Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, реферат
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению.
Объект. Источники права. Под источником права в юридическом смысле принято понимать его значение только как специфической формы выражения правовых норм и придания им обязательности.
Введение ………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и виды источников трудового права …….………..................... 3
1. Понятие и особенности источников трудового права ….……….. 3
2. Классификация источников трудового права ……………….…… 5
2. Характеристика отдельных видов источников трудового права ….… .7
2.1. Международно-правовое регулирование трудовых отношений ………… .7
2.2. Конституция РФ в системе источников трудового права ………………... .7
2.3. Федеральные законы и подзаконные акты ………………………….……... .9
2.4. Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников
трудового права ……………………………………………………………..…… 10
2.5. Акты высших судебных органов как источники российского
трудового права …………………………………………………………………. 12
2.6. Правовые акты органов местного самоуправления ………………….…… 12
2.7. Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций как источники трудового права …………………………………………..………….. 13
Заключение ………………………………………………………….…………… 17
Список используемой литературы ……………………………………………….. 19
- в рамках компетенции
организации;
- в случаях, оговоренных
в законодательстве;
- в сфере трудовых
отношений, подпадающих под действие принципов
трудового права.
Практика применения
действующего законодательства позволяет
более широко трактовать роль и место
локального нормотворчества в правовом
регулировании труда в современной России.
Данная позиция по вопросу правовой природы
локальных норм представляется наиболее
взвешенной и обоснованной. Тем более
что в настоящее время она находит свое
подтверждение в действующем законодательстве.
Так, более широко возможности локального
нормотворчества в организации закреплены
в ст. 41 ТК РФ, где, в частности, сказано,
что содержание и структура коллективного
договора определяются сторонами. В договор
могут включаться взаимные обязательства
работодателя и работников по следующим
вопросам:
- формы, системы
и размеры оплаты труда;
- выплата пособий,
компенсаций;
- механизм регулирования
оплаты труда с учетом роста цен, уровня
инфляции, выполнения показателей, определенных
коллективным договором;
- занятость, переобучение,
условия высвобождения работников;
- рабочее время и время
отдыха, включая вопросы предоставления
и продолжительности отпусков;
- улучшение условий
и охраны труда работников, в том числе
женщин и молодежи;
- соблюдение интересов
работников при приватизации организации,
ведомственного жилья;
- экологическая безопасность
и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы
работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых
работников и членов их семей;
- контроль за выполнением
коллективного договора, порядок внесения
в него изменений и дополнений, ответственность
сторон, обеспечение нормальных условий
деятельности представителей работников;
- отказ от забастовок
при выполнении соответствующих условий
коллективного договора.
Анализ содержания ст. 41 ТК РФ позволяет сделать вывод, что стороны самостоятельно определяют содержание (условия) коллективного договора. Но не стоит забывать, что в случаях прямого предписания, содержащегося в действующих законодательных актах, о включении определенных нормативных положений в коллективный договор стороны обязаны закрепить эти предписания в тексте договора. В остальных случаях они с учетом экономического состояния организации вправе формировать содержание коллективного договора самостоятельно.
На современном
этапе локальный нормативный правовой
акт, принятый в организации, является
самостоятельным источником (формой) трудового
права, результатом правотворчества трудового
коллектива и работодателя (их представителей),
содержащим обязательные правила поведения
(локальные нормы).[7]
Учитывая
изложенное, можно сделать вывод, что организация,
созданная в соответствии с действующим
законодательством, имеет свои нормотворческие
органы, способна устанавливать свой внутренний
правопорядок. В свою очередь, государство
обеспечивает ей возможность осуществлять
правотворческую деятельность, гарантирует
ей правовую, в том числе судебную защиту.
Однако результаты правотворческой деятельности
не должны противоречить действующему
законодательству о труде Российской
Федерации.
Разработка,
принятие локальных нормативных правовых
актов в организации в настоящее время
получила широкое распространение. Некоторые
локальные нормы являются результатом
нормотворческой деятельности только
работодателя (нормы, опосредствующие
технологический процесс в организации).
Другие обязательные правила поведения
локального характера могут приниматься
работодателем с участием представителей
трудового коллектива (совместно или по
согласованию). Это все свидетельствует
о том, что нормотворческая деятельность,
осуществляемая внутри предприятия, имеет
достаточно сложный характер.
Нормотворческая
деятельность в организации завершается
принятием и вступлением в силу локального
нормативного правового акта. Он является
результатом этой деятельности. Принятые
локальные нормативные акты, нормы в механизме
правового регулирования выполняют определенную
роль.
