Система смазки двигателя ЗИЛ 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:09, доклад

Краткое описание

Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает сила называемая силой терния. На преодоление сил трения затрачивается часть мощности двигателя; помимо этого трение приводит к износу деталей и их нагреву. Уменьшение сил трения достигается улучшением качества обработки поверхности, применением антифрикционных сплавов, шариковых и роликовых подшипников. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения сил трения является смазка.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 101.68 Кб (Скачать файл)

-Система  смазки:

Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает  сила называемая силой терния. На преодоление  сил трения затрачивается часть  мощности двигателя; помимо этого трение приводит к износу деталей и их нагреву. Уменьшение сил трения достигается  улучшением качества обработки поверхности, применением антифрикционных сплавов, шариковых и роликовых подшипников. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения сил трения является смазка. Смазка, находящаяся между трущимися  поверхностями, разделяет их, заменяя  непосредственное трение деталей трением  слоев смазки между собой. Помимо этого, масло охлаждает смазываемые  детали и уносит твердые частицы, попавшие между ними.

В зависимости от размещения и условий работы деталей масло  может подаваться под давлением, разбрызгиванием и самотеком. В  автомобильных двигателях применяются  все три способа подвода масла, при этом к наиболее нагруженным  деталям масло поступает под  давлением, а к остальным —  разбрызгиванием и самотеком.

Для хранения, подвода, очистки  и охлаждения масла применяют  ряд приборов, маслопроводов и  каналов, образующих систему смазки (система смазки двигателя ЗиЛ-130 на рис. 15).

Схема системы смазки двигателя  ЗИЛ-130 показана на рис. 15, а. Масло из поддона картера через маслоприемник засасывается в масляный насос. Нижняя секция масляного насоса подает масло к радиатору, а оттуда в поддон катера двигателя. Верхняя часть под давлением через канал в задней перегородке блока цилиндров подает масло для очистки в корпус масляного фильтра.

Из фильтра масло поступает  в распределительную камеру, расположенную  в задней перегородке блока цилиндров, и далее в два продольных магистральных  канала, выполненных в левом и  правом рядах цилиндров. Из магистральных  каналов масло под давлением  подается к направляющим втулкам  толкателей, к опорным шейкам распределительного вала — к шатунным подшипникам. Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке  распределительного вала выполнены  отверстия, при совпадении которых  с отверстиями в блоке цилиндров (1 раз при каждом обороте распределительного вала) пульсирующая струя масла подается в каналы головки цилиндров. Из этих каналов через пазы на опорных поверхностях стоек, оси коромысел и зазоры между стенками отверстий и болтом, проходящим через стойки, масло поступает внутрь полых осей коромысел (рис. 15, б) и через отверстия в стенках осей к втулкам.

Из зазора между осью коромысел  и отверстием в коромысле масло  через канал, выполненный в коротком плече, поступает для смазки сферических  опор штанг (рис. 15, в), а часть его попадает на стержни клапанов и механизмы их поворотов. В передней шейке распределительного вала имеется канал для подачи масла под давлением к упорному фланцу. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием и самотеком.

На стенки цилиндров масло  выбрызгивается из отверстий в теле шатунов в момент их совпадения с  масляным каналом коленчатого вала (рис. 15, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъемным кольцом, через  отверстия в канавке поршня отводится  внутрь поршня и смазывает опоры  поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна.

Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим  самотеком по каналам для стока  масла из головки цилиндров.

Масляный насос служит для создания необходимого давления в системе смазки. Насос (рис. 16) состоит из корпуса, внутри которого расположены одна или две пары шестерен. Одна из каждой пары шестерен насажена неподвижно на приводном валике, а другая свободно на оси. Приводной валик приводится в действие от косозубой шестерни на распределительном валу. При вращении шестерен насоса их зубья захватывают масло у входного отверстия, проносят у стенок корпуса и выдавливают в выходное отверстие.

В двигателе ЗиЛ-130 верхняя  секция насоса подает масло в систему  смазки и фильтр центробежной очистки, нижняя — к масляному радиатору.

