Триботехника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 05:09, реферат

Краткое описание

Жизнь трибологов никогда не была легкой по нескольким причинам. Во- первых, хотя сами трибологии и считают свою науку принципиальной областью знаний из- за трудности возникающих в ней заморочек, но общество пока не делит данной уверенности. Поэтому оно не отдает подабающей дани трибологии в форме финансирования, внимания и наград. Большая часть людей считает трибологические вопросы только хроническими неуввязками, которые приходится решать от варианта к случаю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
главные понятия………………………………………………………………………4
Этапы развития триботехники в России………………………………………………5
Инженерно-технические трудности триботехники…………………………………...6
неувязка защиты деталей машин от водородного изнашивания………..………...7
неувязка сотворения «безызносных» узлов трения машин…………………..………8
неувязка исследования водородного изнашивания и избирательного переноса…………………………………………………………….10
неувязка расширения и внедрения ФАБО…………………………………….…13
неувязка совершенствования смазывания деталей сочленений……………….…14
неувязка исследования электрических, магнитных и вибрационных явлений при изнашивании…………………..15
неувязка разработки способов расчета деталей на износ…………………….……16
трудности необыкновенных условий работы машин и приборов………………….……17
неувязка построения и реализации банка данных……………………….………..18
неувязка единства определений и определений в триботехнике…………….………19
неувязка подготовки инженерных кадров по триботехнике………………….…..20
трудности компьютерной трибологии……………………………….……………...20
трудности экономики и триботехники……………………………….……………...22
Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды……….………..23
трудности технического обновления разных отраслей машиностроения….…25
Заключение…………………………………………………………….……………….27
Библиография…………………………………………………………..………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Триботехника.docx

— 59.98 Кб (Скачать файл)

Триботехника  

 

глядеть на рефераты похожие на "Триботехника" 
Содержание 
Введение…………………………………………………………………………………3 
главные понятия………………………………………………………………………4 
Этапы развития триботехники в России………………………………………………5 
Инженерно-технические трудности триботехники…………………………………...6 
неувязка защиты деталей машин от водородного изнашивания………..………...7 
неувязка сотворения «безызносных» узлов трения машин…………………..………8 
неувязка исследования водородного изнашивания и избирательного переноса……………………………………………………………………………….10 
неувязка расширения и внедрения ФАБО…………………………………….…13 
неувязка совершенствования смазывания деталей сочленений……………….…14 
неувязка исследования электрических, магнитных и вибрационных явлений при изнашивании……………………………………………………………………..15 
неувязка разработки способов расчета деталей на износ…………………….……16 
трудности необыкновенных условий работы машин и приборов………………….……17 
неувязка построения и реализации банка данных……………………….………..18 
неувязка единства определений и определений в триботехнике…………….………19 
неувязка подготовки инженерных кадров по триботехнике………………….…..20 
трудности компьютерной трибологии……………………………….……………...20 
трудности экономики и триботехники……………………………….……………...22 
Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды……….………..23 
трудности технического обновления разных отраслей машиностроения….…25 
Заключение…………………………………………………………….……………….27 
Библиография…………………………………………………………..………………29

Введение

Жизнь трибологов никогда не была легкой по нескольким причинам. Во- первых, хотя сами трибологии и считают свою науку принципиальной областью знаний из- за трудности возникающих в ней заморочек, но общество пока не делит данной уверенности. Поэтому оно не отдает подабающей дани трибологии в форме финансирования, внимания и наград. Большая часть людей считает трибологические вопросы только хроническими неуввязками, которые приходится решать от варианта к случаю. Во-вторых, сами трибологии частенько подрывают доверие к себе, используя не очень научные способы и не применяя в трибологических исследованиях системного подхода. Они частенько преувеличивают значение частных экспериментальных наблюдений до всеобъемлющей величины. В- третьих, хотя о трении и изнашивании понятно совсем многое, трибологии не употребляют эти знания на практике. И, наконец, трибология сложна, она просит знаний в области материаловедения, механики, термодинамики и многих остальных отраслей науки; при этом частенько превышаются интеллектуальные способности и воображение трибологов.

главные понятия

Триботехника – наука о контактном содействии жестких тел при их относительном движении, обхватывающая весь комплекс вопросов трения, изнашивания и смазки машин. В неких странах, в том числе и России, заместо термина триботехника употребляют определения трибология и трибоника. 
заглавие научной дисциплины трибология образовано от греческих слов 
«трибос» - трение и «логос» - наука. Она обхватывает теоретические и экспериментальные исследования физических (механических, электрических, магнитных, тепловых), химических, биологических и остальных явлений, связанных с трением, изнашиванием и смазкой. Как наука, трибология имеет научно- технические разделы: трибофизику, трибохимию, триботехническое материаловедение, трибомеханику, трибоинформатику и др.

нужно также дать пояснения неких определений, которые  будут более частенько встречаться  в тексте.

Внешнее трение –  явление сопротивления относительному перемещению, возникающее меж двумя  телами в зонах соприкосновения  поверхностей по касательным к ним, сопровождаемое диссипацией энергии.

Изнашивание – процесс  разрушения и отделения материала  с поверхности твердого тела и (либо) скопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном  изменении размеров и (либо) формы  тела.

Износ – итог изнашивания, определяемый в установленных единицах.

Смазка – действие смазочного материала, в итоге которого меж двумя поверхностями миниатюризируется  сила трения и (либо) интенсивность  изнашивания.

Износостойкость –  свойство материала оказывать сопротивление  изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания либо интенсивности  изнашивания.

Антифрикционные материалы  – материалы, используемые для работы в несущих либо направляющих узлах  трения (подшипниках скольжения, радиальных и торцовых уплотнениях).

Фрикционные материалы  – материалы, предназначенные либо используемые для работы в узлах  трения, передающих либо рассеивающих кинетическую энергию движущихся масс (в тормозах, муфтах, сцеплениях, демпферах, вариаторах и др.).

Присадка – вещество, добавляемое к смазочному материалу  для придания ему новейших параметров либо усиления имеющихся.

Надежность –  это свойство объекта сохранять  во времени в установленных пределах значения всех характеристик, характеризующих  способность делать требуемые функции  в заданных режимах и условиях внедрения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Этапы развития триботехники в России

Триботехника, как и остальные науки, непрерывно развивается. Этапы её развития соединены с созданием корабельной техники, металлообрабатывающей индустрии, железнодорожного транспорта, авто индустрии, авиации и космонавтики.

В России базы науки  о трении и изнашивании были заложены в период организации русской академии наук. Великий ученый М. В. Ломоносов сконструировал устройство для исследования сцеплений меж частицами тел 
«долгим стиранием», который явился прототипом современных устройств для определения износостойкости материалов. М. В. Ломоносов является основателем теории изнашивания материалов и экспериментальных исследований в данной области, он связал понятие о прочности с представлениями о силах связи меж частицами. Занимаясь подбором материалов для опор часовых устройств, М. В. Ломоносов указал на целесообразность внедрения для данной цели стекла.

