10 интересных фактов о Харьковском метрополитене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Все, что связано с метрополитеном, не может не интересовать харьковчан. Это не только самый надежный, быстрый, удобный вид городского транспорта, но еще и самый таинственный! О харьковской подземке ходит немало слухов и легенд: говорят, что существует метро-2, а под тоннелями - разнообразные огромные бункеры, подземные строения со всем необходимым для людей на случай ядерной войны, а еще якобы горожане время от времени видят призрак на "Советской". Об этом, а также о том, каким могло быть харьковское метро, я расскажу.

Вложенные файлы: 1 файл

Polit_ekonomia.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Украины

Харьковский национальный университет  городского хозяйства им. О. М.Бекетова

Жилищно-коммунальный техникум

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «10 интересных фактов о Харьковском метрополитене»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделала студентка: Затулывитер Ю.А. 
Группы: 2-БУ-2

 

 

 

 

 

 

Харьков 2013

  Все, что связано с метрополитеном, не может не интересовать харьковчан. Это не только самый надежный, быстрый, удобный вид городского транспорта, но еще и самый таинственный! О харьковской подземке ходит немало слухов и легенд: говорят, что существует метро-2, а  под тоннелями - разнообразные огромные бункеры, подземные строения со всем необходимым для людей на случай ядерной войны, а еще якобы горожане время от времени видят призрак на "Советской". Об этом, а также о том, каким могло быть харьковское метро, я расскажу. 
  1. Станция метро "Проспект Гагарина" изначально была "Левадой" с васильками на стенах.

Метростроители хотели построить  станцию "Левада" (ныне – "Проспект Гагарина") в этническом стиле. Народный умелец из-под Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. Прошли все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. Но в Харькове на обсуждении членов бюро обкома партии председатель облисполкома воскликнул: "Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых полях. Не годится!". И зарубили проект. Тогда же изменили название станции на "Проспект Гагарина" и заставили делать отделку в мраморе. Получилось плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось всего полгода.

2. "Ботсад" не разрешили  сделать в виде моста.

Алексеевская  линия изначально проектировалась  как наземная. Но к моменту, когда  дело дошло до строительства, оказалось, что Харьков настолько разросся, что это уже невозможно. Метростроители хотели сделать наземным хотя бы "Ботанический сад". Разработали проект станции-моста. То есть поезд выходил бы из туннеля, проезжал над яром с деревьями, ручейком, озерами, а дальше снова въезжал бы под землю. Причем мост был бы двухъярусным: внизу – поезд, сверху – автомобильный поток. А когда окончательно рассматривали проект, начальник "Метростроя" сказал, что он против. Мол, если станция будет наземной, то в срок ее не пустят. Пришлось все кардинально менять.

3. На "Пушкинской" не достроили  каменное окно с занавеской  и пистолетом.

Многим  харьковчанам нравится станция "Пушкинская". И это неудивительно, ведь ее создали  женщины – Елена Незим и  Елена Перепелица. Талантливые архитекторы  попытались в камне отразить пышность и богатство времен Пушкина – балы, тяжелые портьеры на окнах, и у них это получилось как нельзя лучше.

Правда, до конца задумку "Пушкинской" реализовать  так и не удалось. Там, где сейчас стоит памятник Ярославу Мудрому, планировался необычный пьедестал, а на нем – окно, легкая занавеска, треплющаяся на ветру, вокруг разбросаны листочки со стихами, а на них – пистолет. Только этот последний аккорд архитектуры "Пушкинской" не утвердили.

4. Сводчатый потолок на станциях  – изобретение харьковчан.

Несколько ноу-хау в проектировании станций метро были разработаны в Харькове. Например, именно у нас впервые появились сводчатые станции. Заводы не успевали сделать сборные конструкции, а ждать было некогда. Вот и решили перейти на железобетонный монолит. Создали по такому принципу "Центральный рынок", а дальше – "Спортивную", "Московский проспект", "Советской Армии". К тому времени завод уже наштамповал сборных изделий, и поэтому на Салтовской линии сводчатых станций практически нет.

5. На "Пролетарской" - 100-метровый резервуар с водой.

Когда человек  входит в метро, он видит только платформу  и пути. Все остальное - служебная  территория, на которую попадают только сотрудники предприятия. И среди  внутренних помещений есть такие, которые  до сих пор считаются объектами гражданской обороны, предусмотренными на случай ядерной войны, химической или биологической атаки. Подробная информация о том, где располагаются эти объекты, что в них находится, держится в тайне.

Филипп  Вороной, маркшейдер, который принимал участие в строительстве чуть ли не всех харьковских тоннелей, может многое рассказать об этих помещениях.

- На улице  Кирова есть объект гражданской  обороны, он сделан так, что  при ядерном взрыве люки автоматически  захлопываются и люди могут  жить там какое-то время, - рассказывает Филипп Алексеевич. - На Салтовской линии кое-где есть подобные объекты. Но больше всего их - на Холодногорско-Заводской линии. А на "Пролетарской" расположен 100-метровый резервуар с водой. Сейчас подобные объекты не строят из-за нехватки финансирования. Но это не значит, что они не нужны.

6. Метро-2 в Харькове все же  существует? 
Информацию о секретных подземных сооружениях давно собирают диггеры - люди, которые исследуют подземные ходы нашего города.

