Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение индивидуального трудового спора в суде. Исполнение решений по трудовым спорам
Порядок рассмотрения трудового спора – это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу. Необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять право-восстанавливающие действия, но различным порядком

Вложенные файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 10 трудовое право.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

Решение вышестоящего органа по спору  должно быть основано на законодательстве и мотивировано. В случае незаконного  увольнения, перевода или наложения  дисциплинарного взыскания вышестоящий  орган принимает решение об отмене соответствующего приказа, распоряжения, постановления. Он не может применить к работнику более строгую меру, но вправе заменить примененную меру дисциплинарного взыскания на более мягкую с учетом конкретных обстоятельств проступка, предшествующей работы и поведения работника.

Вышестоящий орган при восстановлении работника на прежней работе принимает  решение и об оплате за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за все его время.

Копии решения вышестоящего органа в трехдневный срок после его  принятия должны быть направлены или  вручены заинтересованному работнику  и органу, действия которого были оспорены.

Споры судей, прокуроров и их помощников по вопросам дисциплинарных взысканий, переводов и увольнений регламентируются специальным законодательством  о судьях и прокурорах.

Заключительным актом погашения  возникших трудовых споров является фактическое исполнение решений  органов, рассматривавших эти споры.

Решение считается исполненным  тогда, когда реально выполнены  его предписания: выплачена истцу  вся присужденная сумма, истец восстановлен на работе, изменена формулировка причин увольнения и т.д. Решения по трудовым спорам, как правило, исполняются  добровольно. В противном случае законом установлен принудительный порядок их исполнения. Во всех случаях  исполнительное производство в принудительном порядке начинается, как правило, по просьбе истца – заинтересованного  работника. Но оно может быть возбуждено и по инициативе прокурора или  профкома.

Исполнение решений суда по трудовым спорам регулируется ГПК республики (ст. 338 ГПК), а решений КТС –  ст. 389 ТК.

Решение КТС вступает в законную силу немедленно, ни в каком утверждении  не нуждается. Вступление решения в  силу немедленно надо отличать от немедленного исполнения решения. Так, ст. 396 ТК предусматривает  немедленное исполнение решения  органа по рассмотрению трудовых споров о восстановлении на работе незаконно  уволенного или переведенного работника  и оплате вынужденного прогула. Остальные  решения КТС по трудовым спорам подлежат исполнению администрацией в трехдневный  срок по истечении 10 дней для их обжалования.

Если администрация в указанный  срок не исполняет добровольно решение  органа по трудовому спору, оно приводится в исполнение в принудительном порядке. Для этого КТС на исполнение ее решений выдает работнику специальное удостоверение, являющееся исполнительным документом (если другая спорящая сторона не обжаловала это решение в установленный срок), заверенное подписью председателя КТС (или его заместителя) и печатью КТС. В нем указывается: наименование органа, принявшего решение; даты его принятия и выдачи удостоверения; фамилия, имя и отчество работника; решение по существу спора. С полученным удостоверением работник может в течение трех месяцев обратиться в суд к судебному приставу и тот приведет его в исполнение в том же порядке, что и судебное решение. При пропуске указанного срока по уважительной причине КТС, выдавшая удостоверение, может его восстановить.

Решение суда приводится в исполнение по вступлении его в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения (ст. 210 ГПК). Если на второй день после решения суда о восстановлении работника на работе администрация не допустит его к прежней работе, то она должна будет оплатить ему по специальному определению суда заработную плату за все время вынужденного прогула, связанного с неисполнением решения суда. О невыполнении решения суда судебный пристав докладывает суду. В этом случае согласно ст. 407 ГПК суд в судебном заседании с вызовом сторон и виновного в невыполнении решения суда должностного лица выносит определение о выплате зарплаты восстановленному судом работнику (или разницы неправильно переведенному) за все время задержки исполнения решения суда со дня вынесения решения по день фактического его исполнения.

Поворот исполнения решения суда о  присуждении оплаты возможен только по специальному решению суда. В случае отмены в кассационном порядке решения, по которому выплачены присужденные суммы, и вынесения решения об отказе полностью или в части иска, или вынесения определения об отказе полностью или в части иска, или вынесения определения о прекращении производства по делу выплаченные по отмеченному решению суммы взыскиваются обратно в пользу ответчика по судебному решению (ст. 430 и 431 ГПК). Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему по решению суда (или КТС), при отмене решения в порядке надзора допускается лишь в случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах. За невыполнение решений по трудовым спорам и особенно решений о восстановлении на работе неправильно уволенных закон устанавливает дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность должностных лиц.

Если суд обнаружит злостное невыполнение судебного решения  о восстановлении работника на работе, он может вынести определение  о привлечении нарушителя к уголовной  ответственности или, не возбуждая  уголовного дела, вынести частное  определение в адрес виновного  должностного лица, поставив вопрос о его дисциплинарной ответственности. Контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда осуществляется судьей (ст. 349 ГПК). При задержке исполнения такого решения вышестоящего органа о восстановлении на работе за все время задержки работнику выплачивается средний заработок или его разница. Решение о такой выплате за время задержки принимает тот же орган, который вынес решение о восстановлении на работе.

 

 

  1. Понятие и субъекты коллективного трудового спора. Посредничество при разрешении коллективного спора.

