Основополагающий
принцип трудового права - принцип
свободы труда. Этот принцип
реализуется в различных правовых
нормах: начиная с возникновения
трудового отношения и кончая
его прекращением. Свобода труда
означает, что только гражданин
определяет, где ему проявить
свои знания и способности.
Он может вступить в трудовое
отношение с работодателем или
заняться предпринимательской либо
иной, не запрещенной законом
экономической деятельностью. Свобода
труда подразумевает и право
вообще не заниматься трудом.
Свобода труда несовместима с
дискриминацией и принудительным
трудом. Только способности человека,
его деловые качества, знания
и опыт должны учитываться
как при заключении трудового
договора, так и при продвижении
по работе. Так, согласно ст. 3 ТК
РФ каждый имеет равные возможности
для реализации своих трудовых
прав.
Никто не может быть
ограничен в трудовых правах
и свободах или получать какие-либо
преимущества независимо от пола,
расы, цвета кожи, национальности, языка,
происхождения, имущественного, социального
и должностного положения, возраста,
места жительства, отношения к
религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям, а
также от других обстоятельств,
не связанных с деловыми качествами
работника. Не являются дискриминацией
установление различий, исключений,
предпочтений, а также ограничение
прав работников, которые определяются
свойственными данному виду труда
требованиями, установленными федеральным
законом, либо обусловлены особой
заботой государства о лицах,
нуждающихся в повышенной социальной
и правовой защите. Так, например, граждане,
претендующие на должность частного охранника
должны получить удостоверение установленного
образца, обязательными требованиями
для получения которого являются наличие
гражданства РФ, достижение восемнадцатилетнего
возраста, отсутствие судимости за совершение
умышленных преступлений и др. Предъявление
указанных требований не будет считаться
дискриминацией, поскольку эти требования
установлены Законом РФ о частной охранной
деятельности.
Вместе с тем, на
наш взгляд, действующий ТК РФ содержит
и юридическую коллизию в рассматриваемой
сфере: так ст. 3 предусматривает запрет
на ограничения в трудовых правах и свободах
граждан в зависимости пола, расы, национальности,
возраста и др., а ст. 59 предусматривает
инициативу работодателя о заключении
срочного трудового договора с пенсионерами
по возрасту. Таким образом, возникновение
трудовых отношений на неопределенный
срок (посредством заключения трудового
договора) ставится в зависимость от возраста,
что может рассматриваться как проявление
дискриминации.
Лица, считающие,
что они подверглись дискриминации
в сфере труда, вправе обратиться
в органы федеральной инспекции
труда и (или) в суд с
заявлением о восстановлении
нарушенных прав, возмещении материального
вреда, и компенсации морального
вреда.
Трудовой кодекс
РФ выделяет запрещение дискриминации
в сфере труда в отдельную
статью. Этим подчеркивается значение
одного из основополагающих принципов
трудового права – принцип
недопущения дискриминации в
области труда и занятий, закрепленного
в Декларации МОТ об основополагающих
принципах и правах в сфере
труда. Эта Декларация является
обязательной для государств - членов
МОТ независимо от ратификации
соответствующих конвенций.
Запрещение
дискриминации в сфере труда
направлено на то, чтобы все
граждане имели равные возможности
в осуществлении своих способностей
к труду. Только деловые качества
работника должны учитываться
как при заключении трудового
договора, так и при оплате (других
условиях) труда. Дискриминация в
сфере труда является основанием
для обращения в органы системы
федеральной инспекции труда
и в суд с требованием об
устранении дискриминации. Материальный
ущерб, причиненный дискриминацией,
подлежит возмещению. Возможна компенсация
и морального вреда.
В соответствии
со ст. 4 ТК РФ принудительный
труд запрещен. Принудительный труд
- выполнение работы под угрозой
применения какого-либо наказания
(насильственного воздействия), в
том числе:
- в целях поддержания
трудовой дисциплины;
- в качестве меры ответственности
за участие в забастовке;
- в качестве средства
мобилизации и использования
рабочей силы для нужд экономического
развития;
- в качестве меры наказания
за наличие или выражение политических
взглядов или идеологических
убеждений, противоположных установленной
политической, социальной или экономической
системе;
- в качестве меры
дискриминации по признакам расовой,
социальной, национальной или религиозной
принадлежности.
