Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации в 2001 году (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь

Содержание

Введение
1. Цели и задачи трудового законодательства
2. Источники трудового права
3. Основная система источников трудового законодательства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Действительно, этот принцип  является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в Кодексе.

Приобретение конвенциями  МОТ характера источника трудового  права означает, что при рассмотрении трудового спора в суде работники  вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. Следует отметить, что обоснование судебных решений ссылками на конвенции МОТ становится все более распространенным..

Общепризнанные принципы и нормы находят свое отражение  в декларациях (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г.), пактах (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). Наиболее распространенным видом международного договора в сфере труда являются конвенции Международной организации труда. Значительная часть конвенций МОТ обязательна для России в силу их ратификации еще Союзом ССР и самой Российской Федерацией. Часть конвенций МОТ обязательна в силу самого членства России в этой международной организации. Декларация МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда напомнила, что, вступая в МОТ. государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей организации, а также что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой организации, так и за ее пределами.

В настоящее время  в России действует 58 конвенций МОТ. Среди основных можно назвать  Конвенцию 1948 г. "О свободе ассоциации и защите права на организацию". Конвенцию 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенцию 3957 г. "Об упразднении принудительного труда", Конвенцию 1949 г. "Об охране заработной платы" и др.

В связи с происходящими изменениями  в обществе, в сфере труда российское законодательство о труде постоянно  совершенствуется.

С 1 февраля 2002 г. вступил  в силу Трудовой кодекс Российской Федерации, который является четвертым  по счету кодифицированным источником. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) появился в декабре 1918г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права. Впервые в Кодексе было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Первый российский КЗоТ содержал нормы, серьезно ограничивающие трудовые права граждан. Это главным образом касалось трудовой повинности, которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. 30 октября 1922 г. ВЦИК был принят второй российский Кодекс. Он сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР. Этот КЗоТ заменил принудительное привлечение к труду трудовым договором, трудовая повинность устанавливалась в исключительных случаях. В 1971 г. в РСФСР был принят третий Кодекс законов о труде, в котором получило закрепление дальнейшее развитие права советских граждан на труд. В КЗоТ 1971 г. вносились многочисленные изменения и дополнения, но, несмотря на это, он отставал от реальной действительности. В рыночных условиях Кодекс не давал ответов на многие вопросы (что делать в случае задержки заработной платы, правомерна ли выплата ее в натуральной форме, не было понятия ненормированного рабочего дня, не регулировались отношения между работником и работодателем - физическим лицом, не учитывалась возможность существования нескольких профсоюзов). Принятие в декабре 2001 г. Трудового кодекса РФ (в котором произошло уточнение самого названия документа, т.к. "кодекс" в переводе с латыни означает свод правил, норм, законов) является серьезным шагом в формировании правовой базы социально-трудовой сферы.

В состав трудового законодательства входит законодательство об охране труда. В статье 5 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

настоящим Кодексом;

иными федеральными законами;

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства  Российской Федерации, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные  акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный  закон применяется при условии  внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс.»

 приведены виды  нормативных правовых актов, содержащих  нормы трудового права. ТК РФ выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В случае противоречий между  ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применяется ТК РФ (ч. 8 ст. 5 ТК РФ).

По своей юридической  силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение первого среди равных. Статья 5 ТК РФ диктует приоритет применения норм ТК РФ, а не федеральных законов, ущемляющих трудовые права в сравнении с ним.

Суды не наделены правом признавать некодифицированный федеральный  закон противоречащим кодифицированному  федеральному закону. Поэтому в каждом конкретном случае применения федерального закона, нарушающего трудовые права, закрепленные в ТК РФ, эти действия могут быть обжалованы в судебном порядке. Здесь предметом судебного разбирательства становится нарушение прав конкретного лица путем применения федерального закона, противоречащего ТК РФ. В юридической литературе высказаны мнения о том, что было бы логично предоставить судьям право возбуждать перед законодателями ходатайство об устранении выявленных между кодифицированными и некодифицированными актами противоречий.

