Контрольная работа по трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по трудовой деятельности.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий.

Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Это особенно важно учесть воспитателю старшей группы, ибо нередко в средней группе дети не систематически объединяются для общего труда в небольшие коллективы (из 5—7 участников).

Целесообразно делить детей на несколько работающих групп, Объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы 
(например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Для повышения интереса к выполнению разного рода дел может быть рекомендована организация в группе «мастерской добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол. 
Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

Рассмотрим, как в коллективном труде решаются разные воспитательные задачки, и какие методические приемы могут быть применены.

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.

 

4. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА  КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОМ ДЕТЕЙ

Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, раскроем некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющей коллективный характер.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

 

5. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда, опираясь на ситуации, возникающие то в одном, то в другом объединении детей, например: «Как дружно работают эти дети. 
Советуются друг с другом, не отвлекаются. Потому и работа у них спорится, быстро идет к концу. И кубики блестят, как новые». Воспитатель, оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения, благодаря которой и качество становится высоким.

В другой ситуации воспитатель, предупреждая возможную ошибку в качестве работы, переносит ее последствия в план оценки деятельности детей и их отношения к порученному делу. Более того, он вводит понятие: товарищей нельзя подводить; на конкретном примере из деятельности самих детей подводит их к пониманию этой нормы: «Не торопись ставить растения на подоконники, а то с них стечет вода, подоконники снова станут мокрыми и тогда ты подведешь своих товарищем, ведь они так старались, вытирая подоконник, а им сделают замечание, что они неаккуратно работали».

Воспитатель, опираясь на конкретные примеры поступков детей, оценивает нравственные проявления, отношение к товарищам, к порученному делу. В процессе труда он внимательно присматривается к взаимоотношениям, которые складываются между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности и т. д.

Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем, чтобы все примерно в одно время закончили работу. Наблюдая за деятельностью детей, он может заметить, что какое-либо звено задерживается или может выполнить порученное дело раньше. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. Поэтому он разъясняет, почему некоторые дети не справились с работой: «Как много оказалось у них дела! Гораздо больше, чем у всех остальных. Им надо помочь, так будет по-товарищески».

Однако не всегда воспитатель присоединяет детей, закончивших работу, к тем, кто еще не справился с заданием. В том случае, если он видит необходимость дать последним возможность самим довести ее до конца, он дополняет объем работы первых. Например, если дети подклеивают коробки, напоминает, что есть еще несколько, требующих ремонта, если убирают стеллаж, предлагает вытереть и вешалки для полотенец и т. д.

В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде: «Как интересно работать вот так, всем вместе! Все стараются, помогают друг другу».

 

 

 

6. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он задает им вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша группа?» Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, игрушки, убрали полки, переодели кукол и др.). Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит в пример настойчивых, старательных детей, тщательно выполняющих свое дело. Вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу.

Например: «Шура выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе. Она увидела, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, и помогла ей». Или: «Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук 
Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука». Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам: «Света тщательно промыла растения, поливая их из лейки, быстро работала, не отвлекаясь, но делала все небрежно: то себе на ноги налила воду, то пролила ее на пол, пришлось пол вытирать. Коля хорошо работал, но брался за многие дела: и растения переносил, и листья протирал, поэтому торопился, делал все небрежно, разбил горшочек». 
Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение работы детей занимает не более 8—10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напомнить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  первый план здесь вступают не только трудовые умения и навыки, сколько  отношение к человеку, который  дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также  отношение к событию, ради которого он трудится. Таким образом мотивы морального и общественного характера - труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам - очень важны  для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети, прежде всего, должны уяснить  цель трудовой деятельности. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или: из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И,   во-вторых,   отношение   детей   к   труду   зависит   от   моральных побуждений, которыми они руководствуются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список литературы

1. Нечаева В. Г. – «Воспитание  дошкольника в труде», М. Просвещение,

1974 г

2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое  воспитание детей в детском  саду», М. Просвещение, 1987 г.

3. Ядешко В. И., Сахина В. А. – «Дошкольная  педагогика». Раздел:

«Задачи трудового воспитания в детском саду». М. Просвещение, 1978 г.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по трудовой деятельности