Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа
Назначение. Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. При этом передаваемый крутящий момент изменяется по величине и распределяется в определенном соотношении между ведущими колесами.
Крутящий момент на ведущих колесах автомобиля зависит от передаточного числа трансмиссии, которое равно отношению угловой скорости коленчатого вала двигателя к угловой скорости ведущих колес. Передаточное число трансмиссии выбирается в зависимости от назначения автомобиля, параметров его двигателя и требуемых динамических качеств.
Двойные главные
передачи (рис. в) устанавливают на автомобилях
большой грузоподъемности для увеличения
общего передаточного числа
5.2 Устройство главной
передачи
Двойная главная
передача автомобиля ЗИЛ-130 является частью
механизмов ведущего заднего моста,
которые размещены в его балке
8. Ведущий вал главной передачи
выполнен за одно целое с ведущей
конической шестерней 1. Он установлен
на конических роликовых подшипниках
в стакане, закрепленном на картере
9 главной передачи. Здесь же в
картере установлен на роликовых
конических подшипниках промежуточный
вал с ведущей цилиндрической
шестерней 12. На фланце вала жестко закреплена
ведомая коническая шестерня 2, находящаяся
в зацеплении с шестерней 1. Ведомая
цилиндрическая шестерня 5 соединена
с левой 3 и правой 6 чашками дифференциала,
образующими его коробку. В коробке
установлены детали дифференциала:
крестовина 4 с сателлитами 11 и полуосевыми
шестернями 10.
Механизмы ведущего
заднего моста
При работе главной
передачи крутящий момент передается
от карданной передачи на фланец ведущего
вала и его шестерню 1, далее на
ведомую коническую шестерню 2, промежуточный
вал и его шестерню 12, ведомую
цилиндрическую шестерню 5 и через
детали дифференциала на полуоси 7,
связанные со ступицами колес
автомобиля.
Глава 6. Дифференциал
6.1 Назначение, принцип
действия дифференциала
Дифференциал предназначен
для передачи крутящего момента
от главной передачи к полуосям и
позволяет им вращаться с разной
скоростью при повороте автомобиля
и на неровностях дороги.
На автомобилях
применяют шестеренчатые
Дифференциал
а - колеса вращаются
с одинаковой частотой,
б - движение колес на
повороте
1 - ось сателлитов,
2 - ведомая шестерня,
3 - полуосевые шестерни,
4 - сателлит,
5 - ведущая шестерня,
6 - полуоси.
Дифференциалы такого
типа используют между колесами ведущих
мостов как межколесные. Для различных
автомобилей они отличаются конструкцией
корпуса и числом сателлитов. Конические
дифференциалы используют также и в качестве
межосевых. В этом случае они распределяют
крутящий момент между главными передачами
ведущих мостов.
На рисунке для
упрощения не показан корпус дифференциала,
поэтому для рассмотрения принципа
действия будем считать, что ось
1 сателлитов установлена в корпусе.
При вращении ведущей шестерни 5
и ведомой шестерни 2 главной передачи
крутящий момент передается на ось 1 сателлитов,
далее через сателлиты 4 на полуосевые
шестерни 3 и на полуоси 6.
При движении автомобиля
по прямой и ровной дороге задние колеса
встречают одинаковое сопротивление
и вращаются с одинаковой частотой
(рис. а). Сателлиты вокруг своей оси
не вращаются и на оба колеса передаются
одинаковые крутящие моменты. Как только
условия движения изменяются, например
на повороте (рис. б), левая полуось начинает
вращаться медленнее, так как колесо с
которым она связана, встречает большое
сопротивление. Сателлиты приходят во
вращение вокруг своей оси, обкатываясь
по замедляющейся полуосевой шестерне
(левой) и увеличивая частоту вращения
правой полуоси. В результате правое колесо
ускоряет свое вращение и проходит большой
путь по дуге наружного радиуса.
Одновременно с
изменением скоростей полуосевых шестерен
происходит изменение крутящего момента
на колесах - на ускоряющемся колесе момент
падает. Так как дифференциал распределяет
моменты на колеса поровну, то в этом случае
на замедляющемся колесе происходит также
уменьшение момента. В результате суммарный
момент на колесах падает и тяговые свойства
автомобиля снижаются. Это сказывается
отрицательно на проходимости автомобиля
при движении по бездорожью и скользким
дорогам, т.е. одно из колес стоит на месте
(допустим, в яме), а другое в это время
буксует (по сырой земле, глине, снегу).