большой вклад в  науку о трении внес Л. Эйлер. Выведенные им зависимости о трении гибкой нерастяжимой нити, перекинутой через шкив, до сих пор используют во всем мире при расчете сил трения в элементах  с гибкой связью.

Мировую известность  получили работы Н. П. Петрова по теории смазки подшипников. Над неувязкой  смазки работали Н. Е. Жуковский и  С. А. 
Чаплыгин, математически разработавшие вопрос о теории смазочного слоя (за границей над гидродинамической теорией смазки работали О. Рейнольдс, А. 
Кингсбери, Герси и др.).

Следует отметить, что в 1880-1881 годах Д. И. Менделеев  разработал научные базы производства смазочных масел из мазута тяжелых  кавказских нефтей.

В период развития промышленности в России обширно  развернулись работы в области триботехники. Огромное влияние на развитие представлений о молекулярном механизме процессы внешнего трения оказали работы Б. В. 
Дерягина, предложившего в 1934 году свой вариант двучленного закона трения. 
Теория Б. В. Дерягина оказала огромное влияние на все следующие пробы сотворения теории в хоть какой современной теории по трибологии.

Первый обзор  о развитии учения о трении и изнашивании  в нашей стране был выполнен в 1947 году доктором Ленинградского политехнического института 
А. К. Зайцевым в книге «Основы учения о трении, износе и смазке машин». В 
1956 году И. В. Крагельский и В. С. Щедров выпустили монографию 
«Развитие науки о трении», в которой отмечают, что трение представляет собой сложную совокупность многих физических явлений, и раскрывают путь развития научной мысли в этом направлении с XVI века до 40-х годов XX столетия. Монография о трении без смазочного материала написана указанными авторами по первоисточникам с глубочайшим анализом российских и забугорных работ и получила признание во многих странах.

В 1957 году в сборнике «Теоретические базы конструирования  машин» М. 
М. Хрущев дал обзор о «Развитии учения об износостойкости деталей машин», в котором последовательно изложил развитие работ в области износостойкости по отдельным более разработанным вопросам: развития представлений о причинах и действиях изнашивания: исследование влияния шероховатости обработанной поверхности деталей машин на износ металлов; исследование абразивного изнашивания и изнашивания при схватывании; способы тесты на изнашивание; антифрикционные материалы и способы расчета деталей машин на износ.

очень перспективна возможность значимого улучшения  фрикционно- износных черт неких пар трения при граничной смазке за счет реализации эффекта избирательного переноса, открытого Д. Н. Гаркуновым и И. 
В. Крагельским в 1965 году. Следует отметить еще две работы российских трибологов, также удостоенных дипломами за открытия: эффекта аномально низкого трения при бомбардировке ядрами гелия неких материалов (А. А. 
Силин, М. А. Тальрозе, Е. А. Духовский и др.) И явления водородного изнашивания (А. А. Поляков, Д. Н. Гаркунов).

Б. И. Костецкий и его ученики в 1976 году в книге «Поверхностная крепкость материалов при трении» обобщили работы по исследованию действий трения и поверхностного разрушения, а также по вопросам образования вторичных структур при трении в условиях граничной смазки.

На базе приведенных  литературных источников, а также  анализа опубликованных трудов конференций, семинаров и др. Можно подразделить вопросы развития триботехники на следующие части, которые содержат самостоятельные этапы:

1) учение о трении  и изнашивании деталей машин;

2) конструктивные  решения вопросов трения и  изнашивания;

3) технологические  способы повышения износостойкости  деталей;

4) эксплуатационные  мероприятия по увеличению долговечности  машин.

Инженерно-технические  трудности триботехники

более актуальными  инженерно-техническими неуввязками в триботехнике на сегодняшний день являются следующие:

. экономика и  триботехника;

. создание «безызносных» узлов трения машин;

. разработка способов  расчета деталей на износ;

. защита деталей  машин от водородного изнашивания;

. расширение внедрения  финишной антифрикционной безабразивной обработки

(ФАБО) трущихся  деталей;

. улучшение смазывания  деталей сочленений;

. исследование электрических,  магнитных и вибрационных явлений  при изнашивании;

. подготовка инженерных  кадров по триботехнике;

. разработка новой  теории трения и безызносности;

. триботехника, интересы здоровья и защиты окружающей среды;

. программа исследований  водородного изнашивания и избирательного  переноса;

. построение и  реализация банка данных по  триботехнике и единство определений и определений в триботехнике;

. необыкновенные  условия работы машин и устройств;

. компьютерная трибология.

А также к проблемам  триботехники можно отнести трудности технического обновления разных отраслей машиностроения.

неувязка защиты деталей машин от водородного  изнашивания

принципиальной  задачей триботехники является разработка способов борьбы с водородным изнашиванием. Около 15 лет назад в русском Союзе было экспериментально найдено неизвестное ранее явление концентрации в поверхностных слоях трущихся деталей водорода, выделяющегося из материалов пары трения и из окружающей среды. Это явление вызывает ускорение изнашивания. Водородное изнашивание характеризуется интенсивным выделением водорода в итоге трибодеструкции водородсодержащих материалов, ускоряемым механохимическим действием. Не считая того, оно характеризуется диффузией водорода в деформируемый слой стали и особым видом разрушения, связанным с одновременным появлением огромного числа «зародышей» трещин во всей зоне деформирования, и упомянутым накапливанием водорода. Водородное изнашивание вносит новейшие представления о механизме хрупкого разрушения.

Защита от водородного  изнашивания имеет особенное  значение для следующих отраслей: o авиатехники (узлы трения топливных насосов, а также тормозные колодки и барабаны колес выходят из строя в итоге водородного изнашивания); o железнодорожного транспорта (водородному изнашиванию подвергаются рельсы и колеса вагонов); o авто транспорта (водородное изнашивание резко понижает срок службы цилиндров и поршневых колес двигателей, тормозных накладок, тормозных барабанов и дисков сцепления, а также лопаток бензиновых насосов и остальных деталей агрегатов каров); o морского флота (водородному изнашиванию подвергаются узлы трения, смазываемые водой); o деревообрабатывающей индустрии (водородное изнашивание деревообрабатывающего инструмента и рабочих органов машин сдерживает рост производительности труда в отрасли);[1] o техники Севера (одной из обстоятельств быстрого изнашивания машин, работающих на Севере, является охрупчивающее действие водорода, который при низких температурах не рассасывается в поверхностных слоях, а концентрируется меж зоной трения и объемом материала трущейся детали вследствие значимого перепада температур); o химического машиностроения (узлы трения машин и оборудования химической индустрии изнашиваются, основным образом, в итоге деяния водорода); o техники грядущего (в новейших машинах расширяется применение титана и его сплавов; при трении эти материалы, владея низкими антифрикционными качествами, очень сильно поглощают водород и подвергаются водородному изнашиванию).

При ведущейся в  России и США широкой работе по созданию двигателей для каров и самолетов на водородном топливе исследователи обязаны заблаговременно принять меры защиты деталей от водородного изнашивания.

