Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 20:01, реферат
Электрооборудование пассажирских вагонов используется для освещения вагонов, вентиляции помещений с подачей в вагон наружного воздуха объемом 20—25 м³/ч на одного пассажира, отопления вагона, подогрева подаваемого в него воздуха зимой и охлаждения подаваемого воздуха летом, охлаждения продуктов питания и питьевой воды, приготовления пищи в вагонах-ресторанах и буфетах, радиовещания и работы устройств связи, создания комфорта пассажирам и облегчения труда поездной бригады, обеспечения безопасности движения поездов.
Электрооборудование пассажирских вагонов состоит из комплекса электрических устройств, используемых в системе электроснабжения вагонов для получения, передачи и распределения электрической энергии. В этот комплекс входят также устройства и оборудование, потребляющие электроэнергию и создающие комфорт для пассажиров.
Система вентиляции воздуха
Вентиляция воздуха
предназначена для удаления воздуха из
помещений вагона и замена его чистым
наружным. Существует два вида вентиляции:
естественная и принудительная. В пассажирских
вагонах применяется как естественная,
так и принудительная (механическая) вентиляция.
По принципу работы вентиляцию разделяют
на приточную, вытяжную и приточно-вытяжную.
Естественная вентиляция
осуществляется с помощью каких-либо неподвижных
устройств и не требует затрат энергии.
Принудительная же вентиляция осуществляется
с помощью центробежных или осевых вентиляторов
и требует постоянной затраты энергии,
в основном — электрической.
Современные пассажирские
вагоны оснащены приточной вентиляцией
с использованием центробежных вентиляторов,
которая:
—создает необходимый
воздухообмен, благодаря чему воздух внутри
вагона обеспечивается достаточным количеством
кислорода и ограничивается содержание
углекислого газа, пыли и гнилостных примесей,
образующихся в результате жизнедеятельности
пассажиров;
—создает подвижность
воздуха в зоне пребывания пассажиров;
—создает подпор
воздуха в вагоне, препятствуя тем самым
проникновению внутрь воздуха, не очищенного
от пыли, зимой ненагретого, а летом неохлажденного
воздуха, поступающего через неплотности
в ограждениях;
—совместно с системой
кондиционирования воздуха охлаждает
вагон;
—при калориферном
отоплении совместно с системой отопления
обогревает вагон.
Естественная вентиляция
(через открытые окна) является наиболее
простым способом. Однако использование
этого способа связано с существенными
недостатками: возможность осуществления
только в теплое время, отсутствие средств
защиты от проникновения в вагон пыли,
невозможность использования во время
дождя, появление сквозняков и др.
Совершенным средством
вентиляции вагона являются специальные
вытяжные устройства — дефлекторы, которые
могут использоваться в течение круглого
года.
Однако они также
имеют недостатки: низкую и неустойчивую
производительность, образование разрежения
воздуха в вагоне, приводящее к проникновению
через неплотности ограждения кузова
неочищенного наружного воздуха, а следовательно,
к ухудшению условий проезда пассажиров.
Дефлекторы устанавливают
на крыше и действуют по принципу эжекции
(отсасывания воздуха) при обдувании наружным
потоком. Верхняя рабочая часть дефлектора
устроена так, что в ней под действием
протекающего потока воздуха происходит
разрежение, благодаря чему воздух из
вагона всасывается в трубу и уходит наружу
(рис. 5.20, а).
Наибольшее распространение
в пассажирских вагонах получил унифицированный
дефлектор ЦАГИ-ЦНИИ (рис. 5.20, б) Центрального
аэрогидродинамического института, разработанный
совместно с Центральным научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта
(ныне ВНИИЖТ). Перечисленные выше недостатки
естественной вентиляции ограничили ее
применение. На современных пассажирских
вагонах она используется только как подсобная:
дефлекторы — для удаления воздуха через
туалеты, окна — для проветривания вагонов
во время их отстоя, когда система вентиляции
не включается.
Механическая
вентиляция в зависимости от способа притока
воздуха в вагон подразделяется на две
системы: без использования рециркуляции
и с рециркуляцией воздуха. Принципиальная
схема вентиляционной системы без использования
рециркуляции воздуха пассажирского вагона
включает в себя (рис. 5.21, а) заборные решетки
1, масляные фильтры 2, вентиляционный агрегат
3, диффузор 4, конфузор 6, нагнетательный
воздуховод 7 и выпуски 8. Диффузор 4 и конфузор
6 по существу являются частями нагнетательного
воздуховода, в котором установлен калорифер
5. Между крышей 9 и подшивным потолком
10 проходит нагнетательный воздуховод
7.
Особенности
вентиляционной системы с использованием
рециркуляции воздуха заключается в том,
что в вагон подается смесь наружного
и взятого из вагона и возвращаемого обратно
воздуха. В пассажирских вагонах применяется
частичная рециркуляция воздуха. Использование
рециркуляционного воздуха требуется
в процессе охлаждения и в отопительный
сезон.
При использовании
рециркуляции воздуха усложняется система
вентиляции, так как появляются
дополнительный рециркуляционный (возвратный)
воздуховод, камера смешения воздуха,
дополнительные фильтры, устройства для
регулирования заданного соотношения
количества наружного и рециркуляционного
воздуха и специальные выпуски. Остальные
составляющие остаются принципиально,
а часто и конструктивно такими же. Принципиальная
схема системы вентиляции с использованием
рециркуляции воздуха показана на рис.
5.21, б.
Система кондиционирования воздуха
Система кондиционирования
воздуха в пассажирских вагонах (рис. 5.22)
служит для придания воздуху требуемых
физико-химических свойств: температуры
и влажности, содержания кислорода и углекислого
газа, степени запыленности и т.п. Холодильное
оборудование установок кондиционирования
воздуха позволяет поддерживать в вагоне
требуемые температурно-влажностные условия
при высокой температуре окружающего
воздуха и воздействии солнечной радиации.
В парокомпрессионном
холодильном оборудовании в качестве
хладагента используется дифтор-дихлорметан
(хладон-12). В зависимости от рода тока,
вырабатываемого системой электроснабжения,
применяются бессальниковые компрессоры
(со встроенным электродвигателем переменного
тока) и сальниковые компрессоры, работающие
на постоянном токе. Электроснабжение
холодильного оборудования бывает централизованным
— от контактной сети по поездной магистрали
через преобразователи или от вагона-электростанции,
а также автономным — от подвагонного
генератора, приводимого от оси колесной
пары вагона. Через решетки забора воздуха
вентилятор всасывает рециркуляционный
и наружный воздух, который проходит через
очищающие фильтры и затем охлаждается
в испарителе. Испаритель представляет
собой набор оребренных трубок, в которых
испаряется жидкий хладагент. Охлажденный
воздух поступает в пассажирские помещения
вагона через приточные решетки.
Установка рассчитана
на поддержание температуры воздуха в
вагоне 22—26 °С летом и относительной влажности
70 % или соответственно 40 °С и 30 % при максимальном
тепловом воздействии солнечной радиации.
Минимальная подача наружного воздуха
25 м³/ч на одного пассажира. В зависимости
от типа вагона хладопроизводительность
установки, удовлетворяющая этим условиям,
должна составлять 28—35 кВт.
Информация о работе Электрооборудование пассажирских вагонов