Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:48, реферат
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника профессиональными союзами. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ положения профсоюзов в сфере труда;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав работников профессиональными союзами;
- влияние профсоюзов на политическую и социально-экономическую жизнь страны.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1. Правовое положение профсоюза в сфере труда……………………...6
§ 1.1 Профсоюзные органы как субъект трудового права…………………….6
§ 1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции, нормативно-правовое регулирование их деятельности………………………………………………...8
Глава 2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами…………………………………………………………………………..13
§ 2.1 Защитная функция профессиональных союзов…………………………13
§ 2.2 Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников…………………………………………………………………….....15
§ 2.3 Профсоюзный контроль за соблюдение трудового законодательства и охраны труда……………………………………………………………………..22
§ 2.4 Ответственность профсоюзов…………………………………….............26
Глава 3. Профсоюз вчера, сегодня, завтра……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………………….37
Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.
Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа.
В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.
За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Согласно п.1 ст.30 Федерального закона за нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
Глава 3. Профсоюз вчера, сегодня, завтра
Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е г. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 гг.
Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 г. в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны.2
После 1917 г. характеристики советских профсоюзов стали резко отличаться от аналогичного института за рубежом. Не зря в ленинской концепции профсоюзы, называли «школой коммунизма».
Существенные отличия начинаются с членского состава советских профсоюзов. Несмотря на разный статус и противоположность интересов, советские профсоюзы объединили всех – как рядовых работников, так и руководителей предприятий. Такая ситуация наблюдалась не только в СССР, но и во всех других социалистических странах. Она во многом сходна с развитием профсоюзов в Японии, однако с тем существенным отличием, что в СССР профсоюзы были не «компанейскими», а государственными и потому откровенно отказались от какого-либо противоборства с руководителями.
Важной отличительной чертой советских профсоюзов стала ориентация на проведение в массы трудящихся идеологии правящей партии. Профсоюзы являлись частью государственного аппарата – единой системой с четкой вертикальной иерархией. Огосударствленные профсоюзы оказались в полной зависимости от партийных органов, которые занимали в этой иерархии главенствующее положение. В результате свободные и самодеятельные по своей сути профсоюзы превратились в СССР в бюрократические организации с приказной системой и отчетностью.
Отрыв от масс трудящихся был настолько полным, что сами члены профсоюзов стали воспринимать членские взносы как одну из форм налога.
В начале 90-х г. после социально-политической апатии в ряде регионов страны рабочие, проявив стремление и готовность к самостоятельным действиям, выступили с открытым протестом в форме забастовок. Причиной стали социальные конфликты в сфере общественного производства, кризисные ситуации практически во всех областях жизни общества, медлительность и непоследовательность в проведении реформ, ухудшение жизни трудящихся.
Распад СССР, суверенизация
союзных республик,
Практика проведения забастовок на этом этапе показала, что остается много нерешенных организационно правовых вопросов; в действиях во многом преобладают эмоции, спонтанность. С этого периода берут начало коллективные действия профсоюзов, объединенных ФНПР, социально-партнерские отношения профсоюзов с правительством, работодателями.
И.Ю.Юргенс, В.Е.Можаев пишут «налаживание партнерских отношений между всеми сторонами рынка труда, всеми, кто призван был обеспечить проведение реформ, было, вероятно, единственной гарантией их осуществления без социальных потрясений, рассматривалось как альтернатива резкому обострению классовых отношений, чуть ли не гражданской войне». 3
Именно на этом этапе забастовочной борьбы в ответ на требования профсоюзов были приняты важнейшие документы республиканского и союзного масштаба. Впервые между профсоюзами и правительством были заключены Соглашения по трудовым и социальным вопросам.
В 1993-1994 гг. ФНПР удается заострить внимание правительства и работодателей на социальных аспектах проводимых реформ. Однако на работе созданной Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений сказывается несовершенство нормативной базы.
Решения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений в основном имеют рекомендательный характер. Признавая правомерность постановки комиссией вопросов, требующих незамедлительного решения, как то: о принимаемых мерах по нейтрализации социально-экономических последствий отпуска цен на энергоносители для трудящихся России; о задолженности по выплате заработной платы работникам организаций и учреждений бюджетной сферы, правительство не сочло себя обязанным их выполнять. Экономические требования перерастают в политические, встает вопрос о необходимости проведения Общероссийской национальной забастовки. 4
Попытки Правительства России снять социальную напряженность, вызванную задержками заработной платы, пособий, пенсий, ощутимых результатов не приносят. Сбои в системе социального партнерства, рост недовольства людей своим положением все чаще заставляют профсоюзы прибегать к организации акций протеста. Увеличивается силовое давление профсоюзов на исполнительную власть. Они требуют не только выполнения достигнутых в Соглашениях договоренностей, полной выплаты долгов, но и существенной корректировки проводимых в стране реформ.
К началу второй
половины 90-х гг. политическая активность
профсоюзов усилилась.