неувязка водородного  изнашивания имеет полный межотраслевой  характер, а поэтому просит привлечения  к её решению ученых разных специальностей (металловедов, физиков, химиков, профессионалов по триботехнике), и обязана выполняться по одному плану.

неувязка сотворения «безызносных» узлов трения машин

До последнего времени  генеральным направлением по борьбе с изнашиванием в машиностроении было повышение твердости трущихся поверхностей детали. В индустрии  создано огромное количество способов повышения твердости деталей (хромирование, азотирование, цементирование и т. Д.). Многолетний опыт свидетельствует, что это направление позволило  в большей степени повысить надежность трущихся деталей машин. Но неизменное рвение к уменьшению массы машин  и увеличению интенсификации рабочих  действий привело к увеличению давлений в узлах машин и скоростей  скольжения и ухудшило условия смазывания. Не считая того, требования к увеличению КПД устройств, а также применение особых смазочных материалов и жидкостей  привело к тому, что традиционные способы роста износостойкости  деталей повышением их твердости  во многих вариантах закончили себя оправдывать. В процессе поиска средств роста износостойкости деталей машин в нашей стране открыт избирательный перенос при трении.

Избирательный перенос (ИП) – это комплекс физико-химических явлений на контакте поверхностей при  трении, который дозволяет преодолеть ограниченность ресурса трущихся сочленений машин и понизить утраты на трение. ИП есть особенный вид трения, который  обусловлен самопроизвольным образованием в зоне контакта неокисляющейся узкой металлической пленки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. На пленке появляется в свою очередь полимерная пленка, которая создает дополнительный антифрикционный слой. ИП, его системы понижения износа и трения (системы 
СИТ), разработанные А. А. Поляковым, не вытекают из ранее имевшихся представлений о трении и изнашивании. Процессы, составляющие сущность ИП, находятся на стыках разделов химии, физической химии, физики, синергетики и механики. Сложность ИП состоит также в том, что ряд его химических и физических действий не встречался в практике исследований трения. 
большая часть химических реакций ИП являются гетерогенными, поэтому их исследование затруднено.

Но в то же время ИП имеет в собственной базе полезные физико-химические явления и группы явлений (систем). Они подавляют изнашивание, понижают сопротивление сдвигу и владеют свойством самоорганизации, а время от времени и способностью к обратной связи с возбуждающей предпосылкой. Их основная ценность состоит в том, что они работают дифференцированно против факторов, ведущих к разрушению поверхности. Практически любая из систем имеет глубочайшее содержание; к примеру, система защиты от водородного изнашивания представляет собой целое трибологическое направление. Традиционной системой понижения износа и трения (СИТ) является самопроизвольное образование слоя смазочного материала при трении с граничной смазкой в итоге адсорбции молекул смазочного материала на поверхности. А в ИП имеется наибольшее число систем СИТ, и эффект тут более полный и значимый. Очень полезным свойством ИП является также свойство работать в средах, где трение при граничной смазке не может эффективно делать свои функции. ИП проявляет способность перестройки защитных систем, которые варьируются в зависимости от параметров среды, являющейся исходным материалом для образования системы понижения износа и трения.

Исследование механизма  ИП, его закономерностей и областей оптимального внедрения привело  к некоторому изменению установившихся ранее взглядов на ряд вопросов триботехники: структуру и характеристики тонких поверхностных слоев трущихся деталей машин, механизм изнашивания и смазочного деяния, пути сотворения смазочных материалов и присадок к ним, оптимальную структуру и характеристики износостойких и антифрикционных материалов и приработочных покрытий и т. Д.

ИП применен либо апробирован в машинах: самолетах, карах, станках, паровых машинах, дизелях  тепловозов, прессовом оборудовании, редукторах, оборудовании химической индустрии, механизмах морских судов, магистральных нефтепроводах, электробурах, холодильниках, гидронасосах, нефтепромысловом оборудовании. ИП применяется также в устройствах и может быть использован для повышения стойкости режущего инструмента при сверлении, фрезеровании, протягивании, дорновании и резьбонарезании.

ИП дозволяет: 1) при изготовлении машин экономить  сплав (15-20%) за счет большей грузоподъемности (в 1,5-2 раза) пар трения; 2) увеличить  срок работы машин (в 2 раза), уменьшить  период приработки двигателей (в 3 раза) и редукторов (до 10 раз), соответственно уменьшить расход электроэнергии; 
3) в подшипниках качения и скольжения уменьшить расход смазочных материалов 
(до 2 раз); 4) повысить КПД глобоидных редукторов с 0,7 до 0,85; винтовой пары с 0,25 до 0,5; 5) увеличить экономию драгоценных металлов (золота, платины, серебра) в устройствах в 2-3 раза за счет большей надежности электрических контактов.

нужно отметить, что  сейчас в триботехнике ясно проступают черты новой концепции трения, основанной на глубочайшей теоретической проработке раздела физики – термодинамики образования самоорганизующихся структур при необратимых действиях. Разработка данной теории, а также дальнейшее развитие работ по созданию фактически неизнашиваемых узлов трения машин, оборудования и устройств с внедрением ИП – одни из важнейших заморочек современной триботехники.

Программа исследований водородного изнашивания и избирательного переноса

Избирательный перенос  при трении и водородное изнашивание  металлов – это два совсем противоположных  явления, и их физические механизмы  сложны. 
исследование водородного изнашивания и ИП находится еще в начальной стадии, поэтому как в теоретическом плане, так и в плане разработки и реализации в индустрии новейших способов борьбы с изнашиванием машин и оборудования на базе этих явлений нужно сделать комплекс исследований, результаты которых могут решить задачки, поставленные перед триботехникой.

Исходя из узнаваемых представлений о водородном изнашивании, выполненных научно-исследовательских  работ и потребностей производства, нужно проводить работы в следующих  направлениях: o разработки устройств и способов исследования водородного изнашивания деталей машин; o исследование действий наводороживания металлов при трении с фрикционными пластмассами для оценки количественных черт перераспределения водорода в поверхностных слоях, исследование параметров наводороженного сплава при трении, влияние режимов трения на наводороживание с широким внедрением новейших способов исследования; o исследование наводороживания более изнашиваемых деталей машин и оборудования в процессе эксплуатации и оценка вклада в понижение их износостойкости как биографического, так и образуемого при трении водорода с целью разработки требований к качеству конструкционных материалов, смазочным материалам и особым жидкостям, применяемым в узлах трения; o исследование влияния электрического и магнитного полей на процессы наводороживания при трении с целью определения количественных черт действий и разработки новейших путей борьбы с водородным изнашиванием; o исследование действий наводороживания поверхностей трения при разных видах обработки поверхностей трения деталей (механические, термические и химико-термические); o исследования угнетения водородного изнашивания пары трения сплав- древесина с целью повышения стойкости режущего инструмента при обработке древесных изделий; o разработка способов угнетения водородного изнашивания в узлах трения, смазываемых водой при больших давлениях и скоростях скольжения; o разработка способов угнетения водородного изнашивания узлов трения с титановыми сплавами с целью повышения их антифрикционных черт и расширения внедрения в узлах трения; o исследование общих закономерностей водородного изнашивания и выявления областей его проявления, а также сотворения научных основ борьбы с ним; o исследование деяния водорода при абразивном изнашивании в условиях деяния коррозионно-активных сред и завышенной влажности, фреттинг- коррозии, контактной усталости, коррозионно-механического изнашивания, кавитации и эрозии; o разработка способов угнетения водородного изнашивания деталей авиатехники, нефтехимического оборудования, железнодорожного транспорта (рельсов, коле, деталей двигателей тепловозов, в частности цилиндров и поршневых колес), инструмента по обработке меховых изделий, деталей сельскохозяйственных машин и остальных отраслей техники.

