Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:13, реферат

Краткое описание

Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека -- одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований , направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда -- один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ПОНЯТИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
II. ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ.
III. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН
IV. ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
V. ОХРАНА ТРУДА ЛИЦ С ПОНИЖЕННОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ
VI. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА
VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И
ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

 Рабочие горячих цехов обеспечиваются  бесплатно газированной соленой  водой. Цехи и производственные  участки, на которые распространяется  это правило, устанавливаются  органами санитарно-эпидемиологическога надзора по согласованию с администрацией (ст. 152 КЗоТ)

 К выполнению некоторых тяжелых  и вредных работ допускаются  только лица, не имеющие противопоказаний  к этому, что должно быть  подтверждено медицинским освидетельствованием  Перечень этих работ утверждается  Правительством РФ с учетом  консультаций с объединениями  работодателей, профессиональными  союзами в лице их соответствующих  органов и иными уполномоченными  работниками представительными  органами. Субъекты российской Федерации  вправе дополнять перечень таких  работ (ст. 6 Основ законодательства  РФ об охране труда).

 На этих работах запрещено  применение труда женщин детородного  возраста и лиц в возрасте  до 21 года; эта норма закреплена в ч. 1 ст. 6 Основ, однако она будет введена в действие с 1 июля 1996 г. До этого запрещено принимать на указанные работы женщин детородного возраста и несовершеннолетних, а для работающих в особо вредных и особо опасных условиях труда эта норма уже вступила в силу.

 При обнаружении у работника  признаков профессионального заболевания  или ухудшения состояния здоровья  вследствие воздействия вредных  или опасных производственных  факторов работодатель на основании  медицинского заключения должен  перевести его на другую работу (ст. 6 Основ) .

 Выявление и учет несчастных  случаев на производстве имеют  принципиальное значение и должны  строго фиксироваться. Правительству  поручено разработать и утвердить  новое положение о порядке  расследования и учета несчастных  случаев на производстве, привести  его в соответствие с действующим  законодательством. 

 Поскольку сфера охраны труда  относится к единой государственной  политике, создание здоровых и  безопасных условий труда гарантируется  всем работающим, независимо от  форм собственности. 

 

ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН

В соответствии со ст. 19 Конституции  России мужчина и женщина имеют  равные права и свободы и ранние возможности для их реализации. Однако физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не наложить отпечаток на объем ее прав в процессе осуществления трудовой деятельности.

 Ограничения при выполнении  тяжелых работ, подъеме тяжестей  предоставление перерывов для  кормления грудного ребенка дополнительный  отпуск по уходу за ним и  другие льготы предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательством, направлены на то, чтобы действительно обеспечить мужчине и женщине равные возможности в обществе.

 Все эти нормы для облегчения  их усвоения следует классифицировать  на две группы:

1) распространяющиеся на всех женщин;

2) распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.

 К первой группе относятся  нормы, запрещающие применение  труда женщин на тяжелых и  подземных работах, на работах  с вредными условиями труда  согласно специальному перечню. 

 На подземных работах в  горнодобывающей промышленности  и строительстве подземных сооружений  женщины могут выполнять только  нефизическую работу и работу  по санитарному и бытовому  обслуживанию.

 Установлены предельные нормы  переноски и передвижения тяжестей  для женщин. В случае подъема  и перемещения тяжестей при  чередовании с другой работой  (до 2 раз в час) - 10 кг. Если подъем  и перемещение тяжестей осуществляется  постоянно в течение рабочей  смены - 7 кг. В массу поднимаемого  и перемещаемого груза включается  и вес тары и упаковки.

 Специальные правила охраны  труда установлены для женщин - трактористок и шоферов на  грузовых автомашинах На промышленных предприятиях, широко применяющих женский труд, должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин (комнаты личной гигиены, душевые и т. д)

 Труд женщин ограничен в  ночное время. Только в тех  отраслях, где это вызывается  особой необходимостью, он может  быть разрешен в качестве временной  меры.

 Женщинам, работающим в сельской  местности, предоставляется по. их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения зарплаты (ст. 163 КЗоТ).

 Для беременных женщин и матерей малолетних детей установлены дополнительные гарантии: в отношении приема на работу - запрещено увольнение по инициативе администрации беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (ст. 170 КЗоТ); перевод беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на более легкую работу (ст. 164 КЗоТ), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска (ст. 49 161 - 163, 165 - 169 КЗоТ), а также в области социального страхования (ст. 165, 172, 240 КЗоТ).

 

ОХРАНА ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним вместе с тем в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовершеннолетнего  еще не окреп, этим лицам устанавливаются  дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ, как уже отмечалось, вместе с предельными нормами переноски или передвижения тяжестей предложено разработать Правительству Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами.

 Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться  к работам:

 а) выполняемым вахтовым методом;

 б) по совместительству,

 в) связанным с производством,  хранением и торговлей спиртными  напитками;

 г) связанным с обслуживанием  материальных ценностей и предполагающим  заключение договора о полной  материальной ответственности. 

