Система электроснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:53, диссертация

Краткое описание

Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания постоянства напряжения в бортовой сети электрооборудования автомобиля. Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Регулирование напряжения генератора в заданных пределах осуществляется регулятором напряжения.

Вложенные файлы: 1 файл

белобров работа.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Г. Урюпинск

                                   МБОУ Центр Образования

 

 

Специальность: «Слесарь – электрик по ремонту  электрооборудования автомобиля»

 

 

 

 

Операционная  карта № __

Система электроснабжения

Ремонт генератора г 222

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:   «__»  _____ 20_ г. Работу проверил: «__»  ____ 20_ г.

_______________   Белобров В.                          Слободкин Е. Д.

 

 

                                                   Система электроснабжения 

Система электроснабжения предназначена  для питания электрической энергией всех потребителей и поддержания  постоянства напряжения в бортовой сети электрооборудования автомобиля. Источниками электрической энергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Регулирование напряжения генератора в заданных пределах осуществляется   регулятором  напряжения.

К надежности работы и качеству электрической энергии в системе  источников электрической энергии  предъявляются высокие требования. Отклонение напряжения в бортовой сети автомобиля от расчетного не должно превышать   ±3 %.

Колебание напряжения в пределах ±5 % от расчетного значения приводит к  изменению светового потока на ±20 %, и срок службы ламп уменьшается  в 2 раза.

Повышение   регулируемого   напряжения   на    10       12    %

приводит к снижению срока  службы аккумуляторной батареи в 2...2,5 раза. Надежность работы системы электроснабжения оказывает значительное влияние  на экономичность работы  автомобиля в эксплуатации.

На автомобилях, выпускаемых  в настоящее время, устанавливают  генераторы переменного тока. Примерно 20 % автомобилей, находящихся в эксплуатации, оснащены генераторами постоянного  тока.

Генераторы переменного  тока обладают свойствами самоограничения  максимальной силы тока, а встроенные выпрямители препятствуют протеканию тока от аккумуляторной батареи по обмоткам статора. Поэтому с генераторами переменного тока работает только регулятор  напряжения.

При поиске неисправностей систему электроснабжения можно  разделить на генератор, регулятор  напряжения (реле-регулятор), цепь заряда и цепь возбуждения. Визуальным симптомом  неисправностей являются показания  амперметра   автомобиля.

Весьма полезна при  диагностировании информация водителя, так как ряд признаков при  эксплуатации автомобиля прямо указывает  на уровень регулируемого напряжения. Например, при повышенном напряжении сила зарядного тока более 10 А не снижается в течение 4...6 ч непрерывной езды днем; часто перегорают лампы, разбрызгивается электролит аккумулятора и появляется белый налет на металлической рамке крепления батареи. При заниженном напряжении происходит быстрый разряд аккумуляторной  батареи.

 

 

                                                генератор

Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В...................................... 12

Направление вращения .................. правое (со стороны привода)

Максимальная сила тока отдачи при 14 В и  
частоте вращения ротора 5000 мин-1, А..................... 42

Максимальная частота  вращения ротора, мин1..............13000

Передаточное отношение  
двигатель-генератор ............................................ 1 : 2,04

Особенности устройства

Генератор Г-221 переменного  тока служит для питания потребителей электрической энергии и для  зарядки аккумуляторной батареи. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением правого вращения (со стороны привода). Для преобразования переменного тока в постоянный в  генератор встроен выпрямитель  на шести кремниевых диодах.

Генератор установлен на двигателе  с правой стороны и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива  коленчатого вала. Через отверстия  в ушках крышек 1 и 23 генератор  крепится болтом к кронштейну двигателя  и шпилькой к натяжной планке. Чтобы  при затяжке болта не обломились ушки крышек, в отверстии крышки 1 имеется резиновая буферная втулка 32. Под действием усилия затяжки  поджимная стальная втулка смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном крепления генератора, буферная втулка 32 сжимается между стальными втулками и осевое усилие затяжки не передается на ушко. Основные части генератора это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые из алюминиевого сплава.

Ротор состоит из вала 7, на рифленую поверхность которого напрессована стальная втулка и стальные клювообразные  полюсы 18 и 30 и образующие вместе с  валом и втулкой сердечник  электромагнита. На втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе  помещена обмотка 25 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки  выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к медным контактным кольцам 4 и 5, установленным на пластмассовой  втулке. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 6 и 22 закрытого типа.

Смазка закладывается  в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего  подшипника 25 свободно посажена на вал  ротора и вместе с дистанционным  кольцом 21 зажата гайкой крепления  шкива между ступицей шкива и  буртиком вала. Наружная обойма этого  подшипника запрессована в крышку и  закреплена между двумя стальными  шайбами, стянутыми четырьмя винтами. После затяжки гаек концы винтов раскернивают, чтобы исключить самоотвинчивание гаек. Внутренняя обойма заднего подшипника 6 напрессована на вал ротора, а наружная входит в гнездо крышки 1 и поджимается резиновым кольцом. На валу ротора с помощью сегментной шпонки и гайки закреплен шкив 19 с крыльчаткой 17 вентилятора, служащего для охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора.  
Воздух засасывается в окна крышки 1, проходит между статором и ротором и через окна крышки 23 крыльчаткой вентилятора выбрасывается наружу.

