Законодательные основы по охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:19, реферат

Краткое описание

В Российской Федерации действует система нормативно правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, правил и инструкций по безопасности, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Содержание

Введение
1. Труд и трудовая деятельность
1.1. Понятие труда
1.2. Роль труда в обществе
2. Правовая регламентация экспертизы и контроля безопасности на предприятии
3. Законодательные основы по охране труда. Понятие охраны труда
4. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
5. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)

По результатам экспертизы и руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами в области условий труда для установления льгот и компенсаций, государственный эксперт составляет заключение установленного образца, в котором излагаются принятые им решения. Один экземпляр заключения вручается руководителю предприятия (организации).

 

 

 

  1. Законодательные основы по охране труда. Понятие охраны труда

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст 41). Естественным производным из этого является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции. Принятые в августе 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.  Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы:

      • Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
      • Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
      • Электробезопасность — состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
      • Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.
      • Промышленная безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В свою очередь охрана труда, электробезопасность, промышленная безопасность, пожарная безопасность являются составными частями
      • Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
      • Управление безопасностью труда — организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.
  • Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).

Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно - противоэпидемических норм и правил. Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.

Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: «...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...».

В «Кодексе законов о труде Российской Федерации» отражены следующие вопросы:

в главе Х – «Охрана труда»;

в главе XI – «Труд женщин»;

в главе XII – «Труд молодёжи».

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности: признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности; государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности; обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда; обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда; гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация», которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

 

 

  1. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью

В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не наложить отпечаток на объем ее прав в процессе осуществления трудовой деятельности.

Ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тяжестей предоставление перерывов для кормления грудного ребенка дополнительный отпуск по уходу за ним и другие льготы предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательством, направлены на то, чтобы действительно обеспечить мужчине и женщине равные возможности в обществе. Все эти нормы для облегчения их усвоения следует классифицировать на две группы:

1) распространяющиеся на  всех женщин;

2) распространяющиеся на  беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.

К первой группе относятся нормы, запрещающие применение труда женщин на тяжелых и подземных работах, на работах с вредными условиями труда согласно специальному перечню. На подземных работах в горнодобывающей промышленности и строительстве подземных сооружений женщины могут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытовому обслуживанию.

Установлены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг. Если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение рабочей смены - 7 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки. Специальные правила охраны труда установлены для женщин - трактористок и шоферов на грузовых автомашинах на промышленных предприятиях, широко применяющих женский труд, должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин (комнаты личной гигиены, душевые и т. д.)

Труд женщин ограничен в ночное время. Только в тех отраслях, где это вызывается особой необходимостью, он может быть разрешен в качестве временной меры.

Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения зарплаты.

Для беременных женщин и матерей малолетних детей установлены дополнительные гарантии: в отношении приема на работу - запрещено увольнение по инициативе администрации беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет; перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска, а также в области социального страхования.

Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним вместе с тем в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам устанавливаются дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ, как уже отмечалось, вместе с предельными нормами переноски или передвижения тяжестей предложено разработать Правительству Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами. Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:

а) выполняемым вахтовым методом;

б) по совместительству;

в) связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками;

г) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.

Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому смотру. Для несовершеннолетних установлены специальные правила трудоустройства, дополнительные гарантии при увольнении, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда.

Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей. Более того, законодатель предусматривает для них льготы и дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на две группы:

1) не зависящие от того, где работают инвалиды и пенси-

онеры по старости;

2) только для работающих  на предприятиях, в цехах и  на 

участках, предназначенных для использования труда этих лиц.

К льготам первой группы относятся специальные правила трудоустройства инвалидов, а также льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха. На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда пенсионеров и инвалидов, администрация по согласованию с профсоюзным комитетом вправе уменьшать им нормы выработки. Для инвалидов 1 и 2 групп установлено

сокращенное рабочее время (36 часов в неделю). Пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп по их желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев.

 

 

  1. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации на работодателе (его представителе) лежит ответственность за обеспечение охраны труда на производстве, расследование, оформление и учет несчастных случаев на производстве, а также за проведение мероприятий по профилактике этой категории несчастных случаев.

Несут персональную ответственность члены комиссии, проводящей расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, за соблюдение сроков этих расследований, за выполнение надлежащим образом возложенных на них обязанностей.

На работодателя, согласно статье 228 ТК РФ, возложена обязанность своевременно и правильно, проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, в том числе и обязанность в течение суток сообщить компетентным органам о несчастном случае, происшедшем в организации. В соответствии с законодательством Российской Федерации о труде должностное лицо, которое виновно в этом нарушении, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Основным нормативным актом, содержащим нормы по охране труда, является ТК РФ.

Статья 212 ТК РФ перечисляет основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Информация о работе Законодательные основы по охране труда