Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:35, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить понятие источников трудового права; выявить место трудового законодательства как источника в трудовом праве России; определить влияние международных норм трудового права.
Объект исследования: трудовое право РФ.
Предмет исследования: источники трудового права РФ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ, ИХ ОСНОВНЫЕОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА 2. КЛАССТФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ
2.1 Конституция РФ
2.2 Законы РФ
2.3 Указы и распоряжения Президента РФ
2.4 Постановления Правительства РФ
2.5 Постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда
2.6 Нормативные акты органов власти и управления субъектов РФ
2.7 Соглашения
2.8 Локальные нормативные акты
ГЛАВА 3. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 Место норм международного права в системе источников российского трудового права
3.2 Применение международных норм в труде
Заключение
Список литературы
Для обеспечения регулирования
социально-трудовых отношений, ведения
коллективных переговоров и подготовки
проекта генерального соглашения образуется
постоянно действующая
Применительно к юридической иерархии источников трудового права соглашения стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, то есть занимают промежуточное положение.
2.8 Локальные нормативные акты
Эта разновидность источников
трудового права связана, как
правило, с социально-партнерской
нормотворческой деятельностью, осуществляемой
непосредственно в организациях
между работодателем (администрацией
предприятия, предпринимателем) и наемными
работниками. С переходом на рыночные
экономические отношения
Локальные нормативно-правовые
акты относятся к категории
Действующее трудовое законодательство
детально регламентирует порядок разработки
и принятия локальных нормативных
актов. Особенно это относится к
коллективным договорам, которые становятся
своеобразными кодексами в
российский международный трудовой право
ГЛАВА 3. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1 Место норм международного права в системе источников российского трудового права
В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество. Особенно велика роль международного права в деле защиты прав человека, к числу которых относятся и трудовые права.
Для того чтобы осветить положение, которое занимают нормы международного права в системе источников российского трудового права, тачала необходимо определить их место в системе права России в целом. В ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. впервые была введена норма, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской, Федерации являются составной частью ее правовой системы.
И все же Конституция РФ
прямо не ответила на вопрос о том,
какое отведено место нормам международного
права в системе российского
права. Лишь в ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ сказано: «Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила
международного договора». Это, по-видимому,
означает, что в случае обнаружившегося
противоречия между законом и
международным договором
Учитывая иерархию внутригосударственных нормативных актов, можно сделать вывод о том, что норма о преимущественной силе международных договоров распространяется на федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативные акты федеральных органов власти, а также на соответствующие правовые акты субъектов РФ. Данная норма касается всех законов независимо от времени и места их принятия (до или после заключения международного договора). Так, по Решению Высшего совета сообщества Белоруссии и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», действующий на основе национального законодательства порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Белоруссии на территории Российской Федерации и граждан РФ на территории Белоруссии не применяется.
Кроме того, нужно уделить
внимание вопросу о том, распространяется
ли приведенная норма Конституции
РФ на все виды международных договоров
или только на некоторые из них. Федеральный
закон от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ «О международных
договорах Российской Федерации» в
этой связи указывает на необходимость
ратификации международных
В подтверждение данного положения п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»3 разъясняет, что иные правила международного договора подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона.
Отсюда вытекает, что международными
договорами РФ по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ следует признать такие договоры,
в отношении которых Россия выразила
согласие на их обязательность и которые
вступили для нее в силу. В число
названных договоров нужно
Важным условием включения в правовую систему России, а, следовательно, и непосредственного применения судами договорных норм является их официальное опубликование. Согласно п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах, в РФ непосредственно действуют положения официально опубликованных международных договоров. Например, в случае ратификации конвенций МОТ Российской Федерацией их нормы становятся обязательными и в качестве самостоятельного нормативного акта подлежат применению судами и другими правоприменительными органами РФ, а также обладают преимуществом перед внутренним законодательством РФ, если в них предусмотрены иные правила.
Рекомендации МОТ в отличие от конвенций МОТ не имеют обязательной силы для правоприменителей, однако их положения могут быть реализованы в законах РФ или других нормативных актах.
