Нефть, нефтепродукты и газ доставляются
трубопроводным, железнодорожным, морским,
речным и автомобильным транспортом.
Все эти виды транспорта
имеют свои особенности. Они
различаются по степени развития
и регионального размещения, по
уровню технической оснащённости
и условиям эксплуатации, возможностями
освоения различных грузопотоков
по пропускной и провозной
способности на отдельных направлениях
и участках, по техническим параметрам
и технико-экономическим Наш интерес
к теме реферата легко объясним.
Особенностями трубопроводных перевозок
- Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;
- По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;
- Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;
- Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;
- Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;
- Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;
- На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;
- Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.
Возможность значительной автоматизации
и телемеханизации, внедрение
систем автоматизированного управления
технологическими процессами способствует
поддержанию оптимальных режимов
эксплуатации трубопроводных систем,
сокращению расхода электроэнергии,
а также потерь нефти, нефтепродуктов
и газа при перекачке, сокращению
численности обслуживающего персонала.
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО
ТРАНСПОРТА СССР
Трубопроводный транспорт Беларуси
имеет более чем вековую историю. У истоков
создания трубопроводного транспорта
был Д.И. Менделеев, считавший, что только
строительство трубопроводов обеспечит
надежную основу развития нефтяной промышленности
и выведет российскую нефть на мировой
рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного
транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав,
К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев,
И.П. Илимов и многие другие русские ученые,
инженеры и изобретатели.
Появление трубопроводного транспорта
связано с промышленным освоением
нефтяных месторождений Баку и Грозного.
В 60-е годы XIX столетия Бакинский
район захлестывает нефтяной бум. Постоянные
пожары, загрязнение жилых кварталов
копотью и сажей заставили
местные власти сосредоточить переработку
нефти на удалении от города в так
называемом Черном городе. Доставка нефти
от промыслов к заводам Черного города
осуществлялась в бочках и бурдюках на
арбах.
С 70-х годов бурдюки были вытеснены
деревянными бочками емкостью 20-25
пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно
дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев
при посещении Баку рекомендовал
построить трубопровод для перекачки
нефти с промыслов на завод, что,
по его мнению, позволило бы существенно
сократить затраты на перевозку.
Тогда предложение Дмитрия Ивановича
Менделеева не было принято.
В 1877 году в Баку открылось отделение
Строительной конторы инженера, предприимчивого
организатора технического производства,
Александра Вениаминовича Бари, а
главным инженером конторы становится
Владимир Григорьевич Шухов. Со своими
многочисленными идеями по применению
новых технических средств и
технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов
знакомят главу компании "Братья
Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего
на нефтяном рынке Баку очень активно.
В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою
работу "Трубопроводы и применение
их в нефтяной промышленности", которая
на многие десятилетия стала основным
руководством по проектированию трубопроводов.
К 1883 году общая длина нефтепроводов
в Бакинском районе составила 96 км
с общей пропускной способностью
свыше 200 тысяч пудов нефти в
сутки. Трубопроводы практически вытеснили
все другие виды перевозок нефти.
Одновременно со строительством промысловых
трубопроводов обсуждается вопрос
о дальнем транспорте нефти и
нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку
с увеличением нефтедобычи в
Баку все чаще и чаще возникали
проблемы с отправкой нефти и
керосина в другие районы России. Идея
трубопровода постоянно обсуждалась
среди прогрессивных ученых и
политиков.
К концу 1914 года общая протяженность
нефте- и продуктопроводов в России
составляла 1278,7 км. Для сравнения: в
США общая протяженность трубопроводов
составляла 14,000 км, в том числе
магистральных 7,000 км. Уровень развития
трубопроводного транспорта был
явно не в пользу России, хотя уровень
технической оснащенности был примерно
одинаков.
События, последовавшие после 1914 года,
не были созидательными. Война, революция,
вновь война, но уже гражданская,
не способствовали строительству трубопроводов.
С 1941 года нефтяная промышленность страны
перестраивалась на военный лад.
Фронт и тыл надо было обеспечить
горючим, для этого следовало: во-первых,
всемерно увеличить добычу нефти
в старых нефтяных районах; во-вторых,
резко повысить добычу нефти в
новых нефтяных районах и, прежде
всего, между Волгой и Уралом, а
также на востоке.
Особое место в истории трубопроводного
транспорта занимает прокладка бензопровода
по дну Ладожского озера. Этот трубопровод
помог ленинградцам выдержать блокаду.
Проект был подготовлен в сжатые
сроки, поэтому многие узлы и элементы
строили по эскизам. Он был сооружен
за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942
года. Ежедневно трубопровод подавал
400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод
проработал без аварий более двадцати
месяцев и отключен после снятия
блокады.
После войны интенсивный рост объемов
нефтедобычи в районе между Волгой
и Уралом и в новых районах
требовал быстрейшего развития транспортных
коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.
К 1990 году изменившаяся политическая
жизнь и экономические перемены
привели к остановке строительства
новых магистралей. В конце 1991 года
с политической карты мира исчезает
СССР. Пятнадцать новых государств
разделили между собой общее
имущество, в том числе и нефтепроводы.
