Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:21, реферат
Конструктивные особенности. На
всех рассматриваемых двигателях системы охлаждения жидкостные, закрытого
типа, т. е. сообщаются с атмосферой только через специальные клапаны при
определенном избыточном давлении или разрежении. Циркуляция охлаждающей
жидкости осуществляется принудительно при помощи жидкостного насоса. Для
компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее нагреве и
охлаждении в системе имеется расширительный бачок. Составными элементами
системы охлаждения являются рубашка охлаждения блока и головки цилиндров,
радиатор, расширительный бачок, вентилятор, жидкостный насос, термостат и
патрубки
хомутики. Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется
подтягиванием болтов и гаек крепления. В случае протекания жидкости через
дренажное отверстие корпуса жидкостного насоса необходимо заменить изношенные
детали самоуплотняющейся манжеты (сальника). Если небольшое подтекание из
дренажного отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля, это может
являться результатом незаконченной приработки деталей уплотнителя и принимать
меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание
закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипник
насоса и к его разрушению. Подтекание жидкости через трещины в бачках и
сердцевине радиатора устраняется запаиванием (заклеиванием) поврежденных мест.
Подтекание жидкости через небольшие трещины может быть устранено путем
добавления в охлаждающую жидкость специального герметика.
Перегрев
двигателя характеризуется
закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие:
недостаточного уровня охлаждающей жидкости; неисправности электровентилятора
(не включается
из-за неисправности датчика
дает нужную частоту вращения); засорения проходов в сердцевине радиатора;
поломки крыльчатки центробежного насоса; неисправности термостата (не
открывается основной клапан и жидкость через
радиатор не циркулирует);
загрязнения или отложения
охлаждения и радиаторе. Перегрев двигателя может быть вызван также
неисправностями систем питания и зажигания. При перегреве происходят потеря
мощности двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью,
а также выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой
группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температурой
возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя,
поэтому при первых же признаках перегрева необходимо принимать меры к
устранению неисправностей.
Для проверки исправности термостата непосредственно на автомобиле необходимо
пустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок
радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает
прогреваться, когда
температура охлаждающей
При этом стрелка
указателя температуры в
находиться на расстоянии 3 — 4 мм от красной зоны шкалы или располагаться
между делениями 80 — 100 на цифровом указателе.
Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и
устранением вначале прочисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины
струёй воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым воздухом.
Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и радиаторе значительно
ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для
устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных
составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения,
после чего промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.
Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью термостата
(не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом,
указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой
температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает
усиленное изнашивание
деталей кривошипно-шатунного
ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со
стенок цилиндров и разжижения масла в картере.
Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно необходимо проверять
отсутствие подтеканий и контролировать уровень охлаждающей жидкости,
который на остывшем двигателе должен быть на 3 — 4 см выше риски с отметкой
"М1М" в расширительном бачке, а при наличии двух рисок (двигатель
МеМЗ-245) — на уровне верхней риски. Во время работы двигателя и сразу
после его остановки уровень жидкости может несколько повышаться.
В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения двигателей
используется Тосол А-40 или Тосол А-65. Эти жидкости представляют собой
смесь технического
этиленгликоля и
замерзания соответственно —40 и —65 °С, температура их закипания при
атмосферном давлении около 108 °С. При указанных отрицательных температурах
жидкость превращается не в лед, а в густую массу, которая не вызывает
повреждения радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидкости не склонны к
вспениванию, отложению накипи и испарению, но являются ядовитыми. При
попадании их в организм человека может произойти тяжелое отравление, поэтому
их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо хорошо мыть
руки с мылом. Не следует допускать попадания жидкости на окрашенную
поверхность кузова во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в
закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или железной, но не
оцинкованной посуде.
Для всех двигателей,
эксплуатируемых в южных
а в районах средней полосы и Севера в теплое время года пр!/необходимости
допускается заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду. Для этого из
системы охлаждения сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до полного
уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры
(80... 90 °С). Затем останавливают
двигатель, сливают воду и
заправляют систему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что
применение воды способствует образованию накипи на внутренних поверхностях
рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно в воду добавлять препарат