Как в двигателе ЗиЛ-130 масляный насос расположен снаружи  двигателя. Масло поступает к  масляному насосу через маслоприемник  с сетчатым фильтром.

Масляные фильтры. Качество масла в двигателе не остается постоянным, так как масло засоряется мелкой металлической пылью, появляющейся в результате износа деталей, частицами нагара, образовывающегося в результате сгорания его на стенках цилиндров. При высокой температуре деталей масло коксуется, образуются смолы и лакообразные продукты. Все эти примеси являются вредными и для их удаления применяют масляные фильтры.

На двигателях ЗиЛ-130 установлен фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Фильтр (рис. 17) состоит из корпуса с осью, где на подшипнике размещен - ротор с колпаком. Снизу  ротора размещены два жиклера  с отверстиями, направленными в  разные стороны, и фильтрующая сетка. Колпак закреплен на оси ротора при  помощи гайки и закрыт сверху неподвижным  кожухом с барашковой гайкой. Ротор  вращается под действием струй  масла, выбрасываемого под давлением  через два жиклера.

Масляный радиатор. В жаркое время года и при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях температура масла настолько повышается, что оно становится очень жидким и давление в системе смазки падает.

Для охлаждения масла и  предотвращения его разжижения в  систему смазки двигателей включен  масляный радиатор, который состоит  из двух бачков и горизонтальных трубок, расположенных между ними. Для  увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости радиатора  трубки скреплены металлическими ребрами. На автомобиле ЗИЛ-130 масляный радиатор выполнен в виде трубчатого змеевика с оребрением для увеличения поверхности  теплоотдачи.

Масляный радиатор оказывает  сравнительно небольшое сопротивление  прохождению масла, в результате чего давление в системе может  снизиться и подача масла к  трущимся поверхностям уменьшится.

Для предотвращения этого  явления масляный радиатор двигателя  включается краном, перед которым  установлен предохранительный клапан, перекрывающий доступ масла в  радиатор при понижении давления в системе ниже 0,1 МПа.

Маслопроводы выполнены в виде латунных или прорезиненных трубок, соединяющих отдельные участки системы смазки и каналов, высверленных в блоке цилиндров, коленчатом валу, шатунах, осях коромысла, в коромыслах, корпусах фильтров и др.

Маслоналивные патрубки расположены сверху или сбоку двигателя и соединены с поддоном картера непосредственно через маслоналивную трубку. Маслоналивные патрубки имеют воздушные фильтры.

Контроль за уровнем масла  в двигателе осуществляют масломерной  линейкой, имеющей отметки «О»  и «Полно». Необходимо следить, чтобы  уровень масла был у отметки  «Полно».

Вентиляция картера  двигателя, В картере работающего двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и кольцами проникают пары топлива и отработавшие газы. Пары топлива конденсируются и разжижают смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары воды и сернистые соединения, также отрицательно влияют на качество масла и уменьшают срок его службы. Удаляют прорвавшиеся в картер пары топлива и газы при помощи системы вентиляции картера.

 

В двигателе ЗИЛ-130 применена  принудительная вентиляция картера (рис. 18). Чистый воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный с маслоналивным патрубком. Из патрубка воздух попадает в картер распределительных шестерен и в  картер двигателя. Отсасываемый воздух проходит через уловитель, где отделяются частицы масла, затем через клапан и трубку попадает в центральную  часть впускного трубопровода.

При работе двигателя с  прикрытым дросселем под действием  большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается, верхняя ступенчатая  часть клапана входит в отверстие  штуцера и уменьшает проходное  сечение канала. Это сделано для  того, чтобы уменьшить подсос постороннего воздуха и дать возможность двигателю  устойчиво работать на холостом ходу. При работе с полностью открытым дросселем разрежение во впускном трубопроводе падает и клапан под действием  собственного веса опускается вниз, открывая полностью проходное сечение  канала.


Информация о работе Система смазки двигателя ЗИЛ 130