обеспечивающих поддержание международной безопасности, предназначенные для наблюдения за соблюдением условий о перемирии. Их следует отличать от мер по военному принуждению, санкционированные Советом Безопасности ООН.
Содержание
Введение............................................................................................ 3 Основная часть................................................................................. .. 4 Список использованной литературы...
Основная часть.................................................................................
.. 4
Список использованной литературы................................................
15
Введение.
Система международной
безопасности - совокупность средств
( правовых норм, органов) обеспечивающих
поддержание международной безопасности,
предназначенные для наблюдения за соблюдением
условий о перемирии. Их следует отличать
от мер по военному принуждению, санкционированные
Советом Безопасности ООН.
Современная
система международной безопасности
всеобъемлющая. В ней различают
два момента:
-Первый, коллективные меры
- широкое международное сотрудничество.
-Второй, превентивная дипломатия,
направленная на предотвращение угрозы
миру и на мирное урегулирование международных
споров.
Эффективные коллективные
меры могут осуществляться лишь на основе
уважения принципов суверенного равенства,
невмешательства во внутренние дела, самоопределения,
уважения прав человека, добросовестного
исполнения обязательств по международному
праву. Право международной безопасности
зафиксировало коренные изменения в международной
политике.
В настоящий момент
война не является больше преступлением
против мира. Агрессия - является преступлением
против мира.
Основная
часть.
Понятие и система
международной безопасности. (11)
На всем протяжении человеческой
истории чрезвычайную актуальность имела
проблема недопущения и прекращения войн
- жестокого бича народов земного шара
за весь период их разумного существования.
XX век, принесший две мировые
войны, еще более обострил вопрос
о средствах и путях разрешения
вооруженных конфликтов, о создании такого
миропорядка, в котором не осталось бы
места войнам и все государства в равной
мере находились в полной безопасности.
Со второй половины XX века постепенно
вызрело убеждение в том, что в истории
человеческой цивилизации ушло то время,
когда государства могли рассчитывать
защитить себя только созданием собственной
мощной обороны.
Характер современного
оружия не оставляет ни одному
государству надежды обеспечить
свою безопасность лишь военно-техническими
средствами, наращиванием вооружений
и вооруженных сил, поскольку уже не только
саму ядерную войну, но и гонку вооружений
таким образом выиграть нельзя. Ясно, что
в ядерной войне, если она будет развязана,
не будет победителей, а под угрозу будет
поставлено существование всей человеческой
цивилизации. Таким образом, стало очевидно,
что безопасность государств может быть
обеспечена с помощью не военных, а политических
и юридических средств. Роль международного
права в создании всеобъемлющей системы
мира и безопасности в конечном счете
можно свести к решению двуединой задачи:
* обеспечение эффективного функционирования
того механизма поддержания мира, которым
мировое сообщество уже располагает, максимальное
использование заложенного в действующих
нормах потенциала, укрепление существующего
международного правопорядка;
* выработка новых международно-правовых
обязательств, новых норм.
Выполнение первой задачи связано
с процессом правоприменения, второй -
с процессом международного нормотворчества.
Современное международное право - это
право мира, а потому даже те его установления,
которые, казалось бы, непосредственного
отношения к предотвращению войны не имеют,
должны способствовать укреплению международной
безопасности. Примером могут служить
основные принципы международного права,
направленные на обеспечение равноправного
межгосударственного сотрудничества
и международной защиты прав народов и
человека (уважение государственного
суверенитета, невмешательство во внутренние
дела, сотрудничество, равноправие и самоопределение
народов и др.), и соответствующие конкретные
международно-правовые нормы (посвященные,
скажем, созданию нового международного
экономического порядка или проблеме
ликвидации задолженности развивающихся
стран, экономической безопасности или
борьбе с расизмом).
Наряду с этим можно и нужно
выделить также нормы международного
права, играющие особо важную роль в создании
условий, которые исключили бы возникновение
войны. Совокупность этих норм и составляет
право международной безопасности.
Право международной
безопасности - совокупность правовых
способов, соответствующих основным
принципам международного права,
направленных на обеспечение мира и применяемых
государствами коллективных мер против
актов агрессии и ситуаций, угрожающих
миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права
международной безопасности составляют
прежде всего такие основные принципы,
как принцип неприменения силы, принцип
мирного разрешения споров, принцип разоружения.
