Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 23:33, реферат
Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.
Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по категориям работников
Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.
В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене "Собрание Законодательства Российской Федерации". Кроме того, федеральные законы публикуются в "Российской газете" и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система". Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а так же зарегистрированные, но неопубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Кроме того, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ).
Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 ТК РФ).
Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:
1) истечением срока действия;
2) отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;
3) вступлением в
силу закона или иного
4) содержащего нормы
трудового права, коллективного
договора, соглашения (в случае, когда
указанные акты устанавливают
более высокий уровень
Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием "территория": Российской Федерации, территория субъектов Федерации, территория конкретной организации. В соответствии с этим "свое" правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов РФ и локальные нормативные акты.
Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов РФ действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта РФ с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов РФ. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.
Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.
Пространственно действие нормативных актов о труде заключается в том, что они распространяются в пределах конкретной организации.
Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие "территория Российской Федерации" не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.
Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).
Ст. 11 ТК РФ посвящена сфере действия норм трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой формы работодателя трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.
Это означает, что ТК РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами.
Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.
Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе договоров, регулирующих трудовые отношения.
Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России. Так, например, согласно ст. 2 Закона об иностранцах, под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в РФ на основании заключенного ими трудового договора.
Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация осуществляется ТК РФ и другими федеральными законами. Так на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется с учетом особенностей, предусмотренных о государственной гражданской и муниципальной службе
Нормы, регулирующие особенности труда отдельных категорий работников выделены в отдельную часть ТК РФ - четвертую часть, которая включает 16 гл. (гл. 40-55): гл. 40 - "Общие положения"; гл. 41 -"Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями"; гл. 42 - "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"; гл. 43 - "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организация"; гл. 44 - "Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству"; гл. 45 - "Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев"; гл. 46 - "Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах"; гл. 47 - "Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом"; гл. 48 - "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц"; гл. 49 - "Особенности регулирования труда надомников"; гл. 50 - "Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; гл. 51 - "Особенности регулирования труда работников транспорта"; гл. 52 - "Особенности регулирования труда педагогических работников"; гл. 53 - "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей"; гл. 54 - "Особенности регулирования труда работников религиозных организаций"; гл. 55 - "Особенности регулирования труда других категорий работников".
Особенности отдельных категорий труда отдельных категорий работников содержатся также в федеральных законах.
Так, Закон об акционерных обществах представляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества, если исполнительные органы образуются общим собранием акционеров, принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, общества (директора, генерального директора).
Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах и соглашениях применительно к различным категориям работников, занятых в отдельной организации, отрасли, регионе и т.п. (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда и др.). С возрастанием значения локально-договорного регулирования должен увеличиться и объем специальных норм в локальных актах, среди которых главное место занимает коллективный договор, и в соглашениях всех видов (генеральных и региональных, отраслевых и др.).
В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.
Следует выделить категорию лиц, в отношении которых не распространяются нормы трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, за исключением установленных ТК РФ случаях они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей:
1) военнослужащие
при исполнении ими
2) члены советов
директоров (наблюдательных советов)
организаций (за исключением лиц,
заключивших с данной
3) лица, работающие
на основании договоров
4) другие лица, если это установлено федеральным законом.