Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 10:35, реферат
Защита персональных данных граждан Российской Федерации задача весьма насущная. В случае если персональные данные используются произвольно и становятся доступными лицам, которым они не должны быть известны, гражданам наносится моральный вред и материальный ущерб.
Введение 3
Понятие и особенности персональных данных 4
Источники правового регулирования в области персональных данных 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Трудовое право тема №9 контрольная работа персональные данные работника
Введение
Понятие и особенности
персональных данных
Источники правового регулирования в области персональных данных 8
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Защита персональных данных граждан Российской Федерации задача весьма насущная. В случае если персональные данные используются произвольно и становятся доступными лицам, которым они не должны быть известны, гражданам наносится моральный вред и материальный ущерб. В настоящее время, характеризуемое бурным развитием информационных технологий, на первый план встает вопрос защиты персональных данных при их накоплении, обработке и передаче с использованием средств информатизации. Для регулирования информационных правоотношений в области персональных данных законодателем установлен целый ряд нормативно-правовых актов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ правового регулирования персональных данных в системе информации довольно актуален. Цель данной работы рассмотреть основные нормативно-правовые акты, которые используются в сфере персональных данных для определения их правового статуса. Эта цель достигается за счет решения следующих задач: определения понятия персональных данных и их особенностей в нормативно-правовых актах, выделения основных источников законодательства, включающего в себя нормы права в области персональных данных. Материалами для этой работы послужили учебные пособия и публикации таких авторов как Бачило И.Л., Городов О.А., Лютов Н.Л., Шалыгина Л.С.
Понятие и особенности персональных данных
Введенные в правовой
оборот Указом Президента РФ от 6 марта
1997 г. № 188 «Об утверждении Перечня
сведений конфиденциального характера»
и получившие значительное распространение
в связи с принятием нового Трудового
кодекса РФ персональные данные постепенно
становятся неотъемлемой частью информационных
процессов, связанных с обработкой, использованием
и защитой сведений конфиденциального
характера. Персональные данные по смыслу
Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
«О персональных данных» представляются
в качестве информации, неразрывно связанной
с личностью ее обладателя. Определяя
персональные данные в качестве открытого
перечня сведений, независимо от формы
их представления (ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006
г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации), законодатель
тем самым сохранил возможность их расширения
по мере того, как будет меняться социальный
статус их обладателя на конкретном этапе
его жизненного пути. В основу такого рода
системы по смыслу ст. 2 положены: фамилия,
имя, отчество, год, месяц, дата и место
рождения, адрес, семейное, социальное,
имущественное положение, образование,
профессия, доходы физического лица. В
состав персональных данных подлежат
включению также сведения, связанные с
поступлением на работу (службу), ее прохождением
и увольнением; данные о супруге, детях
и иных членах семьи обладателя, данные,
позволяющие определить место жительства,
почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные
средства коммуникации гражданского служащего,
а также его супруги (ее супруга), детей
и иных членов его семьи, данные, позволяющие
определить местонахождение объектов
недвижимости, принадлежащих гражданскому
служащему на праве собственности или
находящихся в его пользовании, сведения
о доходах, имуществе и обязательствах
имущественного характера, сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах частной
жизни гражданина, позволяющие идентифицировать
его личность, сведения, ставшие известными
работнику органа записи актов гражданского
состояния в связи с государственной регистрацией
акта гражданского состояния, владение
языками (родной язык, русский язык, другой
язык или другие языки), образование общее
(начальное общее, основное общее, среднее
(полное) общее) и профессиональное (начальное
профессиональное, среднее профессиональное,
высшее профессиональное, послевузовское
профессиональное), жилищные условия (тип
жилого помещения, время постройки дома,
размер общей и жилой площади, количество
жилых комнат, виды благоустройства жилого
помещения), источники средств к существованию
(доход от трудовой деятельности или иного
занятия, пенсия, в том числе пенсия по
инвалидности, стипендия, пособие, другой
вид государственного обеспечения, иной
источник средств к существованию).1
Персональные данные относятся к категории
конфиденциальной информации, предполагающей
отсутствие свободного доступа к ней и
наличие эффективной системы ее защиты.