3.2 Применение международных норм о труде
Вопрос о применении конвенций и рекомендаций МОТ о труде находится в прямой зависимости от вопроса о введении в действие международных норм о труде на территории данного государства, а также от их влияния на нормы внутригосударственного права.
Как я отмечал, государство, ратифицируя конвенцию, тем самым берет на себя обязательство предпринять все меры, которые будут требоваться для ее реализации, в том числе и ввести нормы конвенции во внутреннее право.
Воспроизведение международных
норм о труде во внутригосударственном
праве может происходить путем
введения во внутреннее право международных
норм в том виде, в каком они
существуют в международном соглашении,
посредством отсылки к
В ряде стран ратификация конвенции сама по себе не вносит каких-либо изменений в национальный правопорядок, поскольку акты ратификации и придания ей силы закона разделены (Франция, Италия, Бельгия и др.). В других странах факт ратификации конвенций автоматически делает конвенции частью внутреннего права (Аргентина, Мексика и др.). К числу последних относится и Россия.
Однако в обоих случаях может возникнуть необходимость в принятии специального законодательного акта. Это происходит тогда, когда во внутреннее право вводятся международные нормы о труде, которые не являются самоисполнимыми, т.е. нормы, которые недостаточны сами по себе для того, чтобы при введении их в законодательство они могли эффективно применяться, и требуют специальных шагов для их реализации.
Иногда складывается ситуация,
когда законодатель, ратифицируя
международные нормы о труде,
превращает их в национальные и в
то же время не изменяет самих национальных
законов, которые продолжают действовать,
вследствие чего параллельно существуют
ранее принятый закон и международная
конвенция, ставшая законом. Между
указанными законодательными актами неизбежно
возникают расхождения и
Таким образом, реализация норм международного права невозможна без осуществления тех или иных норм внутригосударственного права.
В законодательстве нередко говорится о «непосредственном» применении, о «непосредственном» действии норм международного права. Подобные выражения нельзя понимать буквально, т.е. они не означают прямого применения или действия международных норм помимо национальной системы, поскольку нормы международного права включаются в правовую систему страны и действуют как часть данной системы. Иными словами, упомянутые нормы должны применяться в соответствии с целями и принципами правовой системы страны, а также в установленном ею процессуальном порядке. А поэтому следует согласиться с точкой зрения, в соответствие с которой нормы международного права не могут непосредственно применяться во внутригосударственной сфере, процесс их применения неизбежно переходит в процесс осуществления норм внутригосударственного права. К тому же суды непосредственно могут применять только так называемые самоисполнимые нормы, (законодательство различных государств их определяет по-разному: «непосредственно применимые», «непосредственно действующие», «обязательные для всех лиц»). В этой связи национальное право должно установить общий порядок внутригосударственного применения международных норм. В решении вопроса о применимости конкретной нормы все зависит от содержания такой нормы, которое должно быть достаточно определенным, обладающим свойством порождать права и обязанности субъектов национального права и, следовательно, способным служить основанием для индивидуальных правоприменительных актов судебных органов. Нужно учитывать и то, что можно обеспечить лишь те права, для которых созданы необходимые социальные и экономические условия.
Исходя из этого, п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах содержит положение, согласно которому в РФ непосредственно действуют международные договоры РФ, которые не требуют для собственного применения издания внутригосударственных актов. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.
Таким образом, названная
норма закрепляет деление норм международного
права на два вида: на самоисполнимые
и несамоисполнимые. К первому
виду Закон отнес положения
Международные договоры Российской
Федерации применяются к
Из этого возникает
вопрос о соотношении договора и
изданного нормативного акта. В п.
5 Постановления пленума
Практика показывает, что
в РФ суды, как правило, придерживаются
порядка, при котором в первую
очередь руководствуются
Российские физические и юридические лица, защищая свои трудовые права, вправе ссылаться на нормы международного права, суды же, руководствуясь положениями Конституции РФ, должны применять при рассмотрении дел о трудовых спорах нормы международного права в соответствии с установленными правилами.
Большое значение для источников нрава имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Не меньшее значение для российского законодательства имеют и конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и ратифицированные правительствами отдельных стран, и в том числе России.
Генеральный директор Международной
организации труда Хуан Сомавия
полагает, что новый Трудовой кодекс
РФ «отражает необходимые