К первоочередным задачкам по исследованию ИП при трении следует  отнести: o создание комплекса устройств и установок для исследования ИП; o исследование работоспособности шариковых и роликовых подшипников, а также зубчатых передач в условиях ИП; o создание новейших эффективных металлоплакирующих присадок к смазочным материалам, обеспечивающих режим ИП в двигателях внутреннего сгорания как для приработки, так и для установившегося режима работы;[3] o исследование конструктивных особенностей смазочных систем при работе на металлоплакирующих смазочных материалах, определение их эксплуатационных черт и оценка эффективности их внедрения; o исследование способности внедрения ИП при штамповке, дорновании, протяжке, определение рационального состава смазочно-охлаждающих жидкостей и их эффективности; o исследования трения без смазочного материала в режиме ИП в парах сплав-сплав, металлополимер-сплав; o разработка новейших масел и смазок, обеспечивающих металлоплакирование в зоне контакта трущихся деталей, создание опытного производства таковых материалов и внедрение их на промышленных предприятиях.

Опыт внедрения  избирательного переноса в индустрии  указывает, что фуррор перехода на внедрение принципиально новейших смазочных материалов для узлов трения, технологических действий, новейших материалов и конструкций подвижных сочленений достигается лишь в тех вариантах, когда проводилась систематическая научно-исследовательская работа применительно к конкретным узлам трения машин данной отрасли. Попытка расширить внедрение новейших способов повышения износостойкости узлов трения обычный передачи фабричным компаниям технических конструкций либо даже опытных смазочных материалов не приводила и не может привести к положительным результатам. Знание общих вопросов теории трения и изнашивания в машинах оказывается недостаточным, требуется исследование особых разделов физикохимии, трибохимии, трибофизики.[2] В каждой отрасли техники, на объектах которой предполагается проведение работ по избирательному переносу, нужно обучение профессионалов в институтах повышения квалификации либо в институтах, где есть подготовка по соответствующей специальности. Опыт тех организаций, которые уже реализовали достоинства избирательного переноса в узлах трения устройств, обязан быть тщательно исследован, но в каждой отрасли в головных научно-исследовательских институтах нужно сделать лаборатории, которые бы накапливали опыт внедрения ИП и разрабатывали свою техно документацию.

неувязка расширения и внедрения ФАБО

Как понятно, износостойкость  зависит от конечной (финишной) технологической  обработки поверхностей деталей. Имеются  обширные экспериментальные исследования по влиянию шероховатости поверхностей трения на интенсивность изнашивания  деталей. Установлено, что от финишной обработки деталей зависит не лишь начальный (приработочный) износ, но и установившийся износ. В последние годы разработаны новейшие технологические процессы финишной обработки деталей, которые разрешают понизить приработочный износ деталей и повысить антифрикционные характеристики сочленения (улучшить смазку деталей, понизить коэффициент трения). К таковым способам можно отнести вибрационную обработку поверхностей трения и алмазное выглаживание. Но триботехники считают, что использованы еще не все резервы повышения износостойкости деталей в части внедрения новейших финишных обработок.

В связи с изложенным очень нужна разработка нового технологического способа конечной обработки деталей, при котором вообще исключалась бы абразивная обработка поверхности. К таковым способам относится разработанная финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО). 
Новая высокопроизводительная оснастка и химические составы обеспечивают высокое качество антифрикционного покрытия.

Сущность ФАБО состоит  в том, что поверхность трения детали покрывается узким слоем  латуни, бронзы либо меди методом использования  явления переноса сплава при трении. Перед нанесением покрытия обрабатываемую поверхность обезжиривают и покрывают  глицерином либо смесью, состоящей  из двух частей глицерина и одной  части 10%-ного раствора соляной кислоты. В процессе трения окисная пленка на поверхности стали разрыхляется, поверхность медного сплава пластифицируется и создаются условия для его схватывания со сталью. Толщина перенесенного слоя бронзы либо латуни 1-2 мкм.

Преимущество ФАБО перед другими финишными операциями состоит в том, что этот способ очень прост и не просит сложного оборудования. ФАБО придает металлической  либо металлической поверхности  высокие антифрикционные характеристики. 
Опыт использования ФАБО для цилиндров двигателей внутреннего сгорания дал возможность значительно изменить мощность мотора, хороший итог дало и применение ФАБО колес железнодорожного транспорта. Все это свидетельствует о необходимости и целесообразности проведения более широких исследовательских работ, а также внедрения данного способа в более широких масштабах.

неувязка совершенствования  смазывания деталей сочленений

Смазка резко  понижает интенсивность изнашивания. Довольно ввести в зону контакта деталей  маленькое количество смазочного материала, как сила трения может снизиться  в 10 раз, а износ поверхностей трения до 1000 раз.

Эффективность смазочной  системы зависит от её конструктивного  совершенства и свойства смазочного материала. Пока нет четких рекомендаций по дозе и длительности подачи смазочных  материалов в конкретные узлы трения машин. При переводе трущихся деталей  машин в режим 
ИП нужно создавать принципиально новейшие смазочные системы, которые бы обеспечили автоматическое регулирование характеристик работы системы в зависимости от режима работы машины, то есть нужно разрабатывать адаптированные смазочные системы, предупреждающие износ трущихся деталей машин и снижающие утраты на трение.

В настоящее время  уровень технического совершенства машин во многом определяется конкретно  степенью организации смазывания узлов  трения. Больше всего нуждается в  смазочных системах станкостроительная, авто и тяжелая индустрия. Увеличение выпуска смазочных масел обязано  сопровождаться повышением их эффективности, что просит проведения научно- исследовательских  разработок по конструктивному и  технологическому совершенствованию  производства главных узлов систем, сотворения поточных линий, улучшения  планирования и использования экономических  стимулов повышения производительности труда. При этом огромное внимание следует  уделять использованию современных  достижений триботехники. Смазочные системы обязаны употребляться в ряде машин (посреди них металлорежущие станки кузнечно-прессовые машины, башенные краны и лифты, экскаваторы, тракторы, магистральные локомотивы, грузовые авто и автобусы, сельскохозяйственная техника и др.). По экспертной оценке профессионалов оснащению смазочными системами и многоотводными насосами, обеспечивающими точность и своевременность подачи смазки, подлежит до 85% машин и оборудования (около 2,5 млн. Единиц).

