Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности назначения и размер трудовой пенсии по старости. Задачи:
1) Изучить понятие и виды пенсий по пенсионному законодательству,
2) Рассмотреть особенности пенсионного обеспечения,
3) Изучить условия назначения и лиц, имеющих право на трудовые пенсий по старости,
4) Выявить размер и порядок выплаты трудовой пенсии по старости, а также рассмотреть новый порядок выплаты пенсий по старости в 2015 году.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИЙ
1.1 Пенсионное право в системе права социального обеспечения
1.2. Понятие и виды пенсий в Новой пенсионной системе РФ
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ
2.1. Лица, имеющие право на трудовые пенсии по старости
2.2. Условия назначение трудовой пенсии по старости
2.3. Размер трудовой пенсии и надбавки
2.4 Порядок выплаты пенсий
2.5 Новый порядок назначения трудовой пенсии по старости в 2015 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В.Ш. Шайхатдинов: «пенсия - ежемесячная выплата, производимая государством из Пенсионного фонда при наступлении у гражданина пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, исчисляется из заработка и является источником средств существования пенсионера».
Слово пенсия –
латинского происхождения и в
буквальном переводе означает платеж.
Поэтому большинство
Поэтому, чтобы определиться в природе пенсии как своеобразного платежа, необходимо отграничить ее от:
- оплаты труда наемных работников;
- социально-обеспечительных пособий.
Отличие от зарплаты
В советское время сложились две школы по поводу сопоставления пенсии и заработной платы. Представители одной школы считали, что эти платежи тесно связаны, но при этом различны по своей природе (В.С. Андреев). Представители другой школы идентифицировали эти два платежа, называя их «формой вознаграждения за труд» (Ачаркан В.А., Забелин Л.В.).
Сближает пенсии и заработную плату:
- регулярность предоставления;
- в их основе лежат затраты человеческого труда (з/п оценивает живой труд, пенсия – прошлую трудовую деятельность человека);
Все осложняет законодательная формулировка, что пенсия – это компенсация заработной платы. Т.е. по внешним признакам они неотличимы.
Но на самом деле, это разные платежи и отличаются они следующим:
1. возможность влияния на изменение размера (при получении пенсии размер, его изменение не зависит от личных возможностей пенсионера, при получении заработной платы наемный работник знает, что размер заработка зависит от него). В связи с этим пенсия почти всегда меньше по размеру прошлого заработка (но есть приятные исключения).
2. способ установления: заработная плата определяется соглашением сторон трудового договора, а пенсия устанавливается в централизованном порядке в законе, как правило, на федеральном уровне. ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ
3. основания получения: единственным основанием получения зарплаты являются затраты и результаты труда, для получения пенсии этого недостаточно, необходимы дополнительные условия в виде достижения пенсионного возраста, установления инвалидности, признания иждивенцем. Т.е. необходима целая совокупность юридических фактов.
4. субъект-получатель: получатель зарплаты – лицо, которое участвует своим трудом в общественном производстве, получатель пенсии мог никогда не трудиться, не заниматься общественно полезной деятельностью (социальные пенсии).
5 форма предоставления: пенсия всегда предоставляется в денежной форме, ТК допускает выплату заработной платы в натуральной форме.
Отличие от социально-обеспечительных пособий
Единственное отличие – целевое назначение.
Таким образом, пенсия как платеж характеризуется следующими признаками:
1) ежемесячность
(отличие от оплаты по
2) денежная форма предоставления (в советское время были прецеденты предоставления пенсии в натуральной форме, натурдовольствием, причиной чего являлся дефицит Пенсионного фонда);
3) имеет юридически
обязательный характер (отличие
от благотворительного платежа)
4) адресация только нуждающимся гражданам, причем как работавшим, так и не работавшим;
5) удовлетворение не всех, а только алиментарных потребностей;
6) финансирование
за счет централизованных
7) особые основания предоставления – достижение преклонного возраста, установление инвалидности, потеря кормильца;
8) особая цель предоставления – содержание гражданина.
Таким образом, пенсия с учетом всего вышеизложенного – это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая нуждающемуся гражданину с целью его содержания по основаниям, на условиях, в размерах и порядке, предусмотренных законом.
Хорошо бы закрепить это единое понятие на законодательном уровне.
Классификация пенсий
1. Основным критерием классификации пенсий выступает основание пенсионного обеспечения, т.е. юридический факт, лежащий в основе возникновения пенсионного отношения:
1) пенсии по возрасту;
2) пенсии за выслугу лет;
3) пенсии по инвалидности;
4) пенсии по случаю потери кормильца.
Это самый устойчивый критерий! Ни один другой классификационный критерий не обходится без предварительного деления пенсий по основанию предоставления.
2. Факт и характер участия потенциального пенсионера в общественно полезной деятельности:
1) трудовые;
2) социальные.
Необходимо учитывать условность такой классификации. Многие социальные пенсии являются заработанными, а все трудовые являются пенсиями социальными.
Трудовые и социальные пенсии различаются по следующим признакам:
- по кругу получателей: субъектом права на трудовую пенсию может стать любое лицо, которое в прошлом занималось трудовой, служебной и приравненной к ней деятельностью;
- по набору элементов, образующих состав механизма правового регулирования: для трудовых пенсий важен не только факт участия в трудовой деятельности, но и ее продолжительность, а социальные пенсии устанавливаются независимо от факта участия в труде, право на них возникает только при наличии социального риска – старости, инвалидности, потери кормильца;
- по способам нормативно-правового закрепления размеров: размеры трудовых пенсий подлежат исчислению, размеры государственных пенсий устанавливаются.
Для исчисления размеров трудовых пенсий необходимы формулы. Исчисление – многоуровневый, многоэлементный процесс.
Правоприменительная процедура при установлении размеров социальных пенсий сводится только к установлению соответствующих фактов – достижению пенсионного возраста инвалидности или потере кормильца. Размер социальных пенсий всегда строго фиксирован.
В связи с этим пенсионер, обращающийся за трудовой пенсией никогда заранее не знает ее размер.
3. Способ формирования источника средств на предоставление пенсий:
1) государственные
(финансируемые за счет
2) страховые (финансируемые за счет ПФ).
При рассмотрении вопроса о классификации пенсий обнаруживается весьма интересная особенность подхода законодателя к его решению. В связи с тем, что пенсионное обеспечение постоянно реформируется, происходит своеобразное наложение одного критерия классификации на другой, их совмещение. Существовавшее ранее основание деления пенсии не будучи полностью упраздненным, продолжает выполнять функцию классификатора, и одновременно законодатель предусматривает новое основание.
История знает и другие классификационные критерии пенсий.
- По кругу субъектов-получателей (царская Россия – сословный подход, советская Россия – классовый подход, современная Россия – пример с пенсиями за выслугу лет);
- По источнику правового регулирования (территориальный критерий, характер профессиональной деятельности).
С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.
Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:
- государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
- обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
- негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.04.2013 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3610,31 рубля в месяц.
На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
С 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей:
- страховой – дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;
- накопительной — выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.