При этом формы закрепления нормативных
решений, составляющих основу данных принципов
разнообразны:
* международный
договор (так, на Стокгольмской конференции
по мерам доверия, безопасности
и разоружения в Европе в 1985
г. советская сторона предложила
основные положения Договора о взаимном
неприменении военной силы и поддержания
отношений мира);
* итоговые документы
межгосударственных конференций (например,
Заключительный акт 1975 г.); * нормоустановительные
решения международных организаций (скажем,
Декларация ООН об усилении эффективности
принципа отказа от угрозы силой или ее
применения в международных отношениях
от 18 ноября 1987 г.).
Нормативный характер носят и специальные
принципы права международной безопасности.
Среди них особо следует выделить принципы
равенства и одинаковой безопасности,
ненанесения ущерба безопасности государств
и т.д. Равная безопасность понимается
в юридическом смысле: у всех государств
существует равное право на обеспечение
своей безопасности. Фактического равенства,
паритета в вооружениях и вооруженных
силах при этом может и не быть. Действие
принципа равной безопасности, ограничиваясь
сферой юридического равенства, в этом
смысле тождественно действию принципа
суверенного равенства.
Международному праву известен обширный
арсенал конкретных средств обеспечения
международной безопасности. К ним относятся:
* коллективная
безопасность (всеобщая и региональная);
* разоружение;
* мирные средства
разрешения споров;
* меры по ослаблению
международной напряженности и
прекращению гонки вооружений;
* меры по предотвращению
ядерной войны;
* неприсоединение
и нейтралитет;
* меры по пресечению
актов агрессии, нарушения мира
и угрозы миру;
* самооборона;
* действия международных
организаций;
* нейтрализация
и демилитаризация отдельных
территорий, ликвидация иностранных
военных баз;
* создание зон
мира в различных регионах
земного шара;
* меры по укреплению
доверия между государствами.
Подавляющее большинство перечисленных
средств - меры мирного свойства, однако
некоторые из них предусматривают возможность
правомерного применения силы (например,
принудительные меры по постановлению
Совета Безопасности ООН в случае угрозы
миру, нарушения мира и актов агрессии,
самооборона). В ряду вышеперечисленных
средств обеспечения международной безопасности
самое главное место отводится первым
трем.
Коллективная безопасность - система совместных
мероприятий государств, предпринимаемых
для предотвращения и устранения угрозы
миру и подавления актов агрессии или
других нарушений мира.
Система коллективной безопасности
имеет два основных признака в качестве
общей характеристики.
Первый признак - принятие
государствами-участниками системы
по крайней мере трех обязательств,
обращенных как бы “внутрь”
системы:
* не прибегать
в своих взаимоотношениях к
силе;
* разрешать все
споры мирным путем;
* активно сотрудничать
в целях устранения любой опасности
миру.
Более развитая форма коллективной безопасности
может включать и обязательство, обращенное
“вовне”,- взаимопомощь участников в
случае агрессии (ст.51 Устава ООН). В этом
случае нападение на одно государство-участника
рассматривается как нападение на всех
участников системы коллективной безопасности.
Второй признак - наличие
организационного единства государств-участников
системы. Это или организация, выступающая
в качестве “классической” формы коллективной
безопасности (например, ООН), или иное
выражение единства: учреждение консультативных
или координационных органов (например,
Движение неприсоединения), обеспечение
систематических встреч, совещаний (например,
ОБСЕ). Система коллективной безопасности
оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы
коллективной безопасности: всеобщую
(универсальную) и региональную. В настоящее
время универсальная коллективная безопасность
основывается на функционировании Организации
Объединенных Наций, в преамбуле Устава
которой зафиксирована главная задача
ее существования - “избавить грядущие
поколения от бедствий войны, дважды в
нашей жизни принесшей человечеству невыразимое
горе”.
