Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:22, реферат
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. Важнейшей составляющей международно-правового регулирования труда, как на универсальном, так и на региональном уровне, является межгосударственное сотрудничество в области социального обеспечения. Цель – изучить и дать обзор международно-правовому регулированию труда.
Введение 3
Глава 1. Понятие международно-правового регулирования труда 5
Глава 2. Источники международно-правового регулирования труда 11
Глава 3. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда 18
Заключение 22
Список использованных источников 23
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие международно-правового регулирования труда 5
Глава 2. Источники международно-правового регулирования труда 11
Глава 3. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда 18
Заключение 22
Список использованных источников 23
ВВЕДЕНИЕ
Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. Важнейшей составляющей международно-правового регулирования труда, как на универсальном, так и на региональном уровне, является межгосударственное сотрудничество в области социального обеспечения.
Целью сотрудничества государств
в области социального
Предмет международно-
Международно-правовое регулирование социального обеспечения, по мнению Е.Е. Мачульской, «выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, а также в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного места жительства».
Объект работы – трудовое право.
Предметом работы является – международно-правовое регулирование труда.
Цель – изучить и дать обзор международно-правовому регулированию труда.
Международно-правовое
регулирование труда
Формальным выражением такого регулирования являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, региональными объединениями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, на территории бывшего СССР, а также в двусторонних соглашениях различных государств.
Новые законодательные
акты о руде и принимаемые решения
должны отвечать самым высоким требованиям,
соответствовать общемировым
На современном международно-правовом регулировании труда базируются Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ 1991 г. и Конституция РФ. В частности, Конституция РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17).
Международные
нормы, касающиеся трудовых отношений,
направлены на то, чтобы усовершенствовать
систему внутреннего
В связи с
принятием Конституции РФ 1993 г. спор
о возможности прямого
Следует также указать на ст.46 Конституции РФ, где закрепляется право каждого гражданина в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В науке трудового
права под международно-
Это одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве. Формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработанные МОТ.
______________________________
1 К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова Трудовое право России. М., 2001. С. 456.
2 В.Н. Толкунова Трудовое право. М., 2002. С. 313.
Международная
организация труда в настоящее
время занимает важное место среди
субъектов международно-
От других международных организаций МОТ отличается одной важной особенностью: представители трудящихся и предпринимателей участвуют в определении её политики на равных правах с представителями правительств, т.е. она строится по принципу равного трипатризма, что отражает своего рода социальное партнёрство на международном уровне.
На протяжении 81 года МОТ успешно решает поставленные перед ней задачи, разрабатывая и принимая конвенции и рекомендации, устанавливающие международные трудовые нормы, руководствуясь в своей деятельности принципами универсальности и трёхсторонности (трипартизма), сочетания разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.
Принцип универсальности: его можно назвать принципом всеобщности. Он обеспечивает возможность вступления в МОТ всем государствам, берущим на себя предусмотренные её Уставом обязательства (ст.1 Устава п.2-4). Принцип универсальности выражается также в характере вырабатываемых и принимаемых МОТ многих трудовых норм. эти нормы, в частности, направлены на создание условий в которых трудящиеся менее развитых регионов мира могли бы получить права, аналогичные правам рабочих и служащих стран с более передовым социальным законодательством. Тем самым международные нормы о труде отражают и основную цель деятельности МОТ, которая заключается в создании универсальной системы защиты основных прав человека, улучшения условий труда и жизни трудящихся. Такие универсальные нормы содержатся, например, в конвенциях МОТ о свободе ассоциаций и праве на коллективные переговоры (№87, №98), защите от принудительного труда (№29,. №105) и др. Международные трудовые нормы считаются универсальными ещё и потому, что в их разработке участвуют государства различного социального строя, экономической и политической систем. Универсальность международных трудовых норм в значительной степени способствует взаимодействию с нормами внутригосударственного права и применению этих норм государствами в национальном законодательстве, и тем самым осуществляется задача установления минимальных требований к поведению государств при решении конкретных социальных проблем3.
Принцип трёхсторонности (трипартизма). В его основе лежит особая организация работы МОТ по разработке и принятию международных норм о труде, а также контролю за их применением. Если принцип универсальности характерен для многих международных организаций, то принцип «трипартизма» присущ только МОТ. Он заключается в том, что в этой работе наряду с представителями государств-членов на равных с ними основаниях участвуют представители предпринимателей и трудящихся.
Каждое государство
– член МОТ направляет на ежегодную
международную конференцию
Таким образом, каждая международная норма отражает интересы трудящихся и предпринимателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных с взаимоотношением сторон в области труда.
Контроль за соблюдением государствами международных трудовых норм. Особое внимание в деятельности МОТ уделяется контролю за соблюдением конвенций МОТ, т.к., ратифицируя конвенцию, государства – члены МОТ фактически берут на себя обязательства проводить в жизнь
______________________________
3 Трудовое право под ред. Смирнова О.В. М., 2001. С. 420.
положения этих актов. В соответствии с п.5 «е» ст.19 Устава МОТ государства обязаны представлять на рассмотрение компетентных властей вновь принятые конвенции, а также представлять Генеральному директору МОТ информацию о том, состоялась ли ратификация конвенции, и о мерах, необходимых для эффективного применения положений данной конвенции.
В случае, если конвенция не ратифицируется соответствующими властями, государство обязано представлять по запросам МБТ доклады о состоянии законодательства, о существующей практике в его стране в областях, которых касается конвенция, о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым положениям конвенции путём принятия законодательных или административных мер или любым другим путём. Государство также должно информировать МБТ и о тех обстоятельствах, которые задерживают или препятствуют ратификации конвенции. Другая процедура контроля за практическим применением конвенций – рассмотрение жалоб от различных общественных организаций, а также государств.
Наиболее активными в этой области оказались профсоюзы. Для рассмотрения жалоб от них в МОТ был создан специальный Комитет по свободе ассоциаций. Следует отметить ещё один метод контроля, который заложен в Уставе МОТ. В соответствии со ст. 26-34 Устава каждый член организации может подать жалобу в МБТ, если он не удовлетворён тем, насколько другой член Организации эффективно обеспечивает выполнение какой-либо конвенции, которую они оба ратифицировали.
Разработана процедура рассмотрения такого рода жалоб. Однако даже в том случае, если весь механизм рассмотрения жалоб будет задействован и орган МОТ, ответственный за рассмотрение таких жалоб, признает факт нарушения конвенции, МОТ не может принудительно обязать государство изменить национальное законодательство, дабы оно не противоречило ратифицированной конвенции. Фактически Устав МОТ не содержит твёрдой правовой базы для привлечения к ответственности государств – членов Организации, не выполняющих своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Чаще всего ответственность носит моральный характер.
Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ.
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях МОТ). МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинство в 2/3 присутствующих делегатов.
Хотя процедура принятия конвенции и рекомендации одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны.
Конвенция после её ратификации обычно двумя государствами – членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие её государства. В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения её в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции (такие доклады предоставляются один раз в 2-4 года в зависимости от важности конвенции). Если конвенция не ратифицирована, государство всё же несёт обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.
Рекомендация не является международным
договором и не требует ратификации.
Вместе с тем было бы неверным недооценивать
её значение и определённую юридическую
силу. Она представляет собой обращённое
к государствам пожелание, предложение
(совет) ввести соответствующие нормы
в национальное законодательство. Рекомендация
содержит материал для ориентации в
мировом опыте, необходимый для
совершенствования
Информация о работе Международно-правовое регулирование труда