Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:28, методичка
Курс дисциплины введён в программу обучения для технических, сельскохозяйственных и экономических специальностей высших учебных заведений на основе приказа Государственного комитета по образованию № 473 от 9 июля 1990 года. В программу обучения курса БЖД были включены вопросы таких дисциплин как “Охрана труда и техника безопасности”, “Охрана окружающей среды” и “Гражданская оборона”. Позднее, для ряда специальностей вузов, вопросы охраны окружающей среды вошли в отдельный курс – “Экология”.
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………………...5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………….7
1.1. Введение в дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” ……………….7
1.2. Основные понятия и определения ……………………………………………8
1.3. Системный анализ безопасности …………………………………………….11
1.4. Психофизиологические особенности человека ……………………………..13
1.4.1. Основные понятия …………………………………………………………..13
1.4.2. Характеристика анализаторов человека …………………………………...15
1.4.3. Формы трудовой деятельности и энергетические затраты человека …....21
1.4.4. Влияние физической нагрузки на физиологию человека ..……………….25
1.4.5. Психические особенности человека ……………………………………….26
1.5. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности ……………….28
1.6. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности …….30
2. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ *
И ЗАЩИТА ОТ НИХ
3. НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА
5. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ .………………….81
5.1. Безопасность в отрасли ……………………………………………………....81
5.2. Безопасность и экологичность в специальных условиях ………………….81
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА*
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..82
СОКРАЩЕНИЯ ………………………………………………………………….82
7. Тяжёлый труд в неблагоприятных условиях приводит к потоотделению до 6-10 литров в смену (сталевары).
1.4.5. Психические особенности
Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:
Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.
Психология труда
зарождалась в процессе
Одним из направлений психологии труда, является конструирование с учётом человеческого фактора. Основная цель исследований в этом направлении – изучение системы «Человек - Машина». Исследования в этой области были сосредоточены на трёх основных процессах взаимодействия человека с машиной:
Исследования показывают, что психическое состояние человека непостоянно и разнообразно во времени. Психическое напряжение даёт положительный эффект до определённого предела, если предел превышен, то работоспособность может упасть до минимума. Например, для оператора ЭВМ наилучшая работоспособность отмечается при эмоциональном напряжении 40-60% от максимума.
При запредельном эмоциональном состоянии отмечается резкое снижение работоспособности, утрата координации, появляются ненужные вредные формы поведения. Различают два типа поведения при запредельном психическом состоянии:
1) тормозной - замедленность реакции, скованность;
2) возбудимый - гиперактивность, раздражительность, грубость.
Психические состояния, характеризующиеся снижением настроения, апатией, депрессией могут длиться довольно долго, иногда месяцы и даже годы. В этом случае снижается внимание, ослабляется самоконтроль, что может привести к травмированию.
Изменение психического состояния человека возможно от длительного употребления алкоголя, лекарств, содержащих наркотические вещества, стимуляторов, успокоительных средств и т.п. В этом случае риск получить травму возрастает многократно, так, например, в 64% случаев со смертельным исходом на производстве пострадавшие были в состоянии опьянения, 40-60% всех дорожно-транспортных происшествий произошли в состоянии опьянения участников ДТП.
Инженерная психология в работе использует следующие методы:
1) опрос (анкетирование);
2) наблюдение за ходом рабочего процесса;
3) эксперимент;
4) психофизиологическое
5) оценка личности (направленность личности, моральный облик, опыт и уровень знаний, индивидуальные особенности и др.).
Методы инженерной психологии применяют
при организации трудового
Одним из важных направлений психологии труда является подбор, расстановка и обучение кадров. Позитивным моментом здесь является возможность получения объективных методов подбора кадров, позволяющих работодателю опираться на данные исследования психофизиологических особенностей кандидата. Существует множество тестов, которые могут быть использованы при отборе и выдвижении работников.
Тестирование применяется не только для подбора кадров, но и для разрешения проблем по распределению работы, для консультаций по выбору профессии или рода занятий, а также в качестве средства клинического обследования для постановки диагноза и поиска средств повышения адаптационных возможностей работника в производственных условиях.
Работодателям целесообразно широко практиковать тесты оценки личностных качеств, тесты продуктивности работы и различные методы интервьюирования.
Результаты исследований в области психологии труда (инженерной психологии) целесообразно применять в эргономике, технической эстетике и научной организации труда.
1.5. Эргономические
основы безопасности
Безопасность жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, опирающейся на разработки и достижения разных наук. Одной из таких наук является эргономика. Термин “эргономика” впервые ввёл польский естествоиспытатель В. Ястшембовски в 1857 году, а в начале XX века российские учёные В. Бехтерев и В. Мясищев обосновали необходимость создания научной дисциплины – “Эргонологии”.
Эргономика занимается вопросами повышения эффективности целенаправленной деятельности человека. Эргономика, в основном, изучает человека во время трудовой деятельности. Однако существуют такие направления, как “Эргономика в быту”, “Эргономика спорта” и др.
