Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 11:30, реферат
Актуальность исследования. Конституция РФ в качестве одного из основных прав и свобод человека и гражданина закрепила право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Механизм реализации этого конституционного права закреплен в ТК РФ посредством формулирования основных понятий и определений оплаты труда.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда) работника представляет собой совокупность следующих денежных выплат:
1) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
2) компенсационные выплаты;
3) стимулирующие выплаты.
Введение………………………………………………………………………...…3
1 Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования…………5
2 Системы заработной платы…………………………………………………….8
3 Оплата труда при отклонении от нормальных условий работы……………10
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список………………………………………
Минимальные размеры доплат определяются в соответствии с сохранившими свою силу нормативными правовыми актами бывшего СССР. Так, например, постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г[3]. доплата за каждый час работы в ночное время при сменном режиме работы составляет 40% ставки (оклада), а в тех случаях, когда ранее установленные размеры доплат выше, чем 40% ставки (оклада), применяются более высокие коэффициенты, например рабочим предприятий текстильной промышленности доплаты были установлены в размере 75%.
Постановление Министерства труда РФ от 8 июня 1992 г[4]. устанавливает доплаты в размере 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи; выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи.
Часть 1 ст. 154 ТК РФ указывает на существование гарантированного минимума, в этой связи законодателю необходимо в ближайшее время устранить имеющиеся недостатки в правовом регулировании оплаты труда в ночное время.
Оплата труда при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) зависит от причин невыполнения. Так, при невыполнении норм труда по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника. При невыполнении должностных обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Если нормы труда не выполнены по вине работника, то оплата производится в соответствии с объемом выполненной работы [5].
Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком, регулируется ст. 156 ТК РФ. Если бракованная продукция была произведена не по вине работника, его труд оплачивается в полном размере. Полный брак по вине работника оплате не подлежит. Оплата труда при изготовлении частичного брака по вине работника производится в зависимости от степени годности продукции, т.е. частичный брак оплачивается по пониженным расценкам [6].
Оплата времени простоя зависит от наличия вины работника или работодателя. Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 74 ТК РФ). Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Если в простое не виноваты ни работодатель, ни работник, работнику гарантируется оплата в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Обязательным условием для оплаты простоя в указанных случаях является предупреждение работником работодателя в письменной форме. Время простоя по вине работника не оплачивается, т.е. он не вправе претендовать на гарантии, установленные ст. 157 ТК РФ [7].
Заключение
Таким образом, под системой оплаты труда следует понимать способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за труд, на основании которого строится порядок исчисления основного заработка работника.
До недавних пор в трудовом законодательстве определялись системы оплаты труда, по которым может оплачиваться труд работников.
В настоящее время в ТК упоминаются только тарифные системы оплаты труда. Наряду с тарифными системами могут применяться и иные, называемые бестарифными системами оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 135 ТК системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Тарифная система оплаты труда - совокупность закрепленных в нормативных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях нормативов, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и климатических условий работы для обеспечения дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система включает в себя следующие элементы: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда»: в ред. ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ//СЗ РФ. - 2000. - N 26. - Ст. 2729; 2002. - N 18. - Ст. 1722; 2003. - N 40. - Ст. 3818; 2005. - N 1 (ч. 1). - Ст. 24.
2. Федеральный Закон «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2//БВС РФ. - 2004. - N 6.
3. Федеральный Закон «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785: в ред. Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 767//САПП РФ. - 1992. - N 16. - Ст. 1253; 1993. - N 2. - Ст. 109; СЗ РФ. - 1995. - N 10. - Ст. 897; 2003. - N 52 (ч. 2). - Ст. 5067.
4. Федеральный Закон «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»: в ред. Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 256//СЗ РФ. - 2006. - N 18. - Ст. 2015.
Учебная литература:
5. Андреева Л.А., Медведев О.М. Некоторые правовые аспекты тарифной системы оплаты труда//Право и государство. - 2011. - N 12.
6. Березкин И.В. Новое в заработной плате. - М.: Дело и сервис, 2010.
7. Белянинова Ю.В., Хасин К.В., Пономарева Н.Г. Нормирование труда и системы заработной платы. - М.: Управление персоналом, 2012.
Информация о работе Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования