Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:58, реферат
Быстрое развитие разных видов транспорта во второй половине ХХ в. привело к росту их отрицательного воздействия на окружающую среду. Оно выражается в химическом загрязнении среды отходами от сгорания минерального топлива, в шумовом загрязнении, в изъятии земель под дорожное строительство и во многом другом. Причем в таком негативном воздействии каждый вид транспорта имеет как бы свою «специализацию»: один больше влияет на литосферу, другой – на гидросферу, третий – на атмосферу.
Транспорт и окружающая среда
Быстрое развитие разных видов транспорта во
второй половине ХХ в. привело к росту
их отрицательного воздействия на окружающую среду.
Оно выражается в химическом загрязнении
среды отходами от сгорания минерального
топлива, в шумовом загрязнении, в изъятии
земель под дорожное строительство и во
многом другом. Причем в таком негативном
воздействии каждый вид транспорта имеет
как бы свою «специализацию»: один больше
влияет на литосферу, другой – на гидросферу,
третий – на атмосферу.
Наиболее яркий пример такого рода являет
собой автомобильный транспорт, в
наибольшей степени загрязняющий атмосферу.
Еще в начале 1970-х гг. доля этого вида транспорта в
загрязнениях, вносимых в воздушный бассейн,
составляла 10–15 %, но уже к середине 1990-х
гг., по мере все более массовой автомобилизации,
она достигла 50–60 % и продолжает возрастать.
В США, например, автомобильный транспорт –
виновник почти 2/3 всех загрязнений атмосферы.
Подсчитано, что за шесть лет эксплуатации
один усредненный автомобиль выбрасывает
в атмосферу 9 т СО2, 900 кг СО, 250 кг N0 и 80 кг
углеводородов. Или другой расчет: один
легковой автомобиль ежегодно выбрасывает
около 60 м3 отравляющих газов, а грузовой
– 120 м3.
Такое содержание разного рода токсических
веществ в автомобильных выбросах уже
само по себе представляет большую опасность
для людей. Но она намного усугубляется
тем, что эти выбросы поступают именно
в приземный слой воздуха, которым дышит
человек. Естественно, что особенно острую
проблему это создает в городах, прежде
всего крупных, где плотность и населения,
и автомобилей наиболее велика, так что
содержание в воздухе, например, некоторых
углеводородов может превышать предельно
допустимые концентрации (ПДК) в 10–12 раз.
Добавим к этому шумовое загрязнение,
создаваемое автомобилями и зачастую
превышающее допустимую для дневного
времени норму в 40 децибел (дБ). Статистика
свидетельствует о том, что более всего
от шумового автомобильного загрязнения
страдают жители Японии, Бельгии, Испании,
Великобритании, Швейцарии, Австрии.
В роли своего рода «дублера» автомобильного транспорта –
в смысле отрицательного воздействия
прежде всего на атмосферу – выступает
воздушный транспорт. Выхлопы
самолетных двигателей, также работающих
на нефтетопливе, в общем, схожи с выбросами
двигателей автомобилей. С той лишь разницей,
что по их токсичности один современный
авиалайнер эквивалентен 7000–8000 автомобилей.
Но, пожалуй, еще больший непосредственно
ощущаемый дискомфорт создает связанное
с авиатранспортом
шумовое загрязнение: ведь при взлете
реактивного самолета шум достигает 140
дБ. Шум от посадки и взлета самолетов
с реактивными двигателями чрезвычайно
усложняет быт и трудовую деятельность
очень многих людей (а таковых только в
США – более 14 млн).
Водный транспорт более
всего «специализируется» на загрязнении
гидросферы. В первую очередь это относится
к нефтяному загрязнению морей и внутренних
водоемов и водотоков, о котором уже говорилось.
Железнодорожный транспорт, оказывающий
воздействие на разные геосферы, наиболее
отрицательно влияет на литосферу, что
связано и с отчуждением, и с замусориванием
земель. То же относится и к трубопроводному транспорту: строительство
и эксплуатация трубопроводов оказывают
прямое воздействие на почвы (и растительность),
которое принимает особенно угрожающий
характер в случаях прорыва нефте– и газопроводов.
Неудивительно, что в последнее время
борьбе с отрицательными воздействиями транспорта на окружающую среду
стали уделять повышенное внимание. На
автомобильном транспорте речь
идет прежде всего о переходе на неэтилированный
бензин, ужесточении нормативов выбросов
вредных веществ с отработанными газами
автомобилей, о создании надежных шумовых
заслонов на автострадах и др. На железнодорожном транспорте –
в первую очередь о коренной реконструкции
подвижного состава и использовании новых
видов тяги.
В борьбе с негативными экологическими
последствиями работы воздушного транспорта, как
показывает опыт, определенную роль могут
сыграть и акции общественного протеста.
Борьба окрестного населения с аэропортами
стала в странах Запада одной из массовых
форм экологических выступлений. Подобный
инцидент нашел отражение в романе известного
американского писателя Артура Хейли
«Аэропорт». Широко известна также борьба
жителей Токио против использования международного
аэропорта, расположенного в черте этого
города. В результате был сооружен аэропорт
Нарита, находящийся на значительном удалении
от него.
Все перечисленные выше проблемы актуальны
и для России. В качестве примера можно
привести ее автомобильный транспорт, который
ежегодно выбрасывает в атмосферу 16–17
млн т загрязняющих веществ (это 2/5 всех
опасных выбросов на территории страны).
В 150 городах России автомобильные выбросы
превышают промышленные. Например, в Москве,
где автопарк уже превысил 4 млн машин,
на долю автотранспорта приходится
90 % всех выбросов вредных веществ в воздушный
бассейн. К тому же более трети москвичей
испытывают акустический дискомфорт от
шумового загрязнения.