Охрана труда как институт трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 01:28, контрольная работа

Краткое описание

Охрана труда в широком смысле слова – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 2
Охрана труда как институт трудового права …………………………. 3
Государственное управление охраной труда …………………………. 10
Государственные нормативные требования охраны труда ………….. 14
Служба охраны труда в организации …………………………………. 19
Новые понятия ТК РФ …………………………………………………. 19
Создание службы охраны труда ………………………………………. 21
Ответственность за нарушение законодательства о труде и об ……..
охране труда ………………………………………………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………… 27

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209). Государственной экспертизе условий труда посвящена новая статья 216.1. На региональном уровне государственная экспертиза условий труда проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а на федеральном уровне – федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (сегодня этими вопросами занимается Роструд). В статье 216.1 прописаны основные задачи органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, права и обязанности лиц, которые проводят государственную экспертизу условий труда.

Аттестация рабочих  мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 12 ст. 209).

Новшества затронули  и главу 36 Трудового кодекса, регулирующую обеспечение прав работников на охрану труда. Статья 219 ТК РФ дополнена положением о размерах компенсации при работе с вредными и (или) опасными условиями  труда. Размер компенсации устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. И еще. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается.

Согласно новой редакции статьи 226 ТК РФ увеличился процент  средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий  и охраны труда работодателями (кроме государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2% (ранее – не менее 0,1%) от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

4.2 Создание  службы охраны труда

 

Практика показывает, что в полном объеме должное внимание охране труда обычно уделяют лишь те организации, в которых присутствует вредное производство, а у работников в связи с этим тяжелые или  опасные условия труда. Однако обеспечить безопасные условия труда обязан каждый работодатель, в том числе индивидуальный предприниматель.

Для тех, на кого распространяются положения статьи 217 ТК РФ, приведем пошаговую процедуру создания службы охраны труда.

Шаг 1. Определение круга задач, которые будет решать СОТ.

Шаг 2. Установление численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Шаг 3. Подготовка нормативной и методической базы для обеспечения работы службы.

Шаг 4. Обучение специалистов в области охраны труда и создание для них рабочих мест.

Даже непосвященному понятно, что речь идет о достаточно сложной и трудоемкой работе. К  тому же она строго регламентирована большим количеством законодательных  актов. Один из них – Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Этот документ утвержден постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14.

5. Ответственность  за нарушение законодательства  о труде и об охране труда

 

Нередко работодатели игнорируют установленные законом обязанности, в том числе связанные с  охраной труда. Например, не проводят аттестацию рабочих мест. Нелишним будет напомнить, что сотрудники службы охраны труда (в том числе ее руководитель) несут ответственность только в рамках выполнения должностных обязанностей, установленных должностными инструкциями, Положением о службе охраны труда. А ответственность за охрану труда в целом несет работодатель, то есть руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Согласно Трудовому  кодексу лица, виновные в нарушении  законодательства о труде и об охране труда, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 5.27) за подобные нарушения на виновное должностное лицо может быть наложен штраф от 5 до 50 МРОТ, а на организацию – от 300 до 500 МРОТ. Возможно и такое наказание, как «административное приостановление деятельности на срок до 90 суток».

В упомянутой статье КоАП РФ также говорится о том, что  «за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет». Этот вид наказания назначается только по решению суда. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» информация о дисквалифицированном работнике заносится в такой реестр. Но это еще не все. Статья 32.11 КоАП РФ требует расторгнуть трудовой договор с лицом, которое дисквалифицировано по решению суда.

Очень важно, что в  статью 83 «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» Трудового кодекса  Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ внесен дополнительный пункт 8, который  действует с 6 октября 2006 года. Он-то и предусматривает расторжение трудового договора по причине дисквалификации работника.

И наконец, об уголовной  ответственности за нарушение правил охраны труда. Статья 143 УК РФ предусматривает  ответственность за «нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека». Такое нарушение наказывается штрафом от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Если же нарушение  повлекло по неосторожности смерть человека, к нарушителю может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового). Об этом сказано в части 2 статьи 147 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах  охраны труда в Российской Федерации» под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Приведенное общее понятие  охраны труда позволяет судить о ней как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме этого, охрана труда с учетом данного определения предполагает рассмотрение этой проблемы, в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и, наконец, в правовом аспекте, который образует правовую охрану труда.

Правовая охрана труда  как институт трудового права представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников, и обязательных для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений.

Также по результатам  исследования можно сказать, что  для предприятий предъявляемые  к его продукции требования не могут быть обеспечены без постоянного  внимания к вопросам технического перевооружения производства, внедрения современного высокоточного оборудования и повышения культуры производства, включая соблюдение норм по условиям труда на каждом рабочем месте, как важнейшей составляющей охраны труда.

Важное значение в  обеспечении безопасности труда  на производстве имеет квалифицированное обучение персонала по вопросам охраны труда и неформальное проведение инструктажей по всем видам, начиная с вводного.

Таким образом, можно  сказать, что главная цель данной работы была достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 №197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) в ред. от 09.05.2005.
  3. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005.
  4. Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права//Государство и право. – 2004. – №5.
  5. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. – М.: Журнал «Управление персоналом», 2005.
  6. Подвысоцкий П.Т. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве//Трудовое право. - 2004. - N 8.
  7. Русакова О.Н. Как создать службу охраны труда по новым правилам / О.Н. Русакова // Российский налоговый курьер. – 2007. – №1-2.
  8. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М., 2002.
  9. Чумаков А.В. Значение охраны труда в производстве высокоточных изделий / А.В. Чумаков // Справочник специалиста по охране труда. – 2005. – №11.

 




Информация о работе Охрана труда как институт трудового права