Но на дорогах с хорошим сцеплением шестеренчатый
конический дифференциал обеспечивает
лучшую устойчивость и управляемость,
а водителю не приходится менять каждый
день напрочь изношенные шины.
Схема работы главной
передачи
1 - фланец;
2 - вал ведущей
шестерни;
3 - ведущая шестерня;
4 - ведомая шестерня;
5 - ведущие (задние)
колеса;
6 - полуоси;
7 - картер главной
передачи.
6.2 Типы дифференциалов
Для повышения проходимости
автомобиля при движении по бездорожью
применяют дифференциалы с
Сущность принудительной
блокировки состоит в том, что
ведущий элемент (корпус) дифференциала
в момент включения блокировки жестко
соединяется с полуосевой шестерней.
Для этого предусмотрено специальное
дистанционное устройство с зубчатой
муфтой.
Самоблокирующийся
дифференциал
Самоблокирующийся
дифференциал повышенного трения (кулачковый),
показан на рис. а, б. Он состоит из внутренней
5 и наружной 6 звездочек, между кулачками
которых заложены сухари 3 сепаратора
4. Сепаратор выполнен за одно целое с левой
чашкой дифференциала и соединен с ведомой
шестерней главной передачи. Правая чашка
(на чертеже не показана) свободно охватывает
наружную звездочку и в сборе с левой чашкой
образует корпус дифференциала. Звездочки
дифференциала своими внутренними шлицами
соединяются в полуосями 1.
При вращении ведомой
шестерни главной передачи и движении
автомобиля по прямой сухари оказывают
одинаковое давление на кулачки обеих
звездочек и заставляют их вращаться
с одной скоростью.
Если одно из колес
попадает на поверхность дороги с
большим сопротивлением движению, то
связанная с ним звездочка
начинает вращаться с меньшей
частотой, чем сепаратор. Сухари, находясь
в сепараторе, оказывают большее
давление на кулачки замедляющейся
звездочки и ускоряют ее вращение.
Таким образом, в
местах контакта сухарей с кулачками
звездочек возникает повышенное
трение, которое, препятствует сильному
изменению относительных
6.3 Основные неисправности
главной передачи и
Шум («вой» главной
передачи) при движении на большой
скорости возникает из-за износа шестерен,
неправильной их регулировке или
в случае отсутствия масла в картере
главной передачи. Для устранения
неисправности необходимо отрегулировать
зацепление шестерен, заменить изношенные
детали, восстановить уровень масла.
Подтекание масла может
быть через сальники и неплотные соединения.
Для устранения неисправности следует
заменить сальники, подтянуть крепления.
6.4 Эксплуатация главной
передачи и дифференциала
Как и любые шестеренки
- шестерни главной передачи и дифференциала
требуют «смазки и ласки». Относительно
«ласки». Хотя все детали главной
передачи и дифференциала и выглядят
массивными «железяками», но они тоже
имеют запас прочности. Поэтому рекомендации
относительно резких стартов и торможений,
грубых включений сцепления и прочей перегрузки
машины остаются в силе. Трущиеся детали
и зубья шестерен, в том числе, должны постоянно
смазываться - это мы уже знаем. Поэтому
в картер заднего моста (у заднеприводных
автомобилей) или в картер блока - коробка
передач, главная передача, дифференциал
(у переднеприводных автомобилей), заливается
масло, уровень которого необходимо периодически
контролировать. Масло, в котором работают
шестерни, имеет склонность к «утеканию»
через неплотности в соединениях и через
изношенные маслоудерживающие сальники.
А еще, любой картер должен иметь постоянную
связь с атмосферой. Когда в закрытой «наглухо»
коробке с шестеренками и маслом выделяется
тепло, что неизбежно при работе механизмов,
давление внутри резко увеличивается
и тогда масло обязательно найдет какую-нибудь
дырочку. Для того чтобы не доливать масло
по два раза в день, следует знать о маленькой
детальке любого картера - сапуне. Это
подпружиненный колпачок, прикрывающий
вентиляционное отверстие или трубку.
