Понятие занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение занятости и безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
изучение понятия безработицы как социально-экономического
явления;
определение основных направлений политики занятости в
переходной экономике;
рассмотрение перспективных направлений государственной
политики в области занятости населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ 6
1.1 Понятие занятости, ее формы 6
1.2 Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда 9
1.3Эффективность политики занятости 12
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 15
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в
Республике Беларусь 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2012 ГОД 19
3.1 Технико-экономическое обоснование 19
3.2 Цель и задачи государственной программы. Основные направления. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Понятие занятости и безработицы.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Безработица, как социально-экономическое  явление на рынке труда

Безработица - явление в  экономике, при котором часть  трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового  договоров или заниматься предпринимательской  деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, не может  применить свою рабочую силу [6].

Общий уровень безработицы  – процентное отношение безработных  к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной  службе, и исключающей   студентов,  пенсионеров,  заключенных, а также молодежь  до  16 лет [4, c. 98].

Главными причинами безработицы  являются:

1. Структурные сдвиги  в экономике, выражающиеся в  том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению  излишней рабочей силы;

2. Экономический спад  или депрессия, которые вынуждают  работодателей снижать потребность  во всех ресурсах, в том числе  и трудовых;

3. Политика правительства  и профсоюзов в области оплаты  труда: повышение минимального  размера заработной платы увеличивает  издержки производства и тем  самым снижает спрос на рабочую  силу;

4. Сезонные изменения  в уровне производства в отдельных  отраслях экономики;

5. Изменения в демографической  структуре населения, в частности  рост численности населения в  трудоспособном возрасте увеличивает  спрос на труд и, возрастает  вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы.

1. Фрикционная безработица.  Если человеку предоставляется  право свободы выбора рода  деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые  работники оказываются в положении  «между работами». Одни добровольно меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения, третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды или в автомобильной промышленности из-за смены моделей). Кроме того, есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных».

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана  с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые  ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение  «фрикционная» точно отражает суть явления: рынок труда функционирует  при наличии дисбаланса, не приводя  в соответствие количество потенциальных  наемных работников и рабочих  мест.

Определенный уровень  фрикционной безработицы неизбежен  в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные  товары постоянно колеблется, что  в свою очередь вызывает колебания  спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные  регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре  спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер [4, c. 10].

2. Структурная безработица.  Фрикционная безработица незаметно  переходит во вторую категорию,  которая называется структурной  безработице. Экономисты используют  термин «структурный» в значении  «составной». С течением времени  в структуре потребительского  спроса и в технологии происходят  важные изменения, которые, в  свою очередь, изменяют структуру  общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос  на некоторые виды профессий  уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии,  включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица,  потому что рабочая сила реагирует  медленно и ее структура полностью  не отвечает новой структуре  рабочих мест. В результате оказывается,  что у некоторых рабочих нет  таких навыков, которые можно  быстро продать; или навыки  и опыт устарели и стали  ненужными из-за изменений в  технологии и характере потребительского  спроса.

Разница между фрикционной  и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных»  безработных есть навыки, которые  они могут продать, а «структурные»  безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного  обучения, а то и перемены места  жительства; фрикционная безработица  носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более  долговременная и поэтому считается  более серьезной.

3. Циклическая безработица.  Под циклической безработицей  понимается безработица, вызванную  спадом, то есть той фазой экономического  цикла, которая характеризуется  недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос  на товары и услуги уменьшается,  занятость сокращается, безработица  возрастает. По этой причине циклическую  безработицу иногда называют  безработицей, связанной с дефицитом  спроса.

Однако циклическая безработица  в условиях переходной экономики  имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ  циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу  периода постоянного свертывания  производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики  в гораздо меньшей степени  приводит к снижению безработицы, чем  это можно было ожидать.

3. Застойная безработица  - это третья форма, наиболее  характерная для экономики переходного  общества. Застойная безработица  как наиболее типичная форма  безработицы переходной экономики  усугубляется тем, что традиции  прошлого во многом приводят  к надеждам значительной части  работников на возможность решения  своих проблем в будущем за  счет поддержки государства, но  не за счет собственной активности [4, c. 15].

Несмотря на объективный  характер безработицы, она порождает  социально-экономические потери:

1. Не производится какая-то  часть товаров и услуг, которые  могли бы быть произведены,  если бы человек работал.

2. Снижаются налоговые  поступления: рабочий получает  доход (заработную плату), которая  облагается налогом.

3. Снижается уровень жизни  семьи безработного так как  пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

4. Ухудшается психологическое  состояние безработного, становятся  частыми конфликты в семье  и т.д.

5. Безработица не только  подрывает материальное положение,  но и влечёт за собой тяжёлые  социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт  число самоубийств: 32 % смертельных  случаев - добровольный уход из  жизни.

Оценивая работу, как социально-экономическое  явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки  зрения человека, оставшегося без  работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической  динамики данное явление - объективная  необходимость. Другое дело, что государство  должно «амортизировать» её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и  трудовой мобильности ради получения  работы.

 

1.3. Эффективность политики  занятости

Одной из функций государства  при возрастании безработицы  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы.

Эффективная политика занятости  должна обеспечить равные стартовые  возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области  занятости; взаимодействовать с  другими направлениями социальной политики.

Регулирующие воздействия  государства на занятость можно  разделить на два типа – активное и пассивное.

Политика пассивного регулирования  занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью  смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством  двух форм:

1) Социальное страхование  по случаю потери работы, обеспечивающее  выплату временных пособий по  безработице с учетом прежнего  заработка и существующего минимума  заработной платы. Такие системы  действуют в более чем 70 % развитых  стран и являются основным  источником помощи при потере  работы. При защите от безработицы  в страховой форме конкретные  размеры пособий часто зависят  от величины взносов в страховые  фонды и от степени нуждаемости  в помощи;

2) Социальная помощь –  применяется к оставшимся безработными  длительный период в виде материальной  помощи [5, c. 10].

Существенно отличается политика активного регулирования, при которой  государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере  занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве  или поиске кандидатов на вакантные  места, миграциях и т. д. Государство  не подменяет саморегулирующие механизмы  рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все  участники рынков труда и образовательных  услуг добьются максимального эффекта  для общества в целом.

Задача государственной  политики занятости заключается  в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости  при минимальных издержках, к  которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.

При этом используются два  основных метода: метод повышения  спроса на рабочую силу и метод  сокращения предложения рабочей  силы [1, c. 123].

Повышение спроса на рабочую  силу достигается с помощью мер  экономического характера и мер  по созданию нетрадиционной занятости.

Экономическими мерами выступают:

- большая свобода работодателей  в решении вопросов занятости  (условия приема-увольнения, график  работ и т. п.);

- установление льготного  налогообложения, необходимо увеличение  спроса на рабочую силу;

- государственные выплаты  предпринимателям на создание  новых рабочих мест;

- установление различного  рода дотаций и льгот при  обеспечении занятости групп  с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);

- обучение и переквалификация.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.

Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными видами временного трудоустройства, не требующими специальной профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Следует  при этом иметь в виду, что искусственное  увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже  об эффективности экономики в  целом [7, c. 19].

На рынке труда различают  еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях  уменьшения незащищенности отдельных  групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие  на рынок труда) [10, c. 32].

 

 

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Правовое регулирование  и направления политики занятости

в Республике Беларусь

Взаимоотношения государства  и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2006г.

В соответствии со ст. 41 Конституции  Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется  право на труд, то есть право на выбор  профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой  и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом. [3].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  под занятостью следует понимать не запрещённую законодательством  деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в  административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством.

Информация о работе Понятие занятости и безработицы