Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью данной работы является анализ современного состояния и перспектив развития государственной политики в сфере занятости населения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи: 1. изучить правовые основы государственного регулирования занятости в Российской Федерации;
2. выделить основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации;
3. рассмотреть пути совершенствования занятости населения в Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Правовые основы государственного регулирования занятости в РФ 6
1.1 Правовая база 6
1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда 11
Глава 2. Основные направления реализации государственной политики занятости населения в Российской Федерации 16
2.1 Государственное регулирование занятости населения 16
2.2 Основные направления политики занятости 24
Глава 3. Пути совершенствования занятости в современной России 31
3.1 Государственная программа содействия занятости населения 31
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Необходимо отметить,
что забота государства о достижении
в нашей стране наиболее полной и
эффективной занятости как
Создание условий для развития реального сектора российской экономики, и прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей российского населения, расширение капитальных вложений, сопровождающееся необходимой профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную профессию - таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической политики, актуальной для России. Конечными целями такой экономической политики должны стать проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства, психологических последствий пребывания в состоянии неопределенности).
Основная направленность
корректировки курса реформ в
этой связи должна состоять в его
переориентации с тактики сдерживания
высвобождения работников на политику
обеспечения эффективной
Органической частью программ создания и сохранения рабочих мест должны стать разработка системы организации общественных работ, возможности которых по обеспечению занятости на первом этапе реформ недооценивались. Программы создания и сохранения рабочих мест должны также включать отдельным блоком систему мер по сохранению и адаптации кадрового потенциала к изменению структуры и качества рабочих мест, по регулированию рынка профессий в направлении повышения конкурентоспособности отечественной рабочей силы, предотвращения роста структурной безработицы, развития территориальной мобильности в интересах поддержания социального согласия в обществе. Особую значимость в деле сохранения рабочих мест и предупреждения массовой безработицы, содействия занятости, приобретает разработка и реализация политики трудового протекционизма, проведение системы мер по защите национального рынка труда. Это ставит перед правительственными органами задачу учета при формировании целей финансовой, технологической, структурной, промышленной, экспортно-импортной политики, интересов отечественных производителей, привлечения инвестиций для стимулирования продуктивной занятости.
В современных условиях объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.
Основным рычагом усиления роли государства должна стать активная социальная политика, ядро которой составляют политика занятости и политика доходов.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема занятости является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Проблема занятости - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Поиск путей решения проблем занятости населения привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной трудоустроенности. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости населения идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
Под гибкими формами трудоустроенности понимаются:
-Трудоустроенность с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Трудоустроенность в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости населения: видимую и невидимую. Невидимая неполная трудоустроенность - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной трудоустроенности могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.
Занятость населения с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость населения по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости населения осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой трудоустроенности, предпринимателем и временным работником;
Самозанятость граждан - эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
Итак, проблема разработки
действенной политики занятости
остро стоит перед
Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан России далеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.
1 Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 30.11.2011) О занятости населения в Российской Федерации
2 О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1
3 ФЗ Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 №156-ФЗ (ред. от 05.12.2005)
4 Ст.3. Порядок и условия признания граждан безработными. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 30.11.2011) О занятости населения в Российской Федерации
Информация о работе Государственная политика в сфере занятости