Для значимого повышения  технического уровня и свойства машин, их экономичности и надежности нужно  решить делему смазывания. Это может быть обеспечено за счет повышения технического уровня и свойства смазочного оборудования, его унификации и стандартизации, за счет конструктивного совершенства узлов трения машин, разработки и внедрения новейших эффективных технологических действий обработки трущихся деталей и остальных методик.

Повышение технического уровня смазочного оборудования целесообразно  проводить по следующим главным фронтам: o создание комплектного оборудования по принципу системы машин; o расширение номенклатуры смазочных систем для разных видов стационарных и мобильных машин, а также разных производственных и погодных условий; o создание автоматических систем, адаптирующихся к режимам работы главных узлов трения машин; o уменьшение габаритов и металлоемкости узлов и аппаратов смазочных систем; o повышение точности и стабильности подачи смазочного материала;

улучшение специализации  и кооперирования производства; o перевод смазочных систем на внедрение смазочных материалов, обеспечивающих режим ИП, чтоб исключить ремонт узлов трения машин по причине износа.

делему смазывания деталей нельзя отделит от исследования взаимодействия смазочного материала с сплавом и влияние на это взаимодействие структурных факторов сплава и легирующих частей смазочного материала. Исследование такового взаимодействия с определением сил трения и износостойкости пар трения дозволит улучшить структуру и химический состав сплава и состав компонентов смазочного материала. Это научное направление, удачно развиваемое в последние годы и потребовавшее разработки новейших физических способов исследования тонких поверхностных слоев сплава (десятые доли микрометра), обязано получить дальнейшее развитие в организациях как занимающихся созданием смазочных материалов, так и разрабатывающих износостойкие и антифрикционные сплавы. Конкретно результаты этих исследований будут положены в базу теории безызносности трущихся деталей.

 
неувязка исследования электрических, магнитных и вибрационных явлений при изнашивании

В литературе по триботехнике за последние 30-50 лет не один раз обращалось внимание на роль электрических, магнитных и вибрационных действий в трении, износе и смазке машин. Последние исследования процесса водородного изнашивания проявили, что тут кроются огромные резервы в части повышения срока службы деталей машин и режущего инструмента. Электрические, магнитные, вибрационные, а также термо явления конкретно не влияют на интенсивность изнашивания деталей либо влияют некординально, но они кардинально влияют на поведение водорода. Разрушительной силой в данном случае является конкретно водород, а не электрическое либо магнитное поле. Это связано с тем, что водород имеет электрический заряд, который взаимодействует с указанными полями. Вибрации с высокими частотами также воздействуют на скорость изнашивания не сами по себе, а посредством электрических явлений, которые, в свою очередь, влияют на движение водорода и способствуют его образованию. Термо явления, как и напряжения, влияя без помощи других на трение и износ, являются действиями образования водорода и способствуют продвижению его в зону контакта.

Все изложенное просит глубочайшей и всесторонней проработки как в теоретическом плане, так и при проведении экспериментальных исследований. 
Следует заметить, что исследование магнитных и электрических явлений при трении – это один из более достоверных и эффективных путей исследования самой природы трения и изнашивания. Для управления действием трения следует провести исследования по раздельному исследованию электрических, термоэлектрических и магнитных явлений, установить роль каждого в зависимости от внешних условий трения и видов разрушения поверхностного слоя. В особенности следует направить внимание на выявление нелинейности распределения зарядов в подвижном электрическом источнике зоны фрикционного контакта. Конкретно в нелинейности кроются многие до этого времени еще не известные процессы трения и изнашивания, определяющие кинетику и интенсивность этих физико-химических действий.

неувязка разработки способов расчета деталей на износ

Наибольшее внимание при разработке способов расчета  деталей на износ нужно уделить  способам расчета типовых более  изнашиваемых узлов машины: направляющих металлорежущих станков, зубчатых передач, подшипников скольжения и качения, кулачковых устройств, фрикционных  передач, уплотнений валов. По вопросам расчета указанных сочленений имеются  фундаментальные разработки, которые  подробно описаны в технической  литературе и обширно употребляются  на практике.

Главной трудностью на пути схожих расчетов является то, что  в процессе трения происходят физико-химические конфигурации в поверхностных слоях  трущихся металлов, которые тяжело поддаются математическому анализу.

трудности необыкновенных условий работы машин и устройств

Сложность данной трудности  состоит, до этого всего, в том, что  все узлы трения все почаще должны работать в условиях, принципиально хороших от тех, которые сформировались в нашу эру на поверхности Земли и которые с точки зрения человека являются более привычными и естественными. 
Неудивительно, что опыт по разработке узлов трения, скопленный в машиностроении за весь период его развития, относится основным образом конкретно к земным условиям. Совсем другими являются условия работы космических объектов, характеризуемые высоким и сверхвысоким вакуумом, интенсивным действием разных излучений, необыкновенными тепловыми условиями и невесомостью. Промежуточными меж земными и космическими можно считать условия, возникающие при полетах высотных самолетов и ракет. Совсем специфичны также условия, возникающие при работе технических устройств в атомной индустрии (интенсивное твердое облучение и высокие температуры), энергомашиностроении (высокие температуры и химически активные среды), вакуумной и полупроводниковой индустрии (разреженные среды строго определенного состава), криогенной технике (сверхнизкие температуры) и ряде остальных. Параллельно и сразу с повышением температуры окружающей среды в современной технике все настойчивее появляются тенденции к увеличению быстроходности устройств и росту рабочих нагрузок, что в особенности приемлимо для военной авиации и ракет. Таковым образом, при переходе от обыденных условий к экстремальным решающее значение приобретает внешнее действие на узел трения, связанное со специфическими условиями окружающей среды. Более характерными и необходимыми факторами тут являются плотность и физико-химическая активность среды, а также наличие теплового, ионизирующего и остальных излучений. Влияние каждого из перечисленных факторов оказывается так специфичным, что просит специального рассмотрения. Поэтому полезно классифицировать узлы трения, работающие в напряженных и необыкновенных условиях, по характеру действия на них окружающей среды.

необыкновенные и напряженные условия все почаще принуждают создателей новой техники пересматривать традиционные, сложившиеся в течение многих лет принципы разработки узлов трения и основанные на них конструкторские решения.

неувязка построения и реализации банка данных

Данные по триботехнике тесновато взаимодействуют меж собой, и поэтому потоки информации, поступающие из разных источников, обязаны распределяться по специально разработанным картам и таблицам, систематизирующим триботехническую информацию. Схожая систематизация является трудоемким действием и занимает существенное время.

Активные работы по созданию информационных систем в  области трибологии в мире и у  нас в стране развернулись в средине 80-х годов прошедшего века. Был  создан ряд информационных систем и  баз данных по трибологии, но, к огорчению, из-за ослабления связей меж трибологическими центрами и отсутствию в период спада производства энтузиазма производителей к этим работам создание единой информационной системы не было завершено.

