Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 13:25, контрольная работа
В настоящее время автомобилестроению принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности. Автомобильная промышленность мира – это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Рынок автомобилей имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т.п.).
4. Автомобили Волжского автомобильного
завода
Строительство завода
началось в 1967 году. Совет Министров СССР
назначил зам. министра автомобильной
промышленности Полякова В.Н. генеральным
директором строящегося завода. Первая
очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс.
автомашин в год, вступила в строй уже
в 1971 году.
За основу при выпуске малолитражного
с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят
«ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового
двигателя составляла 60 л. с., максимальная
скорость – 140 км/ч. «Жигули» задумывались
как народный автомобиль, который при
сравнительно невысокой цене мог бы насытить
«ненасытный» советский рынок. Но конструкторы
и заводские инженеры и механики в дальнейшем
столкнулись с массой проблем, которые
помешали эффективно решать поставленные
задачи. Сразу же пришлось отказаться
от мысли о доступности автомобиля для
рядового человека. С каждой новой моделью
цена на «Жигули» значительно росла. Однако
задача насыщения рынка в какой-то степени
решалась, поскольку товар «ВАЗа» отнюдь
не залеживался (в конце 70-х годов появились
«Жигули» с кузовом «универсал»). Кроме
того, в 1977 году появилась новая полноприводная
модель «Нива» – ВАЗ-2121.
Тем не менее, процесс усовершенствования
«Жигулей», а затем в 80-е годы экспортного
варианта «Лада» никогда не приостанавливался.
За советский период существования был
освоен выпуск девяти моделей, среди которых
самыми популярными стали, кроме первой,
шестая и с ведущими передними колесами
девятая модели («шестерка» выпускается
до сих пор, ее постепенное замещение «десяткой»
началось только в 1997 году).
ВАЗ-2102 – пятидверный классический универсал
первого семейства, с задней дверью, открывавшейся
вверх, выпускался в 1972-1986 годах. В свое
время он заслуженно получил славу «лучшего
друга» советского дачника, которая со
временем перешла на его преемника в лице
ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство
более мощную версию «Жигулей» – ВАЗ-2103,
которая многими воспринималась как совершенно
новая, более мощная и комфортабельная
модель. (Естественно, для абсолютного
большинства населения – гораздо более
престижная и дорогая). На деле это была
лишь модификация «Люкс», полностью соответствующая
FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой
переработали аналогично тому, как базовый
FIAT 124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение ее
производства предусматривалось соглашением
с концерном FIAT несколько позже базовых
моделей, а для ее комплектации предусматривался
1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью
77 л.с.
Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили
производство модели ВАЗ-2106, которая была
переработана для отечественных условий
эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года,
никто не мог и предположить, что именно
она станет самой популярной и массовой
продукцией Волжского автозавода.
Вездеход «Нива» (ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел
сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х
– начале 1980-х годов. Тогда этот автомобиль
испытывал трудности со сбытом на отечественном
рынке. И это при вечном дефиците легковых
автомобилей в бывшем Союзе. В 1980 автомобилю
«ВАЗ-2121» присуждена золотая медаль 53-й
Международной ярмарки в Познани.
Как некогда «шестерка» – считалась престижнее,
чем ВАЗ-2103, так и ВАЗ-2107(«семерка»), выпускаемая
с 1982 года, по сравнению с «пятеркой» была
эксклюзивом.
С конца 1984 года пятиместный универсал
ВАЗ-2104 классической компоновки, относящийся
ко второму поколению «классики», сменил
на конвейере универсал «первого» поколения
– ВАЗ-2102, но еще год их выпускали вместе.
Представшая публике в конце 1984 года клиновидная
«Самара» с трехдверным кузовом «хэтчбек»
стала воистину эпохальным событием не
только для Волжского автозавода, но и
для отечественных автолюбителей. Модель
ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало
массовому выпуску в стране переднеприводных
легковых автомобилей.