Включение персональных данных в разряд
конфиденциальных сведений направлено
на предотвращение несанкционированных
действий по уничтожению, модификации,
искажению, копированию, блокированию
информации, предотвращение других форм
незаконного вмешательства в личную жизнь
гражданина. Действующие в отношении них
ограничения снимаются при наличии согласия
обладателя персональных данных. Последнее
предполагается также и в том случае, когда
субъект выполняет ряд возложенных на
него обязанностей, например при оформлении
паспорта, регистрации актов гражданского
состояния и т.п. Представленные в качестве
динамичной монолитной категории, персональные
имеют достаточно четкое внутреннее структурирование.
Формирование в их составе ряда самостоятельных
групп сведений обусловлено необходимостью
их повышенной правовой защиты. В этой
связи принято различать: 1) общедоступные
персональные данные, доступ к которым
неограниченного круга лиц предоставлен
с согласия субъекта персональных данных
или на которые в соответствии с федеральными
законами не распространяется требование
соблюдения конфиденциальности. К разряду
общедоступных персональных данных могут
быть отнесены: фамилия, имя, отчество,
год и место рождения, адрес, абонентский
номер, сведения о профессии субъекта
персональных данных. Общедоступная информация
может использоваться любыми лицами по
их усмотрению при соблюдении установленных
федеральными законами ограничений в
отношении распространения такой информации.
Обладатель информации, ставшей общедоступной
по его решению, вправе требовать от лиц,
распространяющих такую информацию, указывать
себя в качестве источника такой информации.
Источники правового
регулирования в области
Необходимость защиты
персональных данных работников базируется
на одном из фундаментальных прав человека,
не относящихся исключительно к предмету
трудового права: защите от вмешательства
в личную жизнь. В статье 12 Всеобщей декларации
прав человека 1948 г. указывается: Никто
не может подвергаться произвольному
вмешательству в его личную и семейную
жизнь, произвольным посягательствам
на неприкосновенность его жилища, тайну
его корреспонденции или на его честь
и репутацию. Каждый человек имеет право
на защиту закона от такого вмешательства
или таких посягательств. Это право воспроизводится
и в ст. 8 Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод, ратифицированной
Россией. Кроме того, в Европейской конвенции
говорится о том, что не допускается вмешательство
со стороны публичных властей в осуществление
этого права, за исключением случая, когда
такое вмешательство предусмотрено законом
и необходимо в демократическом обществе
в интересах национальной безопасности
и общественного порядка, экономического
благосостояния страны, в целях предотвращения
беспорядков или преступлений, для охраны
здоровья или нравственности или защиты
прав и свобод других лиц. Таким образом,
в отличие от общих положений Всеобщей
декларации 1948 г. в Европейской конвенции
указывается, что право человека на невмешательство
в личную жизнь не абсолютно, а может быть
ограничено с учетом определенных соображений.
Следует также иметь в виду, что право
на невмешательство в частную жизнь тесно
соприкасается с правом на свободу слова:
свобода слова ограничивается положениями,
защищающими частную жизнь других лиц.
То есть можно утверждать, что свобода
слова заканчивается там, где начинается
право на невмешательство в частную жизнь.[5] В течение достаточно долгого
времени кроме общих норм, подобных процитированным
выше, ни в международных актах, ни в национальном
законодательстве разных государств никаких
специальных правил о порядке получения,
хранения, обработки и передачи персональных
данных не было. Ситуация стала меняться
после начала распространения компьютеров,
благодаря чему у компаний и государственных
органов стало скапливаться большое количество
персональных данных, которые относительно
легко могли быть разглашены и тем самым
нанести как моральный, так иногда и материальный
вред лицам, которых касаются эти данные.
Поэтому начиная с 1970-х гг. в промышленно
развитых странах стало появляться соответствующее
законодательство.5 В
Российской Федерации основным законом,
регулирующим правоотношения в области
персональных данных, стал Федеральный
закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных
данных». Сфера действия Федерального
закона ограничивается исключительно
обработкой персональных данных, подразумевая
под этим, в силу буквального толкования
термина, их сбор, хранение, их возможный
анализ, и тем самым исключает возможность
защиты индивидуальной информации при
ее распространении, хотя по статистике
чаще нарушение прав и законных интересов
граждан и организаций является следствием
незаконного распространения персональных
данных. Однако следует отметить, что в
термин «обработка персональных данных»
законодателем было заложено куда более
расширенное содержание, чем это представляется
на первый взгляд. По смыслу пп. 3 п. 1 ст.