К принудительному
труду относится работа, которую
работник вынужден выполнять
под угрозой применения какого-либо
наказания (насильственного воздействия),
в то время как в соответствии
с ТК РФ или иными ФЗ
он имеет право отказаться
от ее выполнения, в том числе
в связи с:
1) нарушением установленных
сроков выплаты заработной платы или
выплатой ее не в полном размере;
2) возникновением непосредственной
угрозы для жизни и здоровья работника
вследствие нарушения требований охраны
труда, в частности необеспечения его
средствами коллективной или индивидуальной
защиты в соответствии с установленными
нормами.
Запрещение
принудительного труда является
конституционным положением: п. 2 ст.
37 Конституции РФ указывает на
то, что принудительный труд запрещен.
Это означает, что никого нельзя
обязать работать под угрозой
наказания. Каждый вправе выбирать
любой род деятельности и профессию
и вправе вообще не заниматься
трудовой деятельностью.
Запрещая принудительный
труд, ст. 4 ТК РФ перечисляет виды
работ, которые не считаются
принудительным трудом. Это перечисление
начинается с работы, которая
выполняется в порядке несения
военной службы и альтернативной
гражданской службы. Согласно Закону
о воинской обязанности граждане,
проходящие военную службу, являются
военнослужащими. При призыве
на военную службу лицо может
быть направлено на альтернативную
гражданскую службу. Работа, выполняемая
в процессе исполнения воинской
обязанности или прохождения
альтернативной гражданской службы, не
может квалифицироваться как принудительный
труд. Не считается принудительным трудом
работа, выполняемая в чрезвычайных обстоятельствах
(аварии, пожары, наводнения, землетрясения
и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие
жизни или жизнеобеспечению населения).
Закон о чрезвычайном положении предусматривает
в исключительных случаях, связанных с
необходимостью проведения и обеспечения
аварийно-спасательных и других неотложных
работ, мобилизацию трудоспособных граждан
и привлечение их транспортных средств
для проведения указанных работ при обязательном
соблюдении правил охраны труда. Все работы,
выполняемые в порядке исполнения наказания
по вступившему в законную силу приговору
суда, не считаются принудительным трудом.
В число
основных принципов трудового
права ТК РФ включает принцип
права на защиту от безработицы
и содействие в трудоустройстве.
В законодательстве имеется значительный
массив правовых норм, призванных
содействовать обеспечению трудовой
занятости граждан. Право на
защиту от безработицы реализуется
в Законе о занятости и иных
нормативных правовых актах.
Социальная
политика государства в числе
ее важнейших направлений предусматривает
мероприятия в области занятости.
Для их осуществления создаются
специальные органы в лице
Государственной службы занятости
населения, возглавляемой Минздравсоцразвития
России, выделяются необходимые
финансовые ресурсы, предусматриваются
дополнительные гарантии по обеспечению
занятости отдельных категорий
граждан. Так, Закон о защите
инвалидов устанавливает квоту
для приема на работу инвалидов
в процентах к среднесписочной
численности работников (но не
менее 2 и не более 4%).
Статья 2 ТК
РФ впервые в кодификационной
практике трудового законодательства
вводит термин "справедливые условия
труда", который включает три
составляющие: безопасный труд, отдых
после работы в течение определенного
периода времени и заработную
плату, обеспечивающую достойное
человека существование для него
самого и его семьи. Право
на условия труда, отвечающие
требованиям безопасности и гигиены
- конституционное положение (ст.
37 Конституции РФ), лежащее в основе
как отдельных правовых норм (относящихся
к заключению трудового договора
и переводу на другую работу),
так и правовых институтов
трудового права (институт охраны
труда). Обязанность по обеспечению безопасных
условий труда возложена на работодателей.
Эта обязанность носит всеобщий характер.
Она распространяется на все организации
независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности. Для принципа
обеспечения безопасных условий труда
характерно сочетание общих норм, распространяемых
на всех работников, и специальных норм,
предусматривающих дополнительные гарантии
на подземных работах, на работах с вредными
и тяжелыми условиями труда, а также для
отдельных категорий работников с учетом
их возрастных, физиологических и иных
особенностей (молодежь, женщины, инвалиды
и др.). Принцип обеспечения безопасными
условиями труда предусматривает систему
органов как государственных, так и общественных,
осуществляющих надзор и контроль за соблюдением
законодательства о труде и охране труда.