В ходе разработки нового ТК РФ удалось сохранить его преемственность с ранее действовавшим КЗоТ, которая нужна для создания устойчивости в регулировании трудовых отношений. Она прослеживается по ряду направлений, и прежде всего по структуре: на смену главам пришли разделы, в КЗоТ- 18 глав, в ТК - 14 разделов. Преемственность наблюдается и по содержанию: многие положения старого Кодекса в том или измененном виде перешли в новый. Принятие Трудового кодекса РФ означает завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства.

 Однако наряду с достоинствами ТК РФ имеет противоречия, недостатки, нечеткие формулировки, пробелы. Назрела задача его совершенствования. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 июня 2003 г. в первом чтении принят проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Депутаты поставили перед собой задачу устранить противоречия и неточности, исключить возможность неоднозначного толкования правовых норм.

Все источники трудового  права находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

 

3. Основная система источников  трудового законодательства.

 

Система источников имеет  свои особенности.

1. Система состоит  из общего и специального законодательства. Общее трудовое законодательство  относится ко всем работникам на всей территории России. Специальное законодательство отражает дифференциацию (различие) его норм и распространяется на определенные категории работников.

Действие общих норм трудового законодательства корректируется наличием особых норм, учитывающих специфику характера и условий труда работников, физиологические особенности организма работника (женщин, несовершеннолетних) и другие объективно существующие особенности, признанные государством в качестве оснований для дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений (разд. XII ТК РФ).

2. Система делится  на законы и подзаконные акты.

3.  В систему    источников    входят    нормативные    правовые     акты,    принятые федеральными органами государственной власти, и акты субъектов Российской Федерации. В сфере трудового права наряду с Трудовым кодексом РФ действуют федеральные законы "О занятости    населения    в    Российской    Федерации",    "Об    основах    охраны   труда". "О коллективных    договорах    и    соглашениях",    "О порядке    разрешения    коллективных трудовых споров", "О минимальном размере оплаты труда", "О тарифной ставке (окладе) первого   разряда   Единой   тарифной   сетки   по   оплате   труда   работников   организаций бюджетной сферы", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др.  Наиболее характерны региональные законы об охране труда, о  профессиональных союзах, о социальном партнерстве.

4. Наличие в системе  источников ведомственных актов,  среди которых особое место  занимают акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации (сейчас -Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

5.  Наличие актов  договорного характера. Наряду  с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной  власти, и актами органов местного самоуправления сторонами социального партнерства могут заключаться нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных  переговоров.  ТК РФ  относит  коллективные  договоры  к  правовым  актам (ст. 40) «Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор  может заключаться в организации  в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.». Нормативные соглашения,  хотя  и не  принимаются органами   государственной власти, содержат правовые нормы. В последние годы появились новые источники трудового права - генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения. Эти договорные акты заключаются на двусторонней или трехсторонней основе, выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей.     Третьей     стороной     может     выступать     соответствующий     орган государственного управления.

6.  В создании актов  трудового законодательства принимают  участие работодатели и работники    через   своих   представителей.    Работодатель   вправе   принимать   локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 8  ТК РФ) «Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем

Работодатель принимает  локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, законами и иными  нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено  принятие локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные  акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.».  К локальным нормативным актам относят:  штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции, графики   сменности   и   др.   Локальные   нормативные   акты   работодателя   не   подлежат применению,   если   они   ухудшают   положение   работников   в   сравнении   с   трудовым законодательством   федерального   и   регионального  уровней   или   изданы  с   нарушением порядка учета мнения представительного органа работников. В этом случае законодатель называет их недействительными. Судебная практика исходит из того, что признание актов недействительными        относится        к       компетенции       Конституционного  Суда РФ. Недействительность акта означает, что он не порождает правовых последствий с момента издания.    Однако   локальные   акты   не   могут   стать    предметом    рассмотрения    их    в Конституционном   Суде.   Поэтому   правильно   говорить   о   признании   локальных   актов работодателя,   ущемляющих   права   работников,   по   заявлению   заинтересованных   лиц недействующими судом или соответствующей инспекцией труда.

Информация о работе Источники трудового права