3 настоящего Закона под «обработкой персональных
данных» понимаются любые действия (операции)
с персональными данными, включая сбор,
систематизацию, накопление, хранение,
уточнение (обновление, изменение), использование,
распространение (в том числе передачу),
обезличивание, блокирование, уничтожение
персональных данных (ст. 3 настоящего
Закона). Объективные сложности правового
регулирования в сфере защиты персональных
данных обусловлены необходимостью сбалансировать
в законе противоречивые интересы, как
минимум, трех групп субъектов: 1)Граждан,
чьи персональные данные собираются и
обрабатываются (субъекты персональных
данных); 2)
В такого рода ситуациях действующее законодательство, а равно органы государственной власти, ответственные за его исполнение, не могут в полной мере гарантировать охрану всех персональных данных, а также установить ограничения на сбор и распространение некоторых из них (в большей части это касается персональных данных, которые их обладатель распространяет самостоятельно). Однако с их стороны требуется реальный контроль за соблюдением установленных запретов с целью обеспечения надежной охраны для законодательно установленного минимума. Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает случаи, на которые не распространяется его действие. К таким случаям относятся, в частности: 1) обработка персональных данных физическими лицами в личных целях при условии соблюдения прав субъектов персональных данных. Например, физическое лицо может вести домашнюю адресную книгу, где указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефоны и т. д.; 2) организация хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, содержащих персональные данные. Положения о ведении таких документов регулируются соответствии Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 3) обработка подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 2 июля 2005 г.) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Порядок внесения юридических и физических лиц в Единый государственный реестр регулируется Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438). 4) обработка персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну. Сведения, составляющие государственную тайну, включают в себя совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством, в частности Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Цель Федерального закона «О персональных данных» заключается в обеспечении защиты прав и свобод гражданина при обработке его персональных данных в соответствии с основными правами и свободами, провозглашенными Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и Конституцией Российской Федерации (ст. 17). Так, в ст. 9 Декларации провозглашается право каждого на неприкосновенность его частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. А на основании ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами. Однако гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (ст. 8 указанного Закона). Необходимо также отметить, что и трудовое законодательство направлено на защиту персональных данных субъектов, состоящих в трудовых отношениях. При поступлении на работу человек сообщает о себе много различной информации. И для того, чтобы эта информация не использовалась против него, Трудовой кодекс РФ обязывает предприятие разработать специальное положение по защите персональных данных - «Положение о работе с персональными данными работников». Кроме того, в ст. 86 ТК РФ предусмотрены требования, которые необходимо соблюдать при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты. Обработка персональных данных работника должна осуществляться исключительно в целях содействия в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества, а так же в целях выполнения требований законов. Все персональные данные работника следует получать только у него самого. Если персональные данные работника возможно получить лишь у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее, и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель же должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федеральной закон
от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
дает развернутое определение персональным
данным - это любая информация, относящаяся
к определенному или определяемому на
основании такой информации физическому
лицу (субъекту персональных данных), в
том числе его фамилия, имя, отчество, год,
месяц, дата и место рождения, адрес, семейное,
социальное, имущественное положение,
образование, профессия, доходы, другая
информация. Персональные данные отнесены
Перечнем сведений конфиденциального
характера, утвержденным Указом Президента
РФ от 06.03.97 № 188, к категории конфиденциальной
информации, таким образом лицо, получившее
доступ к персональным данным, обязано
обеспечивать конфиденциальность таких
данных, соблюдать требования о недопустимости
их распространения без согласия субъекта
персональных данных или иного законного
основания. Обеспечение конфиденциальности
не требуется в следующих случаях: ·
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Всеобщая декларация прав человека - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
3. Конституция РФ - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
4. Трудовой кодекс РФ - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» - Справочно-правовая база «КонсультантПлюс».