Понятие медицинской помощи и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование понятия медицинской помощи и выявление основных её видов. Для достижения поставленной цели мы используем следующие задачи:
- отслеживание этапов развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать основные принципы охраны здоровья граждан;
- определить правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья;
- установить субъекты авторского права ;
- дать краткую характеристику видам медицинской;
- раскрыть сущность оказания скорой медицинской помощи;

Содержание

Введение 3
1 Понятие медицинской помощи

1.1 Этапы развития здравоохранения в России 5
1.2 Основные принципы охраны здоровья граждан 8
1.3 Правовое положение граждан и отдельных групп населения
в области охраны здоровья 13
2 Виды медицинской помощи в России

2.1 Общая характеристика видов медицинской помощи 20
2.2 Скорая медицинская помощь 25
2.3 Система стационарной медицинской помощи населению 29
2.4 Амбулаторно-поликлиническая помощь 35
2.5 Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями 39
Заключение 42
Список использованных источников 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Скорая медицинская  помощь оказывается специальной  службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной  системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения  Российской Федерации.

Скорая медицинская  помощь гражданам Российской Федерации  и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств  бюджетов всех уровней.

При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют  право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Программа государственных  гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью  дает следующие характеристики скорой медицинской помощи:

1)      скорая медицинская помощь необходима при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

2)      скорая медицинская помощь оказывается станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи.

Станция скорой медицинской  помощи является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для  оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах. Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения. В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных и других больниц. В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций.

Система скорой медицинской  помощи включала в себя свыше 3000 станций  и отделений скорой медицинской  помощи, в которых работали около 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. средних медицинских работников. Почти в 60% случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций, на места происшествий выполняется несвоевременно.

Статья 39 предусматривает  наличие особого акта Минздрава  России, в котором был бы установлен порядок оказания скорой медицинской помощи. В настоящее время функции указанного акта выполняют ряд положений, инструкций, введенных в действие Приказом Минздрава от 26 марта 1999 г. N 100. Среди них: Положение об организации деятельности станции скорой медицинской помощи, Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи, Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи, Положение об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи, Положение о деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, Положение о главном враче станции скорой медицинской помощи, Положение о заместителе главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи, Положение о старшем враче станции скорой медицинской помощи, Положение о враче выездной бригады скорой медицинской помощи, Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи, Положение о фельдшере (медсестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи, Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 "О скорой психиатрической  помощи" утверждено Положение о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи. Подобные бригады организуются в составе станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, психоневрологического диспансера, психиатрической больницы, а также центральной районной больницы. Деятельность психиатрических бригад регламентируется также вышеуказанными положениями о скорой медицинской помощи. В число задач бригад скорой психиатрической помощи входят: оказание скорой психиатрической помощи, освидетельствование лица без его согласия или согласия законного представителя, госпитализация лица в недобровольном порядке, транспортировка лиц, страдающих психическими расстройствами, по направлению врача-психиатра.

Статья 124 Уголовного кодекса  РФ рассматривает неоказание помощи больному как самостоятельное преступление. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3   Система стационарной медицинской помощи населению

 

 

 

Больницы – ключевой элемент системы здравоохранения  и основная точка приложения реформы  в этой сфере. На долю больниц приходится значительная часть бюджета системы  здравоохранения (до 70%) в России. В  больницах работают до половины всех врачей и три четверти медсестер. Благодаря своей ключевой роли больницы оказывают большое влияние на всю отечественную систему здравоохранения. Помимо лечения пациентов, больницы ведут исследовательскую и учебную работу.

По данным работы стационаров  муниципального, регионального и федерального подчинения, среднегодовая занятость койки в 2007 году в России составила 318 дней, средняя длительность пребывания больного в стационаре 13,2 дня. Уровень госпитализации в круглосуточные стационары остается настолько высоким (22,5 на 100 чел. населения в 2007 г.), что создается значительный дефицит стационарных коек, хотя показатель обеспеченности койками на 1 тыс. населения в Российской Федерации составляет 12,4, т.е. соответствует уровню таких развитых стран, как Япония (15,4), Голландия (14,3), Норвегия (11,7), и значительно превышает уровни других экономически развитых стран. 

Системы здравоохранения  европейских стран существенно  отличаются от отечественной. В странах  Западной Европы одним из основных направлений реформы больниц, отражающим изменения в структуре заболеваемости и подходах к стационарному лечению, является сокращение коечного фонда. За постепенным равномерным уменьшением среднего числа коек в больницах Западной Европы скрываются значительные национальные различия. Так, в Германии отношение числа коек в больницах скорой помощи к численности населения почти вдвое превышает аналогичный средний показатель в странах Европейского Союза (ЕС). В Италии, несмотря на снижение, этот показатель все еще на 90% больше, чем в Великобритании, где планируется существенно расширить коечный фонд, не соответствующий современным потребностям населения.