Со временем, он «залипает» и возможна
потеря связи картера с атмосферой. При
очередной плановой замене масла или ранее,
в случае необходимости, проверните колпачки
и восстановите работоспособность пружин
всех сапунов на агрегатах вашего автомобиля.
В результате этой несложной операции,
небольшие утечки масла могут прекратиться.
Обычно среднестатистическому
водителю трудно разобраться в той
гамме звуков, которые издает его
«заболевший» автомобиль. Мало обладать
хорошим слухом, надо еще и понимать,
что означают эти «завывания», «похрустывания»
и прочие «поскрипывания», доносящиеся
из определенных зон автомобиля. Однако
можно немного сузить район поиска неисправности.
При возникновении подозрения на какую-либо
неприятность с трансмиссией, поднимите
домкратом одно из ведущих колес автомобиля
(и обязательно опустите на «козла» - устойчивую
подставку). Запустите двигатель и, включив
передачу, заставьте вращаться это колесо.
Просмотрите на все, что крутится, прослушайте
все, что издает подозрительные звуки.
Затем поднимите домкратом колесо с другой
стороны. При повышенном шуме, вибрациях
и подтеканиях масла - начинайте поиск
своего мастера, которому с гордостью
можете сказать, что проблемы у вашего
автомобиля слева, а не справа.
Глава 7. Полуоси
7.1 Привод к ведущим
колесам
В ведущих мостах
автомобилей крутящий момент передается
от дифференциала к ведущим
Полностью разгруженные
полуоси применяют на автомобилях
средней и большой
Полуразгруженные полуоси
опираются на подшипник, расположенный
внутри балки моста, а ступица колеса жестко
соединяется с фланцем полуоси (рис. б).
Поэтому такая полуось оказывается нагруженной
крутящим моментом и частично изгибающим
моментом. Полуразгруженные полуоси применяют
в механизмах задних ведущих мостов легковых
автомобилей и грузовых автомобилей на
их базе.
Колесные передачи
применяют на некоторых большегрузных
автомобилях с целью снижения
нагрузок в карданной передаче и
механизмах ведущего моста. В качестве
таких передач используют простые
шестеренчатые цилиндрические передачи
с внутренними зацеплениями либо
планетарные передачи.
Ведущим звеном планетарной
колесной передачи является солнечная
шестерня 1, установленная на шлицах
полуоси 7 и находящаяся в зацеплении
с тремя шестернями-сателлитами
2. Оси 4 сателлитов закреплены неподвижно
в водиле 3, которое является опорой
для подшипников ступицы колеса и жестко
закреплено на балке моста. Сателлиты
зацеплены с коронной шестерней 5, которая
скреплена болтами со ступицей колеса
6. Снаружи колесная передача закрыта крышкой
8, образующей вместе с коронной шестерней
и ступицей колеса вращающийся картер,
куда заливают масло для смазки зубчатых
зацеплений и подшипников.
Передаточное число
планетарной передачи определяется
отношением числа зубьев коронной шестерни
к солнечной и составляет 1,4--1,5. Нагрузочная
способность и износостойкость планетарной
передачи весьма высокие, так как крутящий
момент в ней передается от солнечной
шестерни к коронной тремя потоками через
сателлиты и суммируется на ступице колеса.
Привод переднего
ведущего и управляемого колеса на
грузовых автомобилях повышенной проходимости
осуществляется через карданный
шарнир 5 равных угловых скоростей,
ведущий кулак которого сделан за
одно целое с полуосью 4. Ведомый
кулак шарнира заканчивается
приводным валом /, который шлицами соединен
с фланцем 5, а через него со ступицей 7
колеса. Ступица через конические роликовые
подшипники опирается на полую поворотную
цапфу 2, которая установлена на конических
подшипниках 3 в разъемном корпусе на шипах
шкворня 6. Шипы приварены к сферической
чашке балки моста. Верхняя крышка, закрывающая
опорный подшипник шкворня, является одновременно
поворотным рычагом цапфы, связанным с
рулевым управлением.