Между ступицей шкива и  гайкой установлена пружинная коническая шайба, обращенная выпуклой стороной к  гайке. Шкив и вентилятор изготовлены из тонколистовой стали и соединены электросваркой. Сердечник статора 27 набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм. В четырех местах по наружной поверхности пластины соединены сваркой. На внутренней поверхности статора имеется пазов полузакрытой формы, изолированные картоном. В пазах уложена трехфазная обмотка статора, закрепленная от выпадания клиньями 28, в качестве которых используются пластмассовые трубки. Каждая фазная обмотка состоит из шести последовательно соединенных катушек. Фазные обмотки соединены а звезду с выводом нулевой точки на штекер 12 (без маркировки). Этот вывод используется для подключения реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.

Для повышения электрической  прочности и теплопроводности обмотки  статор пропитан лаком. На крышке -1 генератора винтом закреплен щеткодержатель 13 со щетками 14 и 15. Через щетки, изготовленные  из меднографитовой смеси и прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения. Щетка 14 через пластину соединена с "массой" генератора, а щетка 15 - со штекером "67". Детали выпрямителя также прикреплены к крышке 1 генератора.

Выпрямитель преобразовывает  переменный ток, вырабатываемый генератором, в постоянный, которым питаются потребители  электрической энергии автомобиля. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА - 20 полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке, состоящем из двух алюминиевых держателей с диодами. С целью упрощения конструкции выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного тока ("положительные" диоды). Они запрессованы в держатель, соединенный с выводом "30" генератора. Другие три диода создают на корпусе "минус" выпрямленного тока ("отрицательные" диоды). Они запрессованы в соединенный с "массой" держатель выпрямительного блока, соединенный с "массой". Диоды запрессованы в алюминиевые держатели для того, чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от их корпуса к держателям, которые для охлаждения продуваются воздухом. В случае выхода диодов из строя их нельзя заменять по отдельности надо заменять целиком выпрямительный блок.

На генераторах выпуска  до 1977 г. отрицательные диоды были запрессованы в крышку 1, а положительные - в алюминиевый держатель, соединенный  с выводом "30" и прикрепленный  вместо выпрямительного блока к  крышке 1. У этих генераторов можно  было заменять отдельные поврежденные отрицательные диоды, аккуратно  впрессовывая и запрессовывая их на прессе. Если выходил из строя  положительный диод, то необходимо было заменять целиком держатель  с положительными диодами.

Работает генератор следующим  образом. Когда ключ выключателя  зажигания находится в положении 1 (зажигание), через обмотку возбуждения  генератора проходит электрический  ток, создающий вокруг полюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный клювообразный  полюс ротора и магнитный  
поток, проходящий через обмотку статора, меняется по величине и направлению. Этот переменна магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу. Клювообразная форма полюсов ротора подобрана таким образом, чтобы получить форму кривой электродвижущей силы, близкую к синусоидальной.


 

 

 

 

 

 

                            Операционная карта

        Разборка и сборка генератора

                    Детали генератора Г- 222

 

 

 

 

1 – кожух;  
2 – регулятор напряжения;  
3 – основание;  
4 – щеткодержатель со щетками;  
5 – вывод “15” генератора (вывод “Б” регулятора напряжения);  
6 – крышка генератора со стороны контактных колец;  
7 – колодка штекера центрального вывода обмотки статора;  
8 – изолирующие втулки;  
9 – выпрямительный блок;  
10 – контактный болт;  
11 – статор;

12 – ротор;  
13 – дистанционная втулка;  
14 – внутренняя шайба крепления подшипника;  
15 – крышка со стороны привода;  
16 – шкив;  
17 – наружная шайба крепления подшипника;  
18 – стяжной болт;  
19 – передний шарикоподшипник ротора;  
20 – втулка;  
21 – буферная втулка;  
22 – поджимная втулка;  
23 – конденсатор


 

 
                                       Разборка

1. Отвернуть винты и снять кожух 1 в сборе с регулятором 2, основанием 3 и щеткодержателем 4, снять конденсатор 23.

2. Отвернуть гайки стяжных болтов 18 и снять крышку 15 генератора вместе с ротором 12.

3. Зажать ротор в тисках, отвернуть гайку шкива и съемником снять шкив 16 с вала ротора. Вынуть из паза на валу сегментную шпонку и снять крышку 15.

4. Отвернуть гайки винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, вынуть из колодки 7 штекер нулевого провода и извлечь статор 11 из крышки 6 генератора.

5. Отвернуть гайку контактного болта 10 и снять выпрямительный блок 9.


 

                                              Сборка

 

Сборку генератора необходимо производить в обратном порядке  с учетом следующего:  
  – несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм,

 

Список литературы

Литература-  http://avtomechanic.ru/mazda-3/elektrooborudovanie/elektrosnabzhenie-avtomobilya

Устройство генератора-  http://www.autoend.ru/Vaz2105/Electro/Generator_txt.htm


Информация о работе Система электроснабжения