Понятие и общая характеристика трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрения порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, определение стадий процесса, особенностей формирования органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Решение следующих задач способствует достижению поставленной цели:
- рассмотреть общую характеристику индивидуальных и коллективных трудовых споров, понятия, причины;
- изучить порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- исследовать судебное рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Решения, принимаемые КТС, не нуждаются в последующем утверждении и не пересматриваются. При неточности, которая допущена в решении КТС, выносится дополнительное решение для разъяснения ранее принятого.

В соответствии с действующей системой органов по рассмотрению споров подведомственность индивидуальных трудовых споров суду установлена законом. Суд имеет право выступать инстанцией, разрешающей индивидуальный трудовой спор, который уже был рассмотрен в комиссии по трудовым спорам (КТС). В этом случае работник или работодатель либо представитель, защищающий интересы работника обращается с заявлением , в суд когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам. Если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам прокурор имеет право обратиться с соответствующем заявлением в суд.

В остальных случаях, предусмотренных законом, работник сразу обращается непосредственно в суд. Так в ст. 391 ТК указаны такие случаи исключительной подведомственности судам индивидуальных трудовых споров. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника или работодателя:

- работника - о  восстановлении на работе независимо  от оснований увольнения, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

- работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного имуществу работодателя, если иное не предусмотрено федеральными законами.5

Согласно ст. 3, 64 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу. Ст. 308 ТК - лиц, считающих, что они подверглись дискриминации лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 390 ТК, если спор не был рассмотрен в КТС в 10-дневный срок, то работник вправе перенести рассмотрение индивидуального трудового спора в суд. Если в организации не создана КТС либо имеет место ликвидация организации, то работник обращается в суд.

          Судам подведомственны индивидуальные  трудовые споры, возникающие из  трудовых правоотношений на основании  п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК. Мировой судья в качестве суда первой инстанции разрешает индивидуальные трудовые споры во всех случаях, за исключением споров о восстановлении на работе, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК. Если участники процесса не возражают, то споры о восстановлении на работе рассматриваются судом или же могут рассматриваться судьей единолично. Если до начала рассмотрения спора о восстановлении на работе кто-либо из участвующих в споре лиц возражает против единоличного рассмотрения дела судьей, то указанный спор рассматривается коллегиально (ст. 7, 23, 113 ГПК)6.

Ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Несмотря на то, что ТК РФ не устанавливает обязательное досудебное обращение работника в КТС за разрешением спора это не нужно рассматривать как ликвидацию досудебного рассмотрения этих споров. Так как работник самостоятельно принимает решение о том, где должны рассматривать его трудовой спор он имеет право, минуя КТС, обратиться в суд. Однако, согласно ст. 45 Конституции РФ, которая гарантирует каждому возможность защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, работник  вправе обратиться в КТС, что не исключает его права в дальнейшем обратиться в суд.

Таким образом, судам подведомственны индивидуальные трудовые споры, возникающие из трудовых правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК). На основании п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК все дела, которые возникают из трудовых правоотношений, рассматривает мировой судья в качестве суда первой инстанции. За исключением индивидуальные трудовые споры о восстановлении на работе, которые подлежат рассмотрению в районных судах.

Следовательно, районный суд выступает в качестве суда первой инстанции лишь по делам о восстановлении на работе, по другим индивидуальным трудовым спорам суд является второй инстанцией. Таким образом, районный суд рассматривает индивидуальный трудовой спор по заявлению бывшего работника о восстановлении на работе. Мировыми судьями рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя, которые несогласные с решением КТС, или по заявлению работника, обращающегося в суд минуя КТС, либо работодателя - о возмещении причиненного ему ущерба.

На основании Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. в субъектах РФ мировые судьи рассматривают дела, возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе, но до назначения на должность мировых судей трудовые дела рассматриваются районным судом, включая жалобы на решения КТС7.

Специализированными законами регулируются рассмотрение трудовых (служебных) споров государственных служащих, судей, прокуроров, их заместителей и помощников и некоторых других категорий работников (служащих) по вопросам увольнения, оплаты времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, перевода на другую работу и наложения дисциплинарных взысканий.