Эргономика исследует взаимодействие человека с искусственной (технической) средой. При этом человеку свойственны некоторые ограничения, которые конструктору необходимо принимать во внимание. Сложность исследования связана с особенностями человека и разнообразием проектируемых ситуаций, которые следует учитывать. Конструкции, порождающие те или иные ситуации, могут быть как относительно простые (рукоятки инструментов, вспомогательные приспособления) так и чрезвычайно сложные (щиты управления блоками электростанции, приборные панели самолёта).
Важной частью эргономики является анатомия человека, которая составляет теоретическую основу антропометрии и биомеханики. Антропометрия, или измерение человека, позволяет получить данные, необходимые для правильного расположения органов управления и определения размеров рабочих пространств. На практике любая конструкция рассчитывается на 90% населения, так как крайние точки кривой нормального распределения – это небольшой процент людей в рамках одной группы, размеры которых отличаются от средних значений для данной группы. Например, факт существования людей ростом более 2 м ещё не является основанием для того, чтобы это учитывать при проектировании высоты потолков. И, напротив, в некоторых случаях необходимо учитывать, что средние размеры человека, в данной группе населения, меняются в зависимости от возраста, пола, национальности и даже от социального и экономического положения. Например, замечено, что рост работников управленческого аппарата, в среднем, на несколько сантиметров выше, чем неквалифицированных рабочих.
Биомеханика изучает приложение сил телом человека. При этом необходимо учитывать, что:
Эффективная биомеханика требует знания анатомии, в частности, расположения основных групп мышц, их состава и способа приведения их в действие.
Физиология вносит в эргономику два важных компонента: физиологию труда и гигиену труда. Физиология труда изучает процесс производства энергии организмом человека. Энерготраты исследуются для определения количества потребляемой химической энергии, содержащейся в человеческом организме, что, в свою очередь, учитывается для определения ожидаемой продолжительности непрерывной работы в течение смены, частоты и продолжительности перерывов в работе.
Эргономика учитывает рекомендации по гигиене труда, которые зависят от параметров окружающей среды - метеорологических условий, освещения, шума, вибрации, наличие электромагнитных полей, ионизирующего излучения и др. При этом учитываются такие характеристики человека как возраст, пол, пригодность к работе и т.д.
Учитывая, что во многих авариях и катастрофах виноват сам человек и, при этом, цена таких ошибок постоянно возрастает, можно сказать, что существенный вклад в эргономику вносит психология, которая может оказаться полезной в определении человеческих ошибок и даёт возможность разобраться, почему люди их совершают.
В процессе трудовой деятельности неизбежно взаимодействие с другими людьми, поэтому необходимо иметь определенные познания о закономерностях общения людей, руководства, поведения отдельного работника в организации, группового поведения, а также о взаимодействии людей с окружающей средой.
Рекомендации эргономики, зачастую, ставят цель обеспечить выполнение конкретной работы с определённым эффектом. Под эффектом будем понимать не только экономический результат, но и устранение вредного воздействия на здоровье, и сведение риска несчастных случаев к минимуму.
1.6. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Психофизиологические способности человека достаточно хорошо защищают его от опасностей. Но полагаться только на естественную систему защиты нельзя. Её необходимо дополнить надёжными техническими средствами, создаваемыми на основе практики с учётом новейших достижений науки и техники.
Техническая направленность в развитии цивилизации породила проблему защиты человека от воздействия им же созданной техносферы. Эта проблема имеет много аспектов. Важнейшим из них является задача обеспечения безопасности человека в производственных условиях.
Принципы обеспечения безопасности труда условно разделяют на четыре класса: ориентирующие, технические, управленческие и организационные.
Ориентирующие принципы определяют направление поиска безопасных решений. При этом используется системность в подходе к решению проблем, принцип возможности замены человека в опасной зоне промышленными роботами, принцип сбора информации об объекте и классификации опасностей (например, классификация зданий по пожароопасности), принцип нормирования (нормы освещённости, шума) и некоторые другие.
Группа технических принципов включает в себя:
К организационным относятся принципы:
В группу управленческих входят принципы:
Поясним некоторые принципы обеспечения безопасности труда.
Нормирование - установление параметров, соблюдение которых обеспечит защиту человека от опасностей, например, предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски тяжестей, продолжительность рабочего времени и др.
Слабое звено - в систему специально включают слабый элемент для обеспечения безопасности всей системы, например, клапаны, предохранители, молниеотводы, защитное заземление и др.
Средства обеспечения безопасности делятся на две группы:
1) средства коллективной защиты;
2) средства индивидуальной защиты.
Например, палатка - это средство коллективной защиты, а накомарник - средство индивидуальной защиты.
В свою очередь средства коллективной и индивидуальной защиты делятся по разным признакам:
В настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды и др.
Анализ показывает, что отказы в техносфере обычно внезапны, случайны и независимы между собой. Это позволяет применять при изучении отказов математический аппарат. Кроме внезапных отказов есть и постепенные отказы. Они проявляются в результате усталости и старения материалов, коррозии и т.п.
Безопасность
жизнедеятельности также