Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:12, реферат
В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов.
Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением России в ВТО.
Последние 10 лет авиационный транспорт переживал настоящий бум в своем развитии, который к настоящему времени можно считать завершенным. Пик этого бума пришелся на 1995 год, когда грузооборот авиатранспорта достиг 295 млн. т-км (в т.ч. 190 млн. т-км в международном сообщении), количество перевезенных пассажиров составило 2,2 млрд. человек (в т.ч. 1,2 млрд. чел. В международном сообщении).
В России все эти годы наблюдалась обратная ситуация. О состоянии воздушного транспорта России можно судить хотя бы по работе отечественной авиационной промышленности. Так, если в 1992 г. в РФ было произведено 282 самолета, то в 1994 г. только 47, в 1996 г. – 12, в 1998 г. – 8, в 2000 г. – 4. Средний возраст самолетов приблизился к 20 годам, и спасает положение только резкое сокращение объемов перевозок, которые сократились в 7 раз (прежде всего за счет сокращения пассажирских перевозок)[4]. В то же время, по прогнозам Министерства транспорта РФ в ближайшие годы ожидается постепенный рост объема перевозок и грузооборота авиационного транспорта, который составит: а) по объему перевозок с 530 тыс. т. в 2000 г. до 716 тыс. т. к 2005 г., и б) по грузообороту с 2,45 млрд. т-км в 2000 г. до 3,5 млрд. т-км. к 2005 г. Такой рост потребует обновления подвижного состава. В России также намечается тенденция уменьшения количества и укрупнения авиакомпаний, число которых, по прогнозам, снизится до уровня 100-110, при этом 5-8 авиакомпаний будут иметь федеральный статус, около 25 – региональный и 60-70 – местный.
Достоинства и недостатки воздушного транспорта.
1. Самая высокая
скорость доставки грузов, возможность
доставки грузов за короткий
срок в удаленные районы. Высокая
надежность поставок и
2. Высокие тарифы.
Зависимость от навигационных
условий. Ограниченное
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт занимает одно из основных мест в системе жизнеобеспечения Российской Федерации. К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Трубопроводный транспорт используется для транспортировки узкой номенклатуры специфических грузов: сырой нефти и продуктов нефтепереработки, природного газа, размельченного каменного угля и руды при помощи воды, химических продуктов и пр. При этом транспортировка грузов по трубопроводу обходится существенно дешевле, чем по железной дороге, хотя и несколько дороже, чем на водном транспорте. При этом следует отметить специфическую особенность данного вида транспорта: отсутствие транспортных средств. Для транспортировки грузов требуются только пути сообщения и нефтяные (газовые, прочие) терминалы.
Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.
Важнейшими проектами, стали сооружение в 2001 первой очереди Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн. т, для создания независимого от иностранных портов направления экспорта нефти на Балтике через новый порт Приморск, а также международный проект транспортировки казахстанской нефти через территорию России к нефтяному порту в районе Новороссийска. В 2002 году ОАО «Транснефть» начало работу по наращиванию мощности Балтийской трубопроводной системы. Решением ОАО «Транснефть» функции заказчика по строительству новых объектов БТС возложены на ООО «Балтнефтепровод».
4 июля 2003 года в Ярославской области на строящейся нефтеперекачивающей станции «Палкино» состоялась торжественная церемония по случаю расширения Балтийской трубопроводной системы до 18 млн тонн в год.
В ноябре 2003 года завершена реализация Проекта расширения БТС до 30 млн тонн нефти в год с поставкой нефти на нефтеналивной порт Приморск.
В марте 2004 года, с вводом в эксплуатацию НПС «Кириши-2», мощность Балтийской трубопроводной системы достигла 42 млн тонн нефти в год.
1 августа 2004
года пропускная способность
Балтийской трубопроводной сист
7 марта 2006 года
открыта вторая очередь
В конце 2006 года на БТС взят новый рубеж в 74 млн тонн нефти в год. В декабре, глава ОАО «АК „Транснефть“» С. М. Вайншток на личной встрече проинформировал президента России В. В. Путина о том, что Компания в кратчайшие сроки выполнила данное ей пять месяцев назад главой государства поручение об увеличении мощности Балтийской трубопроводной системы.
Группа «Газпром» — крупнейшая компания мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2011 года запасы газа Группы по категориям А+В+С1 (по российской классификации) оценивались в 35 трлн куб. м.
По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 15% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2011 году Группой добыто 513,2 млрд куб. м газа. ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния, как потребителям Российской Федерации, так и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 161,7 тыс. км.
Крупные газопроводы:
Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
Ставрополь — Москва;
Кольцевой газопровод Московской области;
Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
Средняя Азия — Урал;
Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
Надым — Пунга — Пермь;
Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км);
газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы;
Ямал — Европа;
Голубой поток;
Дзуарикау — Цхинвал;
Джубга — Лазаревское — Сочи
Важной задачей
является также создание современной
правовой базы трубопроводного транспорта.
Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.
1. Высокая пропускная способность при низкой себестоимости. Высокая сохранность груза, в частности, за счет уменьшения потерь при переливах нефти на нефтяных терминалах.
2. Узкая номенклатура транспортируемых грузов. Следует также отметить, что лишь в редких случаях по одному и тому же трубопроводу можно перегонять грузы разных наименований. Так, например, нельзя после транспортировки мазута перегонять по трубопроводу высококачественный бензин. Это накладывает определенные ограничения по использованию трубопроводов.
Мировая транспортная сеть и
Современные тенденции развития мировой транспортной сети.
Все основные виды транспорта в совокупности - составляют единую мировую транспортную систему.
Уровень развития транспортной системы, в современном мире, является одним из важнейших показателей при оценке общего уровня экономического развития рассматриваемого региона, государства, района.
При оценивании уровня
Густота транспортной сети – отношение общей длины путей к единице площади территории или к определенному числу населения.
Мировая транспортная сеть
Наиболее активное развитие в последнее время получили воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Выросла роль морского транспорта. Железнодорожный транспорт, в свою очередь, теряет позиции в экономически развитых странах.
По
обеспеченности транспортными
Среди
транспортных систем
- транспортная
система Северной Америки,
- транспортная система Зарубежной Европы – лидер по густоте транспортной сети и ее интенсивности;
- единая транспортная
система стран СНГ (десятая
часть мировой транспортной
Транспортные системы других макрорегионов, в которых преобладают развивающиеся страны (Африка, Азия, Латинская Америка), в настоящее время еще формируются. В этих регионах существуют районы, в которых отдельные виды транспорта либо вообще отсутствуют, либо присутствуют незначительно.
К современным тенденциям
- рост протяженности
электрофицированных ж/д
- рост протяженности
автомобильных дорог с
- увеличение
трубопроводных направлений
- параллельная
прокладка путей сообщения для
разных видов транспорта (автомагистрали
вдоль железных дорог,
- сооружение
межвидовых логистических
Заключение
Роль транспорта в экономике России огромна. Логистика оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Логистическая система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям.
Недооценка и хроническое отставание логистики в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль логистики недооценивают, умалчивая ее важнейшую роль в области экономики.Логистический фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.
Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.
Список литературы
1. Скопин А.Ю. Экономическая география России / А.Ю. Скопин. - М.: Проспект, 2004.
2. Николаев А.С. Единая транспортная система / А.С. Николаев. - М.: Лицей, 2006.
3. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. - М.: 2004.
4. Шишкина Л.Н. Транспортная система России / Шишкина Л.Н. - М.: 2005.
5. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2004.
6. http://www.mintrans.ru
7. http://www.gazprom.ru