Сроки для обращения в суд с требованиями к работодателю установлены следующие:

1) по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392). Работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку в последний день работы. Согласно ст. 234 ТК время задержки трудовой книжки подлежит оплате в размере среднего заработка работника;

2) по остальным  трудовым спорам - трехмесячный срок  со дня, когда работник узнал  или должен был узнать о  нарушении своего права. Изданные распоряжения (приказы) в отношении работника работодатель обязан ознакомить его с ними в письменной форме. Письменное ознакомление с приказом (распоряжением) работником, повлекшим изменение условий его трудовой деятельности, является доказательством того, что он имеет информацию о нарушении своих прав;

3) по вопросам  обжалования решений КТС - десятидневный срок со дня вручения копий решения;

Не считается законным основанием для отказа в принятии заявления по причине пропуска срока для обращения в суд работником. Судья обязан принять такое заявление, определение об отказе в его принятии может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке. Заявление работника, поданное с пропуском срока, должно быть рассмотрено в судебном заседании, но при этом представители работодателя имеют право заявить ходатайство об отказе в удовлетворении заявленных работником требований в связи с пропуском им без уважительных причин срока для обращения в суд. Данное основание для отказа в удовлетворении заявленных работником требований может быть применено исключительно по ходатайству полномочных представителей работодателя, которые обязаны доказать обстоятельства пропуска работником этого срока, в частности, представить относимые, допустимые, достоверные и достаточные доказательства о дате получения работником сведений о нарушении права, которое он требует восстановить в судебном порядке с пропуском срока8. На основании ст. 382 ТК РФ работник вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в связи с наличием уважительных причин его пропуска. В этом случае работник обязан доказать наличие уважительных причин пропуска срока для обращения в суд.

Согласно ст. 393 ТК, ст. 89 ГПК при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты судебных расходов.

 

 

 

§ 2. Порядок проведения примирительных процедур в ходе разрешения коллективного трудового спора

 

В случае возникновения коллективного трудового спора стороны должны приступить к примирительным процедурам.

Выделяют три этапа примирительных процедур: примирительная комиссия, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника, трудовой арбитраж.

Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная процедура. Если согласие в примирительной комиссии не достигнуто, стороны переходят к следующему этапу. Они могут воспользоваться услугами посредника либо приступить к созданию трудового арбитража.

Таким образом, возможны 3 варианта проведения примирительных процедур:

- примирительная комиссия  – посредничество;

- примирительная комиссия  – трудовой арбитраж;

- примирительная комиссия  – посредничество - трудовой арбитраж.

Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный на паритетных началах.

Порядок создания и деятельности примирительной комиссии определен в ТК РФ (ст. 402), а также Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 12.03.97 г., № 11.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Она формируется из представителей сторон на равноправной основе. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны.

В состав примирительной комиссии могут входить лишь представители сторон. Когда же коллективный трудовой спор возникает в процессе заключения соглашения, среди участников соглашения могут быть также и представители органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако, представители указанных органов не могут быть членами примирительной комиссии, но могут принимать участие в ее работе как консультанты, наблюдатели и т.д.

Порядок формирования примирительной комиссии установлен в указанных ранее Рекомендациях.

В том случае, когда требования работников отклонены, ему следует одновременно с письменным уведомлением об этом направить представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.

Если работодатель не сообщает своего решения, то представительному органу работников по истечении 3 рабочих дней со дня вручения работодателю требований следует направить ему предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со своей стороны.

Вопрос о создании примирительной комиссии в том, случае, когда спор возник в ходе коллективных переговоров следует решать одновременно с подписанием протокола разногласий.

Образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представительного органа работников или совместным решением сторон.

На работодателя возлагается обязанность по созданию необходимых условий для работы примирительной комиссии. К ним можно отнести следующие:

- предоставление помещения, оборудованного соответствующим  образом (отопление, освещение, средства  связи);

- предоставление информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых требований работников;

- предоставление соответствующих  гарантий членам примирительной  комиссии (они освобождаются от  основной работы с сохранением  среднего заработка на время  участия в разрешении коллективного трудового спора на срок не более 3-х месяцев в течение одного года).

Примирительная комиссия должна рассмотреть коллективный трудовой спор в срок до 5 рабочих дней с момента её создания. Этот срок может быть продлен по соглашению сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняться в порядке и сроки, установленные решением комиссии.

В протоколе целесообразно указать:

- дату составления;

- предмет спора;

- представителей сторон;

- состав примирительной  комиссии;

- содержание достигнутых  соглашений;

- сроки и порядок исполнение  решения.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом в протоколе отмечается, что стороны не пришли к согласию по всем отдельным вопросам, приводится перечень этих вопросов и позиции сторон по ним.

Согласно Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 27.03. 1997 г. № 16 главная функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Кандидатура посредника определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора. Также стороны могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников, и должны содержать о них следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность и занимаемая должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирование трудовых споров. В список также могут включаться работники Службы.

Информация о работе Понятие и общая характеристика трудовых споров