Единая нефтепроводная система осталась
только в России. В некоторых странах
- лишь часть магистральных нефтепроводов.
Другие страны осуществляют транзит
российской нефти.
Происходит полная реорганизация
нефтяной промышленности и в Беларуси.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ КОНТЕЙНЕРОВ
До недавнего времени перемещение
жидких, сыпучих и газообразных
материалов осуществлялось, как
правило, железнодорожным, водным
и автомобильным транспортом.
Вместе с тем увеличивавшиеся
с каждым годом объёмы перевозок
указанных материалов начали
требовать не только дальнейшего
развития и совершенствования
существующих транспортных систем,
но и изыскания новых и эффективных
способов транспортирования грузов,
отличающихся простотой и высокими
экономическими показателями.
В связи с этим большое
значение стали иметь исследовательские
и опытно-конструкторские работы
в области трубопроводного транспорта
контейнеров (ТТК). При этом исследуются
два вида ТТК: напорный и
безнапорный. В первом случае
контейнеры транспортируются по
трубопроводу под действием напора
воды (гидравлический трубопроводный
транспорт контейнеров(ГТТК)) или
сжатого воздуха (пневматический
трубопроводный транспорт контейнеров(ПТТК)).
При безнапорном транспорте перемещение
контейнеров осуществляется с
помощью различного рода движителей
или тяговых механизмов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ
К технологическим трубопроводам
относятся трубопроводы в пределах
промышленных предприятий, по
которым транспортируется сырье,
полуфабрикаты и готовые продукты,
пар, вода, топливо, реагенты и
другие вещества, обеспечивающие
ведение технологического процесса
и эксплуатацию оборудования, а
также межзаводские трубопроводы,
находящиеся на балансе предприятия.
Технологические трубопроводы
классифицируют по транспортируемому
веществу, материалу труб, рабочим
параметрам, степени агрессивности
среды, месту расположения, категориям
и группам.
1) по виду транспортируемой по
ним продукции:
- газопроводы,
- нефтепроводы,
- водопроводы,
- воздухопроводы,
- продуктопроводы.
2) по виду движения по ним
жидкостей:
- напорные трубопроводы;
- безнапорные (самотёчные) трубопроводы.
3) по виду сечения:
- трубопроводы круглого сечения;
- трубопроводы не круглого сечения (прямоугольные, квадратные и другого профиля).
4) по материалу, из которого
они изготовлены:
- стальные (из углеродистой, легированной и высоколегированной стали);
- из цветных металлов и их сплавов (медные, латунные, титановые, свинцовые, алюминиевые);
- бетонные;
- чугунные;
- неметаллические (полиэтиленовые, поливинилхлоридные, стеклянные) и др.
5) По условному давлению транспортируемого
вещества:
- вакуумные, работающие при давлении ниже 0,1 МПа;
- низкого давления, работающие при давлении до 10 МПа;
- высокого давления (более 10 МПа);
- безнапорные, работающие без избыточного давления.
6) По температуре транспортируемого
вещества:
- холодные (температура ниже 0 ° С);
- нормальные (от 1 до 45 ° С) ;
- горячие (от 46 ° С и выше).
7) По месторасположению трубопроводы
бывают
- внутрицеховые, соединяющие отдельные аппараты и машины в пределах одной технологической установки или цеха и размещаемые внутри здания или на открытой площадке;
- межцеховые, соединяющие отдельные технологические установки, аппараты, емкости, находящиеся в разных цехах.
Значение трубопроводного
транспорта в национальной экономике
Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме
перевозимых грузов (31,1% в 2012г.) и первое
место в грузообороте всех видов транспорта
общего пользования (55,0% в 2012г.).
Через территорию Белоруссии осуществляются
поставки российского газа и нефти
в Польшу, Германию, Чехию, Словакию,
Венгрию, Латвию, Литву, на Украину, а
также в российскую Калининградскую
область.
Через Белоруссию проложен основной
для российского экспорта нефтепровод
«Дружба», а также менее значимый
нефтепровод Ярославль — Полоцк
— к прибалтийским портам и
НПЗ.
Через Белоруссию проходит участок
магистрального газопровода «Ямал
— Европа». Он принадлежит «Газпрому»,
однако находится в оперативном
управлении белорусского «Белтрансгаза».
Доля белорусского транзита в обеспечении
поставок российского газа в Европу
в последние два года значительно
выросла в связи с наращиванием
мощности газопровода «Ямал —
Европа». Так, в 2005 году через Белоруссию
было транспортировано 27 % российского
экспорта газа, в 2006 — 29 %, в 2007 году доля
может составить более 33 %.
Кроме того на территории республики
создана сеть нефтепродуктопроводов
связанная с Российскими продуктопроводами
и имеющая выход на Западную Украину
и в порт Вентспилс.
Основными перспективами
является: обеспечение экологически устойчивой
эксплуатации, технического переоснащения,
наращивания производительности.
Реализация утвержденной концерном
“Программы технического перевооружения”
позволяет решить как проблемы старения
основных фондов, так и вопросы экологически
безопасной эксплуатации в условиях технической
реконструкции с одновременным наращиванием
производительности нефтепровода. Финансирование
этих Программ осуществляется за счет
собственных средств предприятий.