 Несовершеннолетние принимаются  на работу лишь после предварительного  медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно  подлежат обязательному медицинскому  смотру.

 Для несовершеннолетних установлены  специальные правила трудоустройства  (ст. 181 КЗоТ), дополнительные гарантии  при увольнении (ст. 183 КЗоТ), льготы  и гарантии в области рабочего  времени и времени отдыха (ст. 43, 54, 67, 74, 177, 178 КЗоТ), оплаты труда  (ст. 179 КЗоТ).

 

ОХРАНА ТРУДА ЛИЦ С ПОНИЖЕННОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ 

Действующее законодательство допускает  ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов  только в том случае, если состояние  здоровья препятствует ей.

 Более того, законодатель предусматривает  для них льготы и дополнительные  гарантии, которые можно классифицировать  на две группы:

1) не зависящие от того, где  работают инвалиды и пенсионеры  по старости;

2) только для работающих на  предприятиях, в цехах и на  участках, предназначенных для использования  труда этих лиц. 

 К льготам первой группы  относятся специальные правила  трудоустройства инвалидов, а  также льготы и гарантии в  области рабочего времени и  времени отдыха (ст. 157 КЗоТ) .

 На предприятиях, в цехах  и на участках, предназначенных  для использования труда пенсионеров  и инвалидов, администрация по  согласованию с профсоюзным комитетом  вправе уменьшать им нормы  выработки. Для инвалидов 1 и  2 групп установлено сокращенное  рабочее время (36 часов в неделю).

 Пенсионерам по старости  и инвалидам I и II групп по  их желанию предоставляется дополнительный  отпуск без сохранения заработной  платы продолжительностью до  двух месяцев. 

 

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право  работникам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны  и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений - сфере  труда. В условиях обеспечения законности на практике существует целая система  органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,

 Цель этих органов прежде всего - не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.

 В зависимости от субъектов,  осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные  функции носят преимущественно  властный государственный характер, они осуществляются государственными  органами; контроль в большей  мере связан с общественными  функциями - профсоюзами, хотя  законодательство использует термин "контроль" и применительно  к государственным органам. 

 Органы надзора, обладая определенными  властными полномочиями, вправе  не только проводить соответствующие  проверки на поднадзорных и  подконтрольных объектах, но и  давать администрации юридические  обязательные указания об устранении  выявленных нарушений или воздержании  от принятия тех или иных  решений. Неисполнение администрацией  указаний влечет за собой определенные  правовые последствия. Ее решения  признаются недействительными, нарушенные  права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица  привлекаются к ответственности. 

 Ст. 244 КЗоТ, перечисляя соответствующие  органы надзора и контроля.

 Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют:

1) государственный надзор и  контроль на предприятиях, в учреждениях,  организациях независимо от форм  собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;

2) профессиональные союзы, а  также состоящие в их ведении  техническая и правовая инспекции  труда - согласно положениям об  этих инспекциях (в ред. Закона  Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда народных  депутатов Российской Федерации  и Верховного Совета Российской  Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

 Высший надзор за точным  и единообразным исполнением  законов о труде осуществляется  Генеральным прокурором РФ и  подчиненными ему нижестоящими  прокурорами. 

 Законодательство. различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.

 Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет специально  уполномоченные на то государственные  органы и инспекции, не зависящие  в своей деятельности от администрации  предприятий, учреждений, организаций  и их вышестоящих органов. 

 В эту систему входят:

- Федеральный горный и промышленный  надзор России (Госгортехнадзор  России) и его органы осуществляют  на местах надзор в области  безопасности работ в добывающих  и перерабатывающих отраслях  промышленности, при эксплуатации  объектов повышенной опасности,  магистральных трубопроводов, при  обращении с вредными и опасными  веществами, при перевозке опасных  грузов железнодорожным транспортом. 

- Федеральный надзор России  по ядерной и радиационной_0 безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.

- Органы Государственного энергетического  надзора осуществляют надзор  за проведением мероприятий, обеспечивающих  безопасное обслуживание электрических  и теплоиспользующих установок. 

- Органы Государственного и  пожарного надзора, входящие в  систему МВД РФ, осуществляют  надзор за соблюдением правил  и норм, направленных на предотвращение  пожаров, обеспечение безопасности  людей на случай пожара, обеспечение  предприятий средствами противопожарной  защиты и пожарной техникой  других правил пожарной безопасности.

- Федеральный санитарно-эпидемиологический  надзор России (Госсанэпиднадзор  России) и его органы на местах, Осуществляют надзор за соблюдением  гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических  правил, проведением санитарно-противоэпидемических  мероприятий и мероприятий по  предупреждению и ликвидации  профессиональных и инфекционных  заболеваний проведением мероприятий  по гигиеническому воспитанию  населения. 

 Осуществляют надзор и общественный  контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда профсоюзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены государственным органам.

 В ст. 1 Указа Президента РФ  от 20 июля 1994 г. , утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

Информация о работе Охрана труда