Решение трудности  оптимального использования триботехнической информации в научном и практическом применении обязано быть реализовано методом сотворения трибологических баз данных (ТБД), содержащих информацию по разным фронтам триботехники. При решении конкретных триботехнических задач 
(выбор составов сред, способов испытаний и т. Д.) Наличие аналогов в ТБД дозволяет сузить область поиска хороших вариантов. Для разработки логической модели ТБД нужно предварительно систематизировать по обычным признакам главные триботехнические причины, то есть провести паспортизацию. ТБД обеспечивает надежное хранение данных и их достоверность; гибкую компанию и открытую структуру данных, обеспечивающую возможность их обновления и скопления; эффективный доступ к данным; защиту данных от несанкционированного доступа и уменьшение их избыточности. Существенное значение имеет тип системы управления базой данных, применяемой для организации ТБД.

бессчетные аналитические  формы описания действий трения направленные на решение конкретных частных заморочек, соответствуют узенькому интервалу граничных условий. Это является основной предпосылкой, препятствующей их использованию при построении и реализации ТБД.

Решение задачки  информационного обслуживания предполагает систематизацию, скопление и хранение разных групп данных; периодический  просмотр файлов информации и их реорганизацию; поиск и подборку требуемой информации по разным критериям; вывод запрашиваемых  данных в виде, удобном для использования. Стоит добавить, что в настоящее  время, по мере оживления экономики  и усиления интеграционных действий будет усиливаться энтузиазм  к информационным системам, которые  следует создавать как базовый  элемент информационной технологии проектирования узлов трения.

неувязка единства определений и определений в триботехнике

В широкой и многоплановой  области триботехники многие главные понятия не так верно определены, как в остальных науках. Даже самые главные концепции в триботехнике неоднозначны. Как область прикладных наук, триботехника разъясняется выражением «единое из множества». Поскольку в триботехнике употребляются понятия многих остальных областей техники, триботехническая терминология также слагается из терминологий этих областей. Это приводит к возникновению заморочек в общении и многозначности в определениях.

Можно с большей  уверенностью ждать стандартизации трибологической терминологии в лабораторных условиях, чем на практике. В исследованиях совсем принципиальна точность определений, так как данное исследование из иных в конкретной области знаний частенько выделяют только небольшие детали, не считая того, лабораторные исследования в целом более строго поставлены. Сложность настоящих триботехнических ситуаций обусловила и появление комбинированных, либо гибридных, определений для описания изнашивания. Но некие области триботехники все же находятся в лучшем положении.

Развитие в описании и трактовке определений становится все более нужным, поскольку растет количество данных, аккумулируемых в компьютерных базах данных. Когда-нибудь будет возможен поиск по разным базам данных с внедрением одних и тех же ключевых слов для получения ценных сравнительных данных. Пока это время еще не пришло, а поскольку число независящих баз данных растет, растет и неувязка общей терминологии.

большущее количество трибологических определений в мире нужно стандартизировать как в повседневном использовании, так и в книгах, журнальчиках, эталонах, словарях. Отсутствие согласия даже по главным терминам приводит к ошибкам в общении и передаче информации, а также создает массу заморочек при техническом переводе на иностранные языки. Многие определения сложились в повседневной практике, но часть их не сформулирована однозначно и осложняет взаимодействие меж различными организациями. Улучшить положение можно за счет повышения свойства образования ученых и инженеров, приходящих в трибологию, но терминология в обучении также обязана быть четкой и обычной. Принципиальным вкладом в решение трудности может стать выпуск интернационального словаря, но при этом нужно учитывать конфигурации в языке и в значениях слов, происходящие со временем. Можно отметить, что терминология в трибологии, как и в остальных областях знаний, - это набор инструментов, обеспечивающих понимание и общение, причем размер этого комплекса постоянно растет.

неувязка подготовки инженерных кадров по триботехнике

Многими учеными-триботехниками доказана необходимость широкой популяризации достижений триботехники, глубочайшего исследования её разделов, взаимной информации и обмена опытом. Во многих вопросах требуется активное роль профессионалов, и конкретно профессионалов по триботехнике.

В России научные  кадры по триботехнике готовят во многих городах. Но инженерные кадры по триботехнике выпускаются только в неких институтах. Беря во внимание значимость подготовки профессионалов по триботехнике, 
Госкомитет СССР по науке и технике еще в 1976 году рекомендовал 
Министерству высшего и среднего специального образования СССР вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить: o на особых факультетах подготовку кадров (из числа лиц, имеющих соответствующее высшее образование и стаж практической работы) по проблемам повышения износостойкости машин и оборудования; o организовать в системе повышения квалификации профессионалов, работающих в разных отраслях индустрии, чтение лекций по проблемам износостойкости машин и оборудования для соответствующих служб компаний.

кроме подготовки инженерных кадров по триботехнике, нужно организовать подготовку профессионалов среднего звена.[5] Для этого следует сделать среднее учебное заведение по исследованию вопросов триботехники, в том числе и новейших разработок. Эти вопросы обязаны быть в центре внимания при проведении учебы с инженерно-техническими работниками в производственных объединениях, комбинатах, заводах и фабриках. Для этого необходимо сделать отличные кинофильмы, наглядные пособия, издать учебные пособия.

Вопросы подготовки кадров по триботехнике нужно решать незамедлительно. Это окажет серьезное влияние на качество будущих машин, их долговечность, на экономию топлива и смазочных материалов, темных и дефицитных цветных металлов.

трудности компьютерной трибологии

Будучи междисциплинарной  наукой, трибология просит внедрения  системных моделей, информационных систем по различным разделам трибологии, трансляторов, соединяющих эти разделы, экспертных систем для проектирования и диагностики. Имеется необходимость  более эффективного использования  информации, получаемой при исследовании трибологических действий. 
Диагностические системы в значимой мере сами базируются на слиянии компьютерных технологий и знании устройств трибологических действий.

Компьютеры разрешают  создавать моделирование трибологических действий. Модель сложной трибосистемы также просит для собственного сотворения и использования специфического «компьютерного мышления», так как представляет собой программный комплекс. Опыт сотворения моделей сложных трибосистем дозволил сделать ряд выводов, выявить недочеты и сконструировать направления дальнейшего развития.

Свое дальнейшее развитие получила и компьютерная разработка проектирования узлов трения. На этапе  анализа тут предлагается употреблять  интерпретаторы – экспертные системы. На этапе синтеза употребляются  гибридные экспертные системы, которые  содержат модели работы узла, базы знаний по данным разделам и систему правил. Практически, требуется продолжить работу по информационным системам в  области трибологии на новом уровне развития аппаратных, программных средств  и систем коммуникации с учетом имеющегося опыта и проделанной работы профессионалов. 
огромное значение в трибологии имеет также теледиагностика, причем задачей компьютерной трибологии тут является содержательная часть сотворения системы.

Компьютеры являются также и неотъемлемой частью системы  экспериментальных трибологических исследований в современных испытательных установках. Задачка компьютеров состоит в контроле и управлении режимом опыта, регистрации измеряемых характеристик, обработке результатов. 
Задачей, относящейся к области компьютерной трибологии, является поиск режимов, при которых реализуются заданные характеристики трибосистемы, что достигается встраиванием в управление испытательной системой программы моделирования исследуемого процесса, ряд характеристик которой задается из опыта, а также заданием критериев поиска. Для реализации данной идеи в масштабах отрасли предстоит сделать огромную работу.