- Одно из самых интересных  помещений подземки - правительственный бункер для руководства города и области на станции метро "Университет" площадью 300-500 квадратных метров, - со знанием дела говорит диггер Сергей. - В него можно попасть по переходу прямо из обладминистрации. Кстати, сделан он был в те времена по последнему слову техники с бронированными 8-тонными дверями.

  Диггеры рассказывают еще об одном объекте - помещении под зданием управления метрополитена. Если спросить о существовании этого объекта сотрудника подземки, то ему не останется ничего другого, кроме как уйти от ответа. Сказать "да" - значит, открыть информацию под грифом "секретно". Сказать "нет" - соврать. Так что о правдивости этого мифа судить читателям:

- Это объект № 1, - рассказывают легенды. - Объект занимает тысячи квадратных метров и имеет несколько этажей. Там находится кабинеты для начальников и руководителей, столовые, комнаты отдыха, рабочие кабинеты для военных, городских и областных властей. В этот бункер можно попасть из обладминистрации через метрополитен.

7. Куда ведут закрытые  двери на "Госпроме".

На станции "Госпром" один из переходов на "Университет" закрыт стальными дверьми. У многих харьковчан по этому поводу не раз возникал закономерный вопрос: почему он всегда закрыт? А оказалось, что самого прохода там еще нет, но его можно построить.

- Когда мы открывали "Госпром", надобности во втором переходе  не было, да и сейчас нет.  Но мы заложили возможность  для его открытия, как только  назреет такая необходимость,  и будут деньги, - рассказали метростроители. -  А пока что там только ступени и мостик через пути. За дверью фактически стена. То же самое - и на "Историческом музее" – в торце есть лесенка и только небольшой кусок тоннеля. Если бы мы этого не сделали тогда, то сейчас бы пришлось останавливать движение поездов, закрывать станции, а ведь это катастрофа для такого мегаполиса, как Харьков.

8. Метрополитен выращивал  на продажу грибы и рыбу.

В 1980-х и 1990-х годах метрополитен занимался весьма интересной подсобно-вспомагательной деятельностью.

- "Пушкинская" - самая глубокая  станция харьковского метрополитена.  Высота подъема по вертикали  около 30 метров. Технологический  тоннель, оставшийся после пуска  станции под землей, использовали  как плацдарм для выращивания  шампиньонов, - рассказывает экс-начальник электродепо "Салтовское" Дмитрий Лозовой. - Была создана структура, работающая на хозрасчете. Материал закупали по тем временам самый лучший - в Ленинграде. Процесс выглядел так. В электродепо на поверхности материал в специальных камерах проращивали. Ночью его грузили на дрезину и отвозили на "Пушкинскую". Секрет успеха круглогодичного урожая прост - зимой и летом одна температура воздуха.

Кроме того, метрополитен разводил и  выращивал речную рыбу в нескольких прудах Харькова. Однако, мода на эту деятельность прошла, бизнес требовал все больших затрат и более серьезного отношения.

9. На "Советской"  время от времени появляется  призрак.

Любители мистики и городских  легенд частенько вспоминают, что  два депо нашего метро возвели  на месте бывших кладбищ. Электродепо "Московское" находится там, где раньше был поселок Евгеньевка и поселковое кладбище, а электродепо  "Салтовское" построено в пойме реки Харьков, между Журавлевской плотиной и улицей Академика Павлова, где когда-то тоже было захоронение. Мрачноватые байки, легенды и истории, связанные с "проклятыми местами", гуляют в народе, знают их и сотрудники метрополитена. В истинность многих легенд они не верят, но некоторые пересказывают с большим удовольствием.

- На моей памяти было два похожих случая, - говорит Дмитрий Лозовой. - Один на Холодногорско-заводской линии на перегоне между станциями "Центральный рынок" и "Южный вокзал" и второй на Салтовской линии между "Пушкинской" и "Университетом". От пассажиров поступила информация о том, что человек прыгнул на путь и побежал в тоннель. В след мгновенно выслали работников милиции и службы пути. Но никого не нашли. Более того, когда просматривали записи с камер слежения, оказалось, что человека они не зафиксировали, а записали "нечто", похожее на теневую ауру в дымке.

Есть еще одна мистическая байка  о том, что если сфотографироваться на станции "Советская" во время  прибытия поезда на пленку, то на фотографии будет отчетливо видна аура человека. Хотя проверить это непросто, ведь несанкционированная съемка в метро запрещена.

10. Харьковское метро  – одно из лучших в постсоветских  странах.

Первая линия метро – Холодногорско-заводская  – далась харьковским метростроителям  тяжело, а вот Салтовскую сделали  лучше и быстрее.

– Когда Госкомиссия в 1986 году принимала вторую линию, ко мне подошел начальник "Главтранспроекта", который ведал всеми проектными организациями, и спрашивает: "Какой самый лучший метрополитен в Союзе?" Я сказал, что Минский (его только пустили). А он мне отвечает: "Нет, лучший – Харьковский". Но я и сам это знал, только свою работу хвалить негоже, – признается архитектор, который проектировал 27 станций Харьковского метрополитена, Владимир Спивачук. – На тот момент наш метрополитен был сделан на высочайшем техническом уровне – со всеми видами авторегулирования, пилотного ведения поездов (без машиниста). В Москве и Киеве этого нельзя было сделать, потому что станции старые.


Информация о работе 10 интересных фактов о Харьковском метрополитене