Отметим,
что с точки зрения обеспечения оперативного
и эффективного воздействия на общественные
отношения, гибкости действующего законодательства
в процессе труда локальные нормативные
правовые акты в формировании правового
положения работника занимают значительное
место. Это объясняется тем, что их содержание
(нормы конкретного документа, принятого
в организации) вырабатывается непосредственно
в организации, обеспечивая необходимое
правовое опосредование процесса труда.
Поскольку
локальные нормативные правовые акты
относятся к источникам права, они, как
и любые другие источники права, фактически
представляют собой некую форму объективирования
воли нормотворческих органов.
Специфика рассматриваемых актов состоит в том, что они принимаются (разрабатываются) работодателем и работниками (их представителями). Сфера действия локальных нормативных актов ограничена рамками конкретной организации в которой они приняты. [6]
Локальным
нормативным актам присущи все признаки,
характерные для нормативного правового
акта, а именно: волевое содержание; официальный
характер; множественность и иерархическое
построение; всеобщность характера; государственная
легализация компетенции уполномоченных
субъектов на принятие данных актов; документальное
оформление; предназначенность для регулирования
социально значимых общественных отношений.
Основным,
доминирующим субъектом локального нормотворчества
является работодатель, который может
(а в отдельных случаях - обязан) принимать
локальные нормативные акты в пределах
своей компетенции.
Говоря о
гибкости в применении трудового законодательства
к конкретным условиям производства и
разнообразии локальных норм, необходимо
отметить, что данная особенность позволяет
установить преимущества одних организаций
перед другими. Это достигается установлением
в локальных нормах благоприятных условий
труда и социального климата, привлекательных
и моральных, материальных стимулов.
В
Трудовом кодексе РФ используются разные,
но близкие по терминологии наименования
локальных источников права: "локальные
нормативные акты", "локальные нормативные
акты организации", "локальные нормативные
акты, содержащие нормы трудового права,
принимаемые работодателем". Представляется,
что наиболее приемлемым является понятие
"локальные нормативные акты, содержащие
нормы трудового права".
Итак, в качестве общих выводов отметим,
что локальным нормативным актам присущи
все признаки, характерные для правовых
актов. Они, являясь низовым звеном системы
трудового законодательства, могут быть
отнесены как к источникам права, так и
к правовым актам. Локальные акты обладают
также специфическими признаками. В частности,
их отличает приближенность к работнику,
так как содержание трудового договора,
вопросы персональных данных сотрудников,
получение дополнительных льгот и преимуществ
регулируются локальными источниками.
Они закрепляют социальные ориентиры
организации, направленные на смягчение
негативных последствий рыночных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате
проведенного исследования были сделаны
следующие выводы:
1. Источниками
трудового права называются результаты
правотворческой деятельности компетентных
органов в сфере регулирования трудовых
и иных непосредственно связанных с ними
отношений, составляющих предмет данной
отрасли права.
2. Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом: Конституция РФ; международно-правовые акты о труде; Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня; постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; соглашения и коллективные договоры; локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.
3. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда.
4. Главное место
среди источников трудового права отводится
Конституции РФ. В ней закреплены основные
трудовые права, свободы и гарантии их
обеспечения.
5. Следующим по
значимости источником трудового права
являются законы (как федеральные, так
и субъектов Федерации). Источники трудового
права, как известно, должны отражать федеративный
характер российского государства, в рамках
которого установлено разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ и
ее субъектов.
6. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
по вопросам, не урегулированным федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, могут принимать
законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права.
7. Акты Конституционного
Суда РФ хотя и не рассматриваются как
источник трудового права, но решения
Конституционного Суда РФ играют важную
роль в правоприменительной практике.
Если Конституционным Судом РФ нормативный
правовой акт или его положения будут
признаны неконституционными, они утрачивают
юридическую силу. При этом решения Конституционного
Суда РФ вступают в силу немедленно после
их провозглашения, действуют непосредственно
и не требуют подтверждения другими органами
государства. Судебная практика (судебный
прецедент), на наш взгляд, не является
источником права в общепринятом смысле,
однако играет существенную роль для правильного
понимания и применения закона.
8. Органы местного
самоуправления имеют право принимать
нормативные правовые акты, содержащие
нормы трудового права, в пределах своей
компетенции в соответствии с настоящим
Кодексом, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
9. Локальным нормативным
актам присущи все признаки, характерные
для правовых актов. Они, являясь низовым
звеном системы трудового законодательства,
могут быть отнесены как к источникам
права, так и к правовым актам. Локальные
акты обладают также специфическими признаками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕАТУРЫ
4. Букреева Л. Правовая природа и функции локальных источников трудового права в условиях рыночной экономики // Законодательство и экономика. 2007. №1.
Информация о работе Общая характеристика источников трудового права