При моделировании, компьютерном опыте, в системах диагностики  и мониторинга имеется общественная неувязка интерпретации результатов. Как понятно, визуализация информации дозволяет интенсифицировать процесс  познания человека, подключив интуитивные  способности исследователя. Это  достигается с помощью особых средств компьютерной графики. Применение технологии виртуально-интуитивного извлечения информации дозволит при моделировании  и опыте более эффективно выявлять новейшие трибологические эффекты и явления.

трудности экономики и триботехники

Работа узлов  трения машин, оборудования и транспортных средств осуществляется на всех этапах сотворения публичного продукта. 
Триботехнические свойства узлов трения вровень с конструкцией машин, качеством их производства, режимом эксплуатации и другими качествами оказывают существенное влияние на многие экономические (и экологические) характеристики работы машин, устройств и технологического оборудования. 
большая часть машин (85-90%) выходит из строя по причине износа деталей. 
Расходы на ремонт машин оборудования и транспортных средств составляют в нашей стране десятки миллиардов рублей в год. При развитии индустрии эта цифра естественно возрастает. Издержки на ремонт и техническое сервис машины в несколько раз превосходят её цена: для каров в 6 раз, для самолетов до 5 раз, для станков до 8 раз. Трудоемкость ремонта и технического обслуживания многих строительных и дорожных машин за срок их службы приблизительно в 15 раз превосходит трудоемкость производства новейших. Огромные материальные утраты народное хозяйство терпит от завышенного трения в узлах машин. Понятно, что больше половины топлива, потребляемого авто, тепловозами и другими видами транспорта, расходуется на преодоление сопротивления, создаваемого трением в подвижных сочленениях. Утраты от трения и издержки, связанные с ними, составляют от 1% до 4% государственного продукта государств, что не может не оказывать существенного влияния на развитие экономики хоть какой страны. В последние годы проявляется завышенное внимание к развитию триботехники, к оптимизации триботехнических решений и внедрений в практику достижений триботехники. По оценкам экспертов, обширное внедрение в создание уже узнаваемых достижений триботехники способно на 25-30% уменьшить утраты от трения, причем первые 10-15% из них – без заметных капитальных вложений.

В целом триботехника обязана решать узловые трудности экономики, относящиеся к сырьевым, энергетическим и трудовым ресурсам страны. Эти принципиальные задачки потребуют в ряде случаев пересмотра планов научно- исследовательских работ, решения теоретических вопросов трения, изнашивания и смазки машин. Ряд прогрессивных способов повышения ресурса деталей, эффективных смазочных материалов, покрытий и т. П., Подробно обрисованных в литературе и проверенных на отдельных предприятиях, не может получить массового внедрения в индустрии. На их пути встает рвение сохранить традиционную технологию и максимально низкую себестоимость продукта, игнорируя то событие, что экономия на заводе частенько приводит к потерям при эксплуатации и ремонте впускаемых изделий. 
Разработка научных программ по проблемам износостойкости диктуется экономической значимостью данной трудности для народного хозяйства. Управление действием изнашивания является центральным звеном таковых государственных заморочек, как экономия энергии, сокращение расхода материалов, а также надежность и сохранность механических систем.

не считая того, тут не стоит забывать о проблеме износостойкости и людских ресурсов. В связи с увеличением количества работающих машин и оборудования за последние годы во всех развитых странах появилась неувязка профессионалов для обслуживания и ремонта. Рост потока машин всюду опережает  увеличение числа опытных механиков. Для подготовки механиков высокой  квалификации нужно несколько лет  обучения и скопления опыта. Совсем значительны издержки на сервис каров и их ремонт. Тут вопросы триботехники являются главными в понижении эти видов издержек. Выход из строя деталей, разрегулировка, создание смазочных работ, контроль технического состояния узлов трения – все это просит привлечения к работе опытных высококвалифицированных профессионалов. И тут вопросы триботехники являются основным фактором в сокращении потребности в людских ресурсах.

Триботехника, интересы здоровья и охраны окружающей среды

Этот вопрос к  настоящему времени находится еще  в стадии постановки, но модно утверждать, что триботехника имеет непосредственное отношение к здоровью людей и охране окружающей среды.

внедрение асбестосодержащих  накладок в тормозах каров, наличие паров топлива в кабинах транспортной техники, завышенные вибрации в машинах в итоге износа подшипников, биение валов, зубчатых передач – все эти и им подобные недочеты, относящиеся к низкому уровню решений вопросов триботехники, оказывают существенное влияние на здоровье обслуживающего персонала и популяция города. Причинами больших аварий и катастроф были утечки через уплотнения взрывоопасных товаров, задиры и завышенный износ ответственных деталей, разрушение контактных поверхностей подшипников, рельсов, бандажей колес, поломки зубьев шестерен, заклинивание плунжерных пар и т. П. Двигатели каров с изношенными цилиндрами и поршневыми кольцами не лишь потребляют больше топлива, но и существенно увеличивают загазованность городов и поселков. Недостаточная износостойкость уплотнительных устройств, перегрев подшипников, износ валов частенько вызывают течи масла, топлива, рабочей воды гидравлических систем. Все это приводит к непроизводительному потреблению энергии, порче асфальтовых покрытий и уничтожению растительности. Непредусмотренный ремонт машин в пути, проведение технического обслуживания машин в полевых условиях приводит к загрязнению окружающей среды отходами масла, к потерям топлива и т.П. Особенное внимание нужно направить на попадание в окружающую среду отработанных картерных масел двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и способов их утилизации. Наибольшую опасность представляют моющие присадки к маслам, что вызывает увеличение количества загрязняющих примесей и скопление их в масле при картерной смазке. Посреди этих загрязнений – полициклические ароматические углеводороды с сильно выраженными канцерогенными качествами.

Научно-технические  направления, которые нужно выполнить  в ближнем десятилетии, для того чтоб машины, механизмы и технологическое  оборудование нового поколения отвечали нужным требованиям по экологии, следующие: o разработка и применение смазочных материалов 4 и 5 поколений и присадок к ним. Смазочные материалы обязаны быть менее токсичными и обеспечивать существенное понижение утрат на трение и износ узлов трения различного класса и назначения, в том числе в ДВС; o применение для ряда узлов трения экологически незапятнанных масел, животного и растительного происхождений; o применение новейших экологически незапятнанных триботехнических конструкционных материалов и технологий для повышения износостойкости и несущей способности пар трения различного класса и назначения; o внедрение экологически незапятнанных фрикционных и антифрикционных материалов, не содержащих асбеста, свинца, фенола и остальных токсичных ингредиентов и добавок; o улучшение конструкций антифрикционных узлов трения (в том числе уплотнений); o рационализация и оптимизация работы узлов трения на базе учета конкретных условий и критериев эксплуатации; o внедрение ускоренных способов испытаний и оптимального цикла испытаний для выбора хороших материалов (в том числе смазочных) для конкретных конструкций узлов трения и условий их эксплуатации; o внедрение таковых режимов эксплуатации машин, транспортных средств и технологического оборудования, которые понижают размер вредных выбросов в окружающую среду; o ускорение перевода машин и устройств на внедрение более незапятнанных источников энергии (солнечной, водородной, электрической); o повышение знаний инженеров и обслуживающего персонала в области триботехники, а также взаимосвязи триботехнических характеристик с экономикой и экологией.

