Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:40, лекция
Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанный с удовлетворением его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая категория занятость характеризует деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им заработок (трудовой доход).
Элементы рынка труда
К основным элементам рынка труда относятся: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инф╜раст 232i85jc 88;уктура рынка труда; система социальной защиты и др.
Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наем╜ные работники.
Работодатель ≈ наниматель, который может быть представлен разными ╚фигурами╩ в зависимости от узаконенной структуры отно╜шений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, част 232i85jc 85;ые пред╜приятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные пред╜приятия, индивидуальные наниматели и т.п.
Наемные работники ≈ это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодате╜лей они представляют различную ценность в зависимости от пола, воз╜раст 232i85jc 72;, квалификации, социального статуса и ряда социально приобре╜тенных качеств ≈ ответственности, исполнительности, дисциплини╜рованности, обязательности, предприимчивости и др.
Важным
условием реального функционирования
рынка труда яв╜ляется
Отношения на рынке труда складываются из трех основных ком╜понентов:
∙ отношений между наемными работниками и работодателями;
∙ отношений между субъектами рынка труда и их представителя╜ми (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);
∙
отношений между субъектами рынка
труда и государством. Функционирование
рынка труда предполагает высокую
степень свободы
Основные функции рынка труда:
∙
организация встречи
∙
обеспечение конкуренции на рынке
труда как между работодате╜
∙ установление равновесных ставок заработной платы;
∙ содействие решению вопросов занятости населения;
∙ осуществление социальной поддержки безработных.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:
1) трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток в предложении труда;
2)
трудоизбыточная, когда на
3)
равновесная, при которой
Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада); отраслевой структуры хозяйства, уровня развития техниче╜ской базы; благосостояния (уровня доходов населения); развития рынков товаров, услуг, жилья; состояния социальной и производственной инф╜раст 232i85jc 88;уктур; степени развития многоукладности экономики; развития ин╜теграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, соци╜альные, политические, экономические и другие факторы.
Свобода
найма и увольнения работников является
основой конку╜рентоспособности предприятия.
Поэтому важным условием формирова╜ния
рынка труда является, с одной
стороны, наличие множества работо╜
Конкуренция представляет собой наличие большого числа незави╜симых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция ≈ не╜отъемлемая составляющая механизма любого рынка.
Для
полноценного функционирования рынка
труда требуется раз╜витая
Сегменты рынка труда
Под сегментацией рынка труда обычно понимают его разбивку на отдельные группы ≈ сегменты ≈ на основе различий в нуждах, харак╜теристиках или поведении работников. При этом происходит разбивка предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, объединяющие людей, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Выделение отличительных черт и свойств на рынке труда у групп продавцов (наемных работников) и групп покупателей (работодателей) способствует оптимизации контактов между ними, т.е. трудоустройству на взаимовыгодной основе.
Объектами
сегментации на рынке труда выступают
работодатели и наемные работники.
Сегментация рынка с позиций
работодателей по╜зволяет оценить
их потребности и наилучшим
С позиций качества рабочих мест рынок труда можно представить в виде двух основных сегментов: первичный рынок (квалифицирован╜ные рабочие места) и вторичный рынок (неквалифицированные рабо╜чие места).
Первичный рынок труда ≈ это рынок, для которого характерны ста╜бильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, профессиональные тех╜нологии, система управления и т.п. В данном сегменте сосредоточены ра╜бочие места, требующие квалификационной подготовки не ниже опреде╜ленного уровня ≈ высшего или среднего специального образования. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженер╜но-технические работники, рабочие высокой квалификации.
Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации.
Причинами
разделения рынка труда на сегменты
являются различия в уровнях: экономической
эффективности производства; социаль╜ной
эффективности труда и
Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок труда ≈ это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и разме╜щение последней определяются административными правилами и процедурами.
Данный рынок характеризуется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.
Внутренний
рынок труда обеспечивает уже
занятым в производст╜ве
Внешний рынок труда ≈ это система социально-трудовых отноше╜ний между работодателями и наемными работниками в масштабе стра╜ны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение ра╜ботников по сферам приложения труда и их движение между предпри╜ятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров.
Механизм взаимодействия элементов внутреннего и внешнего рынков труда представлен на рис. 4.2*.
* См.: Руденко Г.Г. Внутренние и внешние рынки труда: механизм сбалансирован╜ного развития. М., 1999. С. 55.
Современный рынок рабочей силы России можно разделить на ╚открытый╩ и ╚скрытый╩. Открытый рынок рабочей силы может быть представлен как официально организованный и неофициальный.
Открытый рынок рабочей силы охватывает все трудоспособное на╜селение, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориента╜ции, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и дол╜жности, а также ученические места в государственном и негосударст╜венном секторах.
Официально организованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Государственной службе занятости, и ученические места в системе формального профобразования.
Неофициальный
рынок труда представляет ту часть
спроса на труд, учебные места для
приобретения новых профессий и
предложения ра╜бочей силы, которые
не охвачены услугами государственных
органов трудоустройства и
Скрытый рынок рабочей силы образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно вы╜сокую долю вероятности потерять работу.
В
каждой стране рынок труда формируется
с учетом своей специ╜фики и собственной
экономики. Одни страны ориентированы
на внешний рынок, другие ≈ на внутренний
рынок труда. Обычно тип национального
рынка формируют система
∙ рынок, ориентирующийся на географическое и профессиональ╜ное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем движения работников между предприятиями (фирмами). Условно он назван внешним рынком. К нему больше тяготеет модель рынка труда в США. В рамках такого рынка фирмы комплектуются кадрами со сто╜роны, подбирают ╚готовых╩ работников нужной профессией квали╜фикации;
∙ рынок с ориентацией на внутрифирменное профессиональное движение работников. Подготовка кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации происходят внутри фирмы в соответ╜ствии со структурой рабочих мест, перспективой развития предприя╜тия. Условно такой тип рынка называется внутренним. Данный тип ха╜рактерен для модели рынка труда Японии.
Рис. 4.2. Механизм взаимодействия элементов внутреннего и внешнего рынков труда
В России современный рынок трудовых ресурсов только формиру╜ется. Он еще не приобрел четких очертаний. Его можно назвать сме╜шанным и тяготеющим к первому типу.
Сегментация
рынка труда позволяет
∙ демографические характеристики (пол, возраст, состав семьи);
∙ географическое положение (регион, город, район и т.д.);
∙
социально-экономические
∙ экономические показатели, отражающие финансовое состоя╜ние, формы собственности, а также показатели, характеризующие ма╜териальную обеспеченность наемных работников;
∙ психофизиологические качества работника (физическая сила, тем╜перамент) , его принадлежность к определенному слою общества и т.д.;