Это закреплено в гл. 57 "Государственный
надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права" и в гл. 58 "Защита трудовых
прав работников профессиональными союзами".
Право на
отдых является одним из основных
трудовых прав, предусмотренных
ст. 37 Конституции РФ. Это право
проявляется в том, что работающему
по трудовому договору гарантируются
установленные федеральным законом
продолжительность рабочего времени,
выходные и праздничные дни,
оплачиваемый ежегодный отпуск.
Право на отдых как принцип
трудового права реализуется
в различных нормах ТК РФ: в
главах разд. IV "Рабочее время"
и разд. V "Время отдыха".
Право на
справедливые условия труда не
может быть реализовано без
права на справедливую оплату
труда. Право на справедливую
оплату труда гарантируется государством,
которое определяет меры, обеспечивающие
повышение уровня реального содержания
заработной платы, величину минимального
размера заработной платы, который
устанавливается на всей территории
страны и не может быть снижен
ни субъектом Российской Федерации,
ни органом местного самоуправления,
ни конкретной организацией. Справедливой
оплате труда способствует установление
единых критериев, определяющих
размер заработной платы. Этот
размер зависит от квалификации,
сложности выполняемой работы, количества
и качества затраченного труда.
Заработная плата должна быть
выплачена вовремя и в полном
размере. ТК РФ предусматривает
нормы, определяющие ответственность
работодателя за невыполнение обязанности
по своевременной оплате труда работников.
Ст. 2 ТК РФ
воспроизводит конституционную
норму о праве граждан на
объединение. Работники и работодатели
могут вступать в объединения
для защиты своих прав и
интересов. Работники объединяются,
как правило, в профсоюзы, основная
задача которых - представлять
интересы работников во взаимоотношениях
с работодателями, органами государственной
власти, местного самоуправления, осуществлять
защиту их трудовых прав. В
свою очередь, интересы работодателей
представляют их объединения
- соответствующие некоммерческие
организации. Право работников
и работодателей на объединение
лежит в основе социального
партнерства, договорного регулирования
трудовых отношений.
К основным
принципам трудового права относится
также принцип права работников
на участие в управлении организацией.
Этот принцип выражается в
наделении работников правом
принимать непосредственное участие
(на общем собрании) или через
свои представительные органы (профсоюзы)
в регулировании трудовых отношений,
в применении нормативных правил.
Помимо закрепления в общей
формулировке принцип участия
работников в управлении организацией
реализуется в конкретных статьях,
посвященных социальному партнерству
(ст. 27-31 ТК РФ), принятию решений
работодателем с учетом мнения
профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ),
порядку расторжения трудового
договора по предусмотренным
Кодексом основаниям, требующим
учета мотивированного мнения
выборного профсоюзного органа (ст.
373 ТК РФ), и др.
ТК РФ содержит
значительное количество диспозитивных
норм, отражающих тенденцию к
расширению договорного регулирования,
так как для формируемых рыночных
отношений преобладающим является
договорное регулирование трудовых
отношений с целью согласовать
интересы работников и работодателей.
Особое место
в системе основных принципов
правового регулирования трудовых
отношений занимаетпринцип соблюдения
и защиты трудовых прав работников.
Он включает все формы защиты
работников: установление ответственности
работодателя за нарушения законов
и иных нормативных правовых
актов (ст. 419 ТК РФ), создание специализированных
органов по государственному
надзору и контролю за соблюдением
законодательства о труде (ст. 353-369
ТК РФ), возмещение вреда, причиненного
работнику в связи с исполнением им трудовых
обязанностей (ст. 184, 237 ТК РФ), судебная
защита прав работников и др. Индивидуальные
трудовые споры разрешаются комиссиями
по трудовым спорам и судами (ст. 381-397 ТК
РФ); коллективные трудовые споры - с применением
примирительных процедур и - если соглашение
не достигнуто - объявлением забастовки,
право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции
РФ и ст. 398-418 ТК РФ.