трудности технического обновления разных отраслей машиностроения

Ушедший в историю 20 век не освободил механиков  от многолетних и не постоянно  удачных поисков путей обновления морально и физически устаревшего, изношенного оборудования, ставшего во многих отраслях машиностроения основной предпосылкой понижения эффективности  и ресурса работы.

хоть какое обновление устаревшего оборудования затрагивает  три главнейших аспекта: конструктивный, металловедческий и триботехнический – по причине их технологической связи. Причем триботехнический аспект в общей системе обновления устаревшего оборудования не менее значим и так же сложен, как и два остальных. Это касается разных видов механического изнашивания: абразивного, гидроабразивного, ударноабразивного в условиях трения скольжения, качения, удара по абразиву и сплаву с остыванием при низких температурах всухую, а также при наличии смазочного материала.

Если анализировать  бессчетные экспериментальные данные, убедительно свидетельствующие  о трудности трудности обновления устаревшего оборудования и инструмента методом комплексного подхода к её решению, то естественным становится то, что триботехнические, а также металловедческие аспекты в ней либо тяжело решаемы, либо требуют новейших научных и технологических решений. 
таковая ситуация характерна для подавляющего большинства разных отраслей машиностроения. Поиск таковых решений уже ведется.

нужно добавить, что  организационная сторона обновления оборудования стала не менее значима, чем научная. Организационная сторона трудности в условиях рыночной экономики усложняется отсутствием одного координирующего центра, способного объединить усилия ведущих научных коллективов на более приоритетных направлениях с возможностью контролировать и выверять значимость получаемых результатов по конечной поставленной цели применительно к определенным отраслям машиностроения. В настоящее время имеет место разобщенность, несогласованность и несопоставимость выполняемых исследований отдельными учеными и даже организациями по причине неудовлетворительной взаимной информированности и недостатка творческого общения; резко сократилась журнальная информация, а малочисленность вузовской аспирантуры привела к невозможности решать фундаментальные задачки металловедения, триботехники, технологии машиностроения по причине острого дефицита не лишь денежных средств, научных и технических кадров, но и устаревшей либо вообще полностью отсутствующей в университетах испытательной базы. В настоящее время университеты, несмотря на имеющиеся конструкторские способности, не могут предложить новейшие изделия в готовом виде даже для опытных испытаний в натурных условиях.

такая реальность, не учесть которую при решении столь принципиальной трудности нельзя, но находить вероятные решения нужно, если учитывать, что в большом комплексном списке заморочек, которые нужно решить для дальнейшего развития технического прогресса, обновление морально и физически устаревшего оборудования постоянно будет стоять в ряду первоочередных задач.

Заключение

Триботехнические явления обязаны учитываться при проектировании и эксплуатации машин и устройств. Они появляются при земляных работах, в сельском хозяйстве, строительстве, добывающей индустрии и во многих остальных вариантах. Утраты средств от трения и износа в развитых странах составляют 4-5% государственного дохода, а преодоление сопротивления трения поглощает во всем мире 20-25% вырабатываемой за год энергии. Анализ особых комитетов интернационального совета по трибологии показал, что за полный цикл эксплуатации машин эксплуатационные расходы, издержки на ремонт и запасные части в несколько раз превосходят издержки на изготовление новой техники.

Повышение экономически и экологически целесообразной долговечности  и надежности машин, технологического оборудования и инструмента конкретно  связано с повышением износостойкости. Решение данной актуальной и фактически нужной задачки может быть лишь на базе глубочайших, научно обоснованных решений. Управление трением, верный выбор  материалов по критериям трения и  износостойкости, рациональное конструирование  узлов трения и деталей машин  и оптимизация условий эксплуатации могут значительно продлить срок жизни и повысить эффективность  машин, понизит вредные экологические  действия при незначительном увеличении их стоимости. В данной связи исключительное значение получают работы в области триботехнического материаловедения, а также теоретические и экспериментальные исследования в области физико-химической механики действий трения и изнашивания с внедрением новейших испытательных средств и измерительной техники, которые могут раскрыть и изыскать новейшие методы понижения утрат на трение и повышения износостойкости машин, устройств и оборудования. Задачка повышения экономически и экологически целесообразной долговечности узлов трения очень усложняется каждый год, так как неумолимая тенденция развития науки, техники и технологии непременно ведет к ужесточению и усложнению режима работы машин, а означает, узлов трения и деталей по перегрузкам, скоростям, температурам, диссипируемым энергиям, вибрации и т.Д. Отлично понятно также, что рвение понизить материалоемкость машин приведет к уменьшению габаритов и удельных массовых черт узлов трения, которые еще более усложнят задачку. 
Принципиально новой является задачка повышения износостойкости частей оборудования ядерной энергетики. Исключительное значение получают работы по изнашиванию узлов трения и деталей автоматизированных и программируемых устройств, в особенности для роботов и манипуляторов.

Борьба с потерями энергии и выходом из строя  машин и оборудования от трения и  износа во многих странах стала гос задачей. Во многих странах огромные коллективы научных работников и инженеров работают над неуввязками трения и изнашивания. Этим работам в передовых промышленно развитых странах уделяется завышенное внимание на государственном уровне.

Библиография

1. базы трибологии (трение, износ, смазка)/ А. В. Чичинадзе, Э. Д.

Браун, Н. А. Буше и  др.; Под общ. Ред. А. В. Чичинадзе: Учебник для технических вузов. – 2- изд., Переработ. И доп. – М.: Машиностроение,

2001.

2. Гаркунов Д. Н. Триботехника (износ и безызносность): Учебник. – 4-е изд., Переработ. И доп. – М.: «Издательство МСХА», 2001.

3. Трибология: Исследования  и приложения: опыт США и государств  СНГ/ Под ред.

А. В. Белого, К. Лудемы, Н. К. Мышкина. – М.:Машиностроение; Нью-Йорк:

Аллертон Пресс, 1993.

4. Силин А. А.  Трение и его роль в развитии  техники. – М.: Наука, 1983.

5. Голего Н. Л., Будя А. П., Коценко А.В., Натансон М. Э. Особенности построения и реализации банка данных по трибологии// трудности трения и изнашивания. – 1989, вып. 36.

6. Сорокин Г. М.  Трудности технического обновления  разных отраслей машиностроения// Трение и износ. – 2001, том  22, № 3.

7. Захаров С. М.  Задачки компьютерной трибологии// Трение и износ. – 2002, том  23, № 3.



Информация о работе Триботехника