Вторгаясь в сферу
политики, профсоюзы неминуемо
На данном этапе российское
население сохраняет
Вместе с тем, нельзя не согласиться с
выводами Э.Р.Тагирова и
Л.С.Троновой о том, что «Российская традиция
разрешения конфликтных ситуаций разительно
отличается от американской и европейской
моделей. Если последние ориентированы
на переговоры, поиск взаимоприемлемых
решений и компромисс, то в российском
варианте высшей ценностью всегда являлась
борьба до победы даже ценой великих жертв
и испытаний». Авторы пишут, что феномен
конфронтационного, «баррикадного» характера
культуры и менталитета России объясняется
особенностями ее истории, в которой веками
сохранялись наиболее тяжелые формы крепостной
зависимости, политического, национального
гнета самодержавия, боязнь реформ и неспособность
правящего класса к обновлению общества.
Крайняя идеологизация борьбы, использование лозунгов «если враг не сдается, его уничтожают» или «кто не с нами, тот против нас» стали трагической приметой послеоктябрьской истории России, содействовавшей превращению революции в гражданскую войну, а затем установлению тоталитарного политического режима. 6
В обстановке растущего вала забастовок, грозящего вылиться в неуправляемый процесс, именно профсоюзы взяли на себя организаторскую роль и направили его в русло переговоров с властью. Профсоюзы в принципе не заинтересованы в забастовке. К стачке, обоюдоострому оружию, прибегают лишь тогда, когда нет другого выхода, когда на пути переговорного процесса в рамках коллективного трудового спора ресурсы компромисса исчерпаны. Компромисс – самый желательный исход.
Правительство так же заинтересовано в сотрудничестве с профсоюзами. Из выступления В.Путина на заседании генерального совета Федерации независимых профсоюзов России 16 февраля 2000 года:
«За эти годы во власти и в среде предпринимателей, и в профсоюзном движении появилось достаточно фигур, готовых к действительно новым, взаимовыгодным, партнерским отношениям друг с другом.
Из двух подходов, один из которых постоянное «перетягивание каната», а другой – поиск точек соприкосновения, я выбрал второй. И рассчитываю: здесь наши позиции совпадают.
Наша с
вами общая задача – сделать
экономику эффективной.
И не должно быть
никаких сомнений: власть сегодня
заинтересована в том, чтобы профсоюзы
стали влиятельной и
Главной задачей на данном этапе В.Путин обозначил приведение трудового законодательства в такое состояние, которое достойно современного общества.
«У нас есть огромный долг – трудовой кодекс. Знаю, что далеко не все предложения профсоюзов были учтены при работе над этим проектом. Сейчас с вашим участием формируется комиссия по его доработке. Мы понимаем: социальное партнерство может быть успешным только при учете интересов всех сторон».8
Огромное количество людей работает на мелких и средних частных предприятиях. Профсоюзное движение здесь пока только «просыпается», а отсутствие полноценного законодательства о труде делает их беззащитными.
Профсоюз уже вполне может начинать переговоры с ассоциациями предпринимателей. Бизнес должен привыкать к мысли, что его руководители несут ответственность за судьбы работающих там людей.
Нельзя считать рынок цивилизованным, когда работники месяцами не получают зарплату, а хозяйства при этом имеют приличную прибыль. Это относится к любым видам бизнеса – и к государственному, и к частному.
Одна из главных проблем, решение которой необходимо взять на себя профсоюзам – отсутствие контроля за условиями труда работников, необходимых проверок и контроля за состоянием оборудования.
В итоге повышенный травматизм, много несчастных случаев, люди становятся инвалидами. Необходимо проводить проверки, выделять квалифицированных инспекторов, объединять усилия с государством и защищать интересы людей и на этом фронте.
Профсоюзы также могут помочь людям сориентироваться в новых рыночных условиях. Речь идет об элементарных знаниях своих прав, представлениях о работе рыночных механизмов.
Новый Трудовой Кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. В новом Трудовом кодексе целый ряд проблем, всплывших в 80—90-е годы, был решен.
Перспектива роста у наших профсоюзов колоссальна. Они должны заполнить то пространство, на котором человек, нанимающийся на работу, сможет ощутить свою защищенность, причем не только материальную и законодательную, а почувствовать и профессионально корпоративную солидарность.
Сегодня профсоюзы в большой степени напоминают броуновское движение. Все действуют в разных направлениях, хаотически и несогласованно. То, что у нас много профсоюзов, вредит делу, ибо лишь немногие крупные профсоюзы реально озабочены проблемами работников и в состоянии защищать их интересы. В основной массе это организации, занимающиеся очень ограниченным кругом вопросов, которые не выполняют пока главного — защиту прав работника перед лицом работодателя. Проблема приобретения путевки в санаторий или места в пионерлагере — это отнюдь не самое главное, чем должны заниматься профсоюзы.
Информация о работе Защита трудовых прав работников профессиональными союзами