 

Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следующее определение: “Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений” (п. 1 ст. 2). Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами “а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации”. Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору. Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение им своего решения в установленный Законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Сами разногласия по установлению или выполнению коллективных договоров, соглашений о социально-трудовых отношениях – еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими спорящими сторонами, и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегулированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, разрешаемый примирительной процедурой.

Предметом коллективного  трудового спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников.

В коллективном споре выступают  представители спорящих сторон, и  Закон их определяет. Представители работников – это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им. Представители работодателей – руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. Само название “коллективные трудовые споры указывает, что их спорящим субъектом является трудовой коллектив работников или несколько трудовых коллективов работников.

Представителями работодателей в  таких коллективных трудовых спорах на уровне выше предприятия, организации  являются полномочные органы соответствующих  объединений работодателей и  иные уполномоченные работодателями органы (ст. 2).

В указанном легальном понятии  коллективного трудового спора  законодатель впервые употребляет  новый термин “социально-трудовые отношения”, не разъясняя, какие отношения  он охватывает. Думается, что это вопросы не только трудовых, но и других общественных отношений, непосредственно тесно связанных с трудовыми, являющихся предметом трудового права, а также и права социального обеспечения. Поскольку термин “социальное” аналогичен русскому “общественное”, социально-трудовые отношения можно считать синонимом общественно-трудовым отношениям (как главному предмету трудового права). Поэтому мы будем считать впредь, что этот термин охватывает все общественные отношения по труду работников, являющиеся предметом трудового права. Легальное понятие коллективного трудового спора говорит о выполнении лишь коллективных договоров, соглашений, а не о применении трудового законодательства (как было сделано в союзном Законе о коллективных трудовых спорах). Ныне появились многочисленные коллективные трудовые споры о невыплате зарплаты, приводящие к забастовкам, другим коллективным протестам. Следовательно, в определение понятия коллективных трудовых споров правильнее будет добавить “и применения трудового законодательства”.

Указанное ранее Генеральное соглашение на 2002–2004 годы определило согласованные  позиции сторон этого соглашения по основным принципам проведения социально-экономической  политики и их совместные действия по его реализации. Уже само название разделов данного правового акта социального партнерства показывает, по каким вопросам при коллективных переговорах о принятии такого соглашения и при его выполнении возможны коллективные трудовые споры. Это надо учитывать, поскольку ранее указанное легальное понятие коллективных трудовых споров ограничивает их вопросами “социально-трудовых отношений”. В Генеральном соглашении признается и такой вид коллективного трудового спора, как спор не только по выполнению соглашений, коллективных договоров (как в ст. 398 ТК), но и по применению вообще трудового законодательства по коллективным социально-трудовым правам и интересам. Это также подтверждает необходимость дополнить легальное понятие коллективных споров словами “по применению трудового законодательства”.

Виды коллективных трудовых споров различаются по характеру спора  и по правоотношениям, из которых  вытекает спор. По характеру спора различают:

– споры работников с работодателями или их представителями по поводу установления или изменения условий  труда, заключения или изменения  коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

– споры работников с работодателями (или их представителями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых  возникают коллективные трудовые споры, различают:

– спор из правоотношения трудового  коллектива работников предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

– спор из правоотношения профкома предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

– споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку  согласно ст. 2 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” в редакции от 24 ноября 1995 г. таких уровней соглашений выше предприятия, организации может  быть четыре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предприятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих  из правоотношений соответствующих  социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли и территории.

Как видно из указанных видов, все  коллективные споры – это споры  сферы социально-партнерских отношений  на различных их уровнях. И спорящими  сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения  работников и работодатели, их объединения  в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских  правоотношений: па предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном уровне.

Профсоюзы вправе (ст. 14 Закона РФ о профсоюзах // Российская газета. 1996. 20 янв.) участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников. Профсоюзы, их представители выступают в коллективных спорах со стороны работников. Закон о профсоюзах в ст. 3 предусмотрел понятие терминов: первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный представитель.

Поскольку Закон о коллективных трудовых спорах предусмотрел, что  представителями работников в коллективных трудовых спорах являются органы профсоюзов, их объединений и т.д., уполномоченные на представительство, то каждому виду коллективного трудового спора  соответствуют определенные социально-партнерские  органы и их представители как  стороны данного спора.

Этапам и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий  самими сторонами. Ведь трудовые споры  – это неурегулированные разногласия, рассматриваемые юрисдикционными органами в установленном Законом порядке. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют. Требования работников организации (предприятия, учреждения), представительства утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Одновременно работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих (ст. 399 ТК). Работодатель не вправе препятствовать проведению такого собрания (конференции). Закон не оговаривает, тайное или открытое голосование по требованиям. Это решает само собрание (конференция). Требования, не относящиеся к трудовым спорам, не должны выдвигаться, поскольку они не подлежат рассмотрению в порядке, указанном законом для трудовых споров.

Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению и в течение трех рабочих дней сообщить представителю работников о своем решении. При выдвижении одинаковых требований различными представителями  работников они вправе сформировать единый орган для разрешения данного  коллективного спора. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются  и направляются соответствующими сторонами  социального партнерства (ст. 399 ТК). Кодекс, закрепляя положение, не указывает, какой орган профсоюзов их выдвигает. Это – пробел.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"