В 1987 коллектив Волжского автомобильного
завода удостоен приза «Золотой Меркурий»
за большой вклад в развитие производства
и международного сотрудничества. Эта
престижная награда была присуждена ВАЗу
в третий раз.
В отличие от своей соплеменницы «восьмерки»
ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara, который начали
продавать с 1987 года, рассматривается
как более «солидная» машина для семейного
человека – сказывается наличие пяти
дверей и, как следствие, менее экспрессивный
облик. Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma это,
в сущности, «девятка» с четырехдверным
кузовом седан.
В 1989 году Внешнеторговому объединению
«АвтоЛАДА» присужден международный приз
совета торговых руководителей «Трейд
Лидерз Клаб» за выход на ведущие позиции
в торговле и вклад в развитие национальной
экономики африканских стран.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ,
как и все остальные отечественные промышленные
гиганты, вступил в полосу полной перестройки
своей деятельности. Кризис оказался затяжным,
но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел
переломить ситуацию и постепенно стал
наращивать производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 «Ока» более десятилетия
остается самым дешевым отечественным
легковым автомобилем. В свое время ее
даже прочили на роль народного автомобиля
и определяли местом ее производства гигантский
промышленный комплекс в Елабуге, намереваясь
покончить с многолетним автомобильный
дефицитом. Но мечты и проекты так и остались
неисполнимыми, а столь досаждавшая АвтоBA3y
сборка «Оки» была в середине 1990-х окончательно
передана на заводы СеАЗ (который вошел
в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994 году впервые
было представлено семейство «десятых»
автомобилей – ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется
сборка пятидверных ВАЗ-2111 – первых вазовских
переднеприводных универсалов.
На инвестиционной выставке «Технологии
из России», проходившей в Риме в 1996 году,
ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель
для малой авиации. В СКП собран 250-й товарный
автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 году на автосалоне в Москве состоялась
презентация моделей «2120», «2129», длиннобазной
«Нивы» – «2329», «2131» и спортивной модели
«21107».
В этом же году общее количество произведенных
автомобилей составило 730 тыс. В ближайшее
время предполагается увеличить их выпуск
на 18 тыс. штук.
В 1998 году с заводского конвейера сошла
новая модель 2111, а автомобили «десятого»
семейства начали оснащаться новейшими
16-клапанными двигателями. В этом же году
вышел автомобиль ВАЗ-2120 «Надежда» – полноприводный
семиместный «мини-вэн», отличительной
особенностью которого является оригинальный
кузов со cдвижной задней правой дверью.
В настоящее время ВАЗ выпускает более
50% общего количества легковых российских
автомобилей.
В настоящее время
из-за сравнительно невысокого качества
российских автомобилей российские рынки
захватывают корейские и японские автофирмы.
Вследствие этого российские автопроизводители,
в частности, АвтоВАЗ предпринимают определенные
шаги, чтобы противостоять рыночной конъюнктуре.
В ближайшей перспективе АвтоВАЗа – совместное
производство вместе с компанией «Адам
Опель АГ» новейшей модели «Опель Астра».
В перспективных планах на 2006-2007 гг. также
предполагается производство нового семейства
моделей «Калина» в европейском размерном
классе «В». Пока существуют три модели:
ВАЗ-1117 (универсал), ВАЗ-1118 (седан) и ВАЗ-1119
(хэтчбек). Предполагается появление и
ВАЗ-1120 (УПВ). Так называемая платформа
семейства «Калина» унифицирована с «десятым»
семейством, а сама машина будет лишь немного
короче. Базовым мотором станет модернизированный
1,6-литровый агрегат (на блоке цилиндров
мотора ВАЗ-21083).
1 Долматовский Ю. Автомобили – вчера,
сегодня, завтра. // Моделист-конструктор.
1970. №4.
2 История Волжского автомобильного завода.//
www.vaz.ru
3 Петров В.Б. История отечественного автомобилестроения
в России до 1917 года. М., 2001.