Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:44, курсовая работа
Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан. В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные аспекты правового регулирования пенсионного обеспечения в своей курсовой работе.
Введение...................................................................................................................3
1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы в Российской Федерации................................................................................................................4
2 Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации................................................................................................................6
2.1 Виды законов.....................................................................................................6
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения..................................................................................................................7
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России.......................................................................8
3 Нормативно правовые акты в системе законодательства базы пенсионного обеспечения............................................................................................................13
3.1 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации»............................................................................................................13
3.2 Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования».....................................17
3.3 Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»....................................................................................19
Заключение.............................................................................................................20
Список использованной литературы...................................................................22
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Поволжский Государственный Технологический Университет»
Кафедра БУ и У
Курсовая работа
по дисциплине: "Трудовое право"
на тему:"Пенсионное обеспечение в РФ"
Выполнила: ст. гр. зНН-31
Шамсутдинова Л.Н.
Проверила: к.э.н.,
Шлычков Д.С.
Йошкар-Ола
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
1 Предпосылки к реформированию
пенсионной системы в |
2 Законодательная база
пенсионного обеспечения в |
2.1 Виды законов.................. |
2.2 Конституция Российской
Федерации – гарант |
2.3 Закон «О государственных
пенсиях в Российской |
3 Нормативно правовые акты
в системе законодательства базы пенсионного
обеспечения................... |
3.1 «Концепция реформы
системы пенсионного |
3.2 Федеральный закон «Об
индивидуальном |
3.3 Федеральный закон «О
порядке исчисления и |
Заключение.................... Список использованной литературы.................... |
Введение
На основе существующей нормативной
базы путем описания ее системы и
задач, а так же осветить те реформы,
которые не претерпевает пенсионное
законодательство, а значит и вся
система пенсионного
Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране.
Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.
В своей курсовой работе
я попытаюсь раскрыть основные аспекты
правового регулирования
1.Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации.
Для лучшего понимания
проблем, существующих в системе
пенсионного обеспечения в
Переход к рыночным отношениям
в экономике поставил проблему рефинансирования
советской системы социального
обеспечения, неспособной эффективно
функционировать в новых
На данный момент нормативную основу пенсионного обеспечения в Российской Федерации составляют следующие законы:
Конституция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года.
Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах Внутренних дел и их семей» от 12.02.1993 года.
Закон Российской Федерации
«Об индивидуальном (персонифицированным)
учете в системе
Закон Российской Федерации «О государственной службе» от 31.07.1995 года.
Закон Российской Федерации «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
Положения указанных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).
2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Виды законов
Итак, мы подошли к тому
моменту, когда уже можно определить
круг законов, которые будут нас
интересовать при рассмотрении данного
вопроса. Как я уже говорила, законодательство
Российской Федерации по вопросам пенсионного
обеспечения населения не является
совершенным, однако в Российской Федерации
имеется довольно таки сложная и
разветвленная система
Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Если мы спустимся на одну ступеньку, то немного ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы и нормативные акты. В дальнейшем я постараюсь рассмотреть пенсионное обеспечение в Российской Федерации, исходя из данной иерархии.
2.2 Конституция
РФ - гарант пенсионного
Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. Именно обстановка, складывающаяся в социальном секторе, указывает на уровень развития общества и грамотность проведения демографической политики государства.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.
В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей , устанавливается
и гарантируется минимальный
размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются
Как мы видим, Конституция
провозглашает основные принципы государственного
управления и государственной политики
Российской Федерации, в том числе
и в области социального
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Термин «Социальное
Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы, о которых пойдет речь в дальнейшем.
2.3Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года как нормативная основа пенсионного обеспечения России.
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений»[3]. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.[4]
Основополагающая идея российского
пенсионного закона состояла в том,
что бы в стране укоренилась подлинная
система обязательного
каждый гражданин, работающий
по найму (по трудовому договору), подлежит
обязательному социальному
все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.
В чем же заключается экономическая и социальная сущность обязательного социального страхования?
Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.
Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.
Отсюда следует несколько выводов и принципиальных положений:
-пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;
-пенсионные взносы должны
взиматься в размерах, обеспечивающих
возможность предоставлению