В странах ЕС помимо уменьшения числа коек сокращаются сроки  пребывания в стационаре. В 90-е годы количество госпитализаций в расчете  на численность населения в большинстве стран увеличилось. Это увеличение было бы еще более заметным, если бы при расчете учитывали однодневные госпитализации (во многих странах число таких госпитализаций значительно возросло, хотя сравнительные данные отсутствуют). Таким образом, при меньшем количестве больничных коек возрастает интенсивность их использования и сокращается средняя продолжительность пребывания в стационаре. В России и бывших советских республиках последняя составляет около 13-14 суток, в странах ЕС ─ менее 9 суток, а в США ─ 5-7 суток. 

В разных европейских  странах продолжительность пребывания в стационаре разная. В Германии она более чем в два раза выше, чем в Великобритании, из-за жесткого разделения амбулаторной и  стационарной помощи. Рост частоты госпитализации (в том числе на одни сутки), сокращение сроков пребывания в стационаре и более частое обращение в амбулаторные службы увеличивает нагрузку на больницы. 

В основе перечисленных  выше тенденций лежит несколько  причин. Больных, которые раньше долго лечились в стационаре, сейчас переводят в дома для престарелых, интернаты для хронических больных или выписывают домой, под наблюдение амбулаторных и социальных служб. Более ранняя активизация больных после операции способствует сокращению сроков пребывания в стационаре. 

В России к ведущим  больничным учреждением данного  направления являются больницы различного уровня от сельских участковых больниц, где оказывается преимущественно  стационарная квалифицированная помощь до региональных больниц и высокотехнологичных специализированных центров. Это ЛПУ, обеспечивающее квалифицированное и специализированное обслуживание населения на основе достижений современной медицинской науки и практики.

Общая характеристика больницы. По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы больница может быть:

1)      по профилю – многопрофильной и специализированной;

2)      по системе организации – объединенной или не объединенной с поликлиникой;

3)      по объему деятельности – различной коечной мощности.

 

Основные задачи больницы:

1. Оказание высококвалифицированной  лечебно-профилактической помощи  населению.

2.Внедрение в практику  обслуживания населения современных  методов профилактики, диагностики  и лечения заболеваний.

3.Развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода за больными, повышение качества и культуры работы.

4. Санитарно-гигиеническое  воспитание населения.

5. Привлечение общественности  к разработке и проведению  мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию.

Во главе больницы стоит административно-управленческий аппарат в лице главного врача, главной  медсестры, заместителей главного врача  по медицинской части, по поликлинике, по работе с сестринским персоналом, по административно-хозяйственной части и др.

По режиму работы стационары городских больниц делятся на стационары с круглосуточным пребыванием  больных, дневные стационары и стационары смешанного режима работы.

Мощность и структура  отдельных типов стационарных учреждений увязывается с численностью обслуживаемого населения при условии: величина отделения должна быть оптимальной (40 – 60 коек), но не менее 30 однопрофильных.

Основными структурными подразделениями стационара являются: приемное отделение, профилированные лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отдельные диагностические службы и др.

Приемное отделение  стационара больницы может быть централизованным (для всей больницы) и децентрализованным (для отдельных профильных структурных  ее частей). 

Штаты приемного покоя  устанавливаются в зависимости  от коечной мощности больницы и ее профиля.

Лечебные отделения  стационара связаны с общими для  больницы вспомогательными медицинскими и хозяйственными службами, а в  крупных больницах – с общими для больницы клиническими и другими лабораториями. Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медсестры, медсестры, сестры-хозяйки и др.

В России так же сформированы показатели оценки стационарной медицинской  помощи:

1.      Число коек на 10000 населения.

2.      Уровень госпитализации населения в расчете на 1000 жителей.

3.      Число коек на 1 должность (в смену) врача (среднего медицинского персонала).

4.      Укомплектованность стационара врачами (средним медицинским персоналом).

5.      Среднее число дней работы койки в году (занятость койки в году).

6.      Средняя длительность пребывания больного на койке.

7.      Оборот койки.

8.      Среднее время простоя койки.

9.      Летальность при определенном заболевании.

10.  Общебольничный показатель летальности и др.

Больница не только является медицинским учреждением, где население получает комплексную медицинскую помощь (одновременно лечебную и профилактическую), но и служит центром обучения медицинских работников и центром биосоциальных исследований. Это определение расширяет традиционное представление о больнице как о месте лечения и облегчения страданий больных.

Развитие стационарной медицинской помощи в последние  годы происходит по следующим направлениям: строительство крупных многопрофильных  больниц и реконструкция существующих; создание специализированных учреждений или отделений в многопрофильных больницах; постепенное стирание границ в уровне и объеме стационарной помощи, оказываемой в городе и сельской местности; повышение уровня материально-технической оснащенности; специализация и усовершенствование медицинских кадров. Обеспеченность больничными койками взрослого населения в России составляет в среднем 13 коек на 1000 жителей, детского (до 14 лет) – 9 коек на 1000 детей.

Информация о работе Понятие медицинской помощи и её виды