Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 17:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ охраны труда как института трудового права.
Поставленная цель в рамках данной работы достигается реализацией следующих задач:
- характеристикой охраны труда;
- изучением государственных нормативных требований охраны труда;
- рассмотрением обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- исследованием организации охраны труда.
Охрана труда – одна из наиболее острых проблем современного общества, имеющая глобальный характер.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Общая характеристика охраны труда………………………………5
Глава II Требования и организация охраны труда
2.1 Государственные нормативные требования охраны труда……………..7
2.2 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда………………………………………………………………………………12
2.3 Организация охраны труда……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются также при анализе и оценке соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляемых в процессе сертификации работ по охране труда на основании заявки организации.
Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.
Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие принимаются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).
Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом. В частности, сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда. Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах - также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях.
В случае непредоставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также в органы общественного контроля.
Работодатель
обязан предотвращать аварийные
ситуации. Эта обязанность реализуется
путем закрепления в
Так, организации,
эксплуатирующие опасные произв
Законодательство об охране труда не только возлагает на работодателя обязанность обеспечить безопасные условия и охрану труда в организациях, но и предусматривает необходимость государственного надзора и контроля профсоюзов за соблюдением требований охраны труда и определяет органы, выполняющие такие функции. Работодатель должен обеспечить допуск должностных лиц этих органов для проведения ими проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей10.
Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по поведению аттестации рабочих мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. предусмотрена необходимость проведения сертификации работ по охране туда. В этих целях в соответствии с постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. №28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда в организациях11.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.
Организационную структуру
Минздравсоцразвития России;
Центральный орган ССОТ, определяемый Минздравсоцразвития России;
центр охраны труда;
центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;
аккредитованные органы по
аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Сертификация работ по охране труда осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.
Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001г. №65212.
2.3 Организация охраны труда
Организация охраны труда включает: государственное управление, государственную экспертизу условий труда, органы охраны труда, ее планирование и финансирование, предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве, их профилактику и учет.
Государственное управление охраной труда является одним их основных направлений государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК), сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7 Конституции РФ).
Государственное
управление охраной труда осуществляется
Правительством Российской Федерации
непосредственно или по его поручению
федеральным органом
Правительство РФ, будучи органом исполнительной власти, осуществляет исполнительную власть РФ, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти и др.13
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минзравсоцразвития России.
Федеральные органы
исполнительной власти, которым предоставлено
право осуществлять отдельные функции
по нормативно-правовому
Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией.
Например, министр МЧС России в пределах своей компетенции решает вопросы правовой и социальной защиты работников МЧС России, органов, подразделений и организации системы МЧС России и членов их семей; Заключает в установленном порядке отраслевое тарифное соглашение в качестве работодателя; утверждает в установленном порядке описание формы одежды, обуви и средств специальной защиты, нормы снабжения специальной одеждой и снаряжением, в т.ч. временные, порядок обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий государственных служащих и лиц, замещающих должности, не относящихся к должностям государственной службы, и другие вопросы.
Значительная роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда. При этом указанные органы не только выявляют случаи нарушения требований труда и причины их возникновения, но и пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.
Информация о работе Охрана труда как институт трудового права