В механизме обеспечения универсальной
безопасности на первый план выдвигаются
не принудительные, а мирные меры. Это,
во-первых, обязательства государств-членов:
* проявлять терпимость
и жить в мире друг с другом,
как добрые соседи, и объединять
силы для поддержания международного
мира и безопасности;
* создать условия,
при которых могут соблюдаться
справедливость и уважение к международным
обязательствам;
* принимать коллективные
меры для предотвращения угрозы
миру и для его укрепления,
проводить улаживание международных
споров или ситуаций мирными средствами;
* развивать дружественные
отношения между нациями;
* не допускать
вмешательства в дела по существу
входящие во внутреннюю компетенцию
любого государства;
* воздерживаться
от угрозы силой или ее применения
как против территориальной неприкосновенности
или политической независимости любого
государства, так и каким-либо другим образом,
несовместимым с целями ООН.
Во-вторых, указание на правовые способы
(средства), с помощью которых члены ООН
самостоятельно (без участия ООН) могут
разрешать споры и ситуации мирным путем
(гл.VI).
В-третьих, четкая регламентация
действий органов ООН по применению коллективных
мер мирного характера для улаживания
международных споров.
В-четвертых, укрепление доверия
между государствами-членами путем развития
сотрудничества в самых различных областях
отношений.
В-пятых, содействие осуществлению
практических мер в области ограничения
вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).
Устав ООН предусматривает и меры принудительного
характера, которые должны применяться
в исключительных случаях, когда мир уже
нарушен (совершена агрессия) или создана
реальная угроза нападения на то или иное
государство. В этом случае на первые роли
выходит СБ ООН, на который возложена главная
ответственность за поддержание международного
мира и безопасности (ст.24). Он является
единственным органом ООН, который обладает
правом оперативно принимать:
* превентивные действия
по предупреждению и ограничению конфликтов;
* принудительные
меры безопасности без использования
вооруженных сил;
* принудительные
меры безопасности с применением
вооруженных сил.
Действия СБ ООН в области поддержания
мира начинаются с квалификации ситуации.
В соответствии со ст.39 СБ должен определить,
имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением
мира или актом агрессии. Квалификация
СБ является юридической базой для его
дальнейших действий по поддержанию мира.
Устав ООН дает ему право прибегнуть к
временным мерам по ст.40 для того, чтобы
предотвратить дальнейшее обострение
ситуации. Как правило к временным мерам
относятся: прекращение огня, отвод войск
на ранее занимаемые позиции, вывод войск
с оккупированной территории, проведение
временной демаркационной линии, создание
демилитаризованной зоны и т.д.
Если ситуация продолжает
ухудшаться, СБ вправе принять
как меры, не связанные с использованием
вооруженных сил, так и с их применением.
Первые предусмотрены в ст.41 Устава. Они
могут включать полный или частичный перерыв
экономических отношений, железнодорожных,
морских, воздушных, почтовых, телеграфных,
радио- и других средств сообщения, а также
разрыв дипломатических отношений. СБ
неоднократно прибегал к невооруженным
санкциям по ст.41. Последние случаи - в
1991 г. в отношении Югославии (рез.713 и последующие:
эмбарго на поставки оружия, экономические
санкции); в 1992 г. в отношении Ливии (рез.748:
воздушное эмбарго, эмбарго на поставки
оружия).
Применение мер с использованием
вооруженных сил регулируется ст.42 в случае,
если меры, предусмотренные в ст.41 окажутся
недостаточными. На практике СБ ни разу
не прибегал к применению вооруженных
сил в соответствии со ст.42. Тем не менее
вооруженные силы используются в рамках
ООН для проведения операций по поддержанию
мира. Они обычно делятся на две категории:
миссии военных наблюдателей, состоящие
из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию
мира, включающие контингенты войск, имеющие
легкое оружие, используемое только для
самообороны.
С 1945 по 1994 г. было осуществлено
34 операции по поддержанию мира,
из них первого типа - 20, второго
- 14. Среди действующих миссий
наблюдателей выделяются Группа военных
наблюдателей ООН в Индии и Пакистане
(с января 1949 г.), Контрольная миссия ООН
в Анголе (с июня 1991 г.), Миссия ООН по наблюдению
в Грузии (с августа 1993 г.) и т.д. Что касается
второго типа операций, то важнейшими
из них являются в настоящее время: Временный
орган в Камбодже (с марта 1992 г.), Операция
ООН в Сомали (с мая 1993 г.), Силы ООН по охране,
действующие в Югославии (с марта 1992 г.)
и т.д.
Для большинства операций ООН были общими
следующие задачи: