Понятие трудового стажа его значение и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются, прежде всего, определение, и классификация видов трудового стажа, определение роли и значения трудового стажа в современных экономических отношениях, характеристика видов трудового стажа и порядка их начисления.
В соответствии с поставленными целями работы необходимо реализовать следующие задачи:
а) проанализировать трудовой стаж и его экономическое обоснование в условиях социализации трудовых отношений;
б) проанализировать виды трудового стажа их различия и особенности;
в) проанализировать процедуру начисления и порядок подтверждения трудового стажа с целью назначения пенсий.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЕРНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу  лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в общий трудовой стаж, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу  лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную  Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

В случае предоставления дополнительных документов, перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и (или) изменением суммы валоризации производится с 1 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31 декабря 2010 года включительно29.

Независимые эксперты отмечают, что  валоризация – хорошая инициатива властей, однако вряд ли она ощутимо  улучшит жизнь пенсионеров. Экономисты, и социологи говорят о том, что прибавка, обсуждаемая чиновниками  как большое достижение, почти  полностью уйдет на оплату подорожавших в 2010 году коммунальных услуг. Так, по данным Росстата, в среднем по стране в январе 2010 года увеличение тарифов на услуги ЖКХ составило 10,1% к декабрю, к январю 2009 года рост составил уже 15,1%. Но есть регионы, где коммунальные услуги подорожали сразу на четверть и даже больше. Так, например, в Самарской области в 2010 году в отдельных районах рост коммунальных тарифов превысил 40%. Пенсия же в результате валоризации выросла на 13,8%30.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения. Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан. 

2 Правовая  характеристика страхового стажа

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховой стаж состоит  из периодов, классифицируемых по двум группам:

1) страховые периоды, включаемые в страховой стаж, - периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;

2) нестраховые периоды (в течение которых не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд), засчитываемые в страховой стаж наряду со страховыми периодами.

С нестраховыми периодами, засчитываемыми в страховой стаж, разобраться значительно проще, поскольку в ст. 11 Закона N 173-ФЗ приведен их исчерпывающий перечень.

Что касается страховых  периодов, включаемых в страховой  стаж, то дать в Законе их перечень не представилось возможным ввиду  объемности. Поэтому законодатель пошел  по иному пути.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит общую правовую формулу, посредством которой правоприменитель должен решать вопрос о включении того или иного периода в страховой стаж. Рассмотрим внимательно каждый составной элемент данной формулы.

Первое. В страховой  стаж включаются только периоды работы и (или) иной деятельности. Из этого следует, что никакие иные периоды (например, период проживания или нахождения где-либо, период получения чего-либо) не подлежат включению в страховой стаж, а могут быть лишь в него засчитаны, если прямо предусмотрены ст. 11 Закона N 173-ФЗ.

Под работой понимается прежде всего деятельность по трудовому  договору. В соответствии со ст. 56 Трудового  кодекса РФ трудовой договор - это  соглашение между работодателем  и работником, в соответствии с  которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить необходимые условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор может  быть заключен на неопределенный срок либо на определенный срок не более  пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Второе. В страховой  стаж включаются не любые периоды  работы и (или) иной деятельности, а  только те из них, которые выполнялись  на территории Российской Федерации. Из этого следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, по общему правилу не включаются в страховой стаж, кроме двух случаев, прямо оговоренных в п. 2 комментируемой статьи.

Третье. В страховой  стаж включаются не все периоды работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации, а только те из них, которые выполнялись застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования гражданами Российской Федерации и постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. О том, кого следует считать такими застрахованными лицами, см. п. 1 комментария к ст. 3 Закона N 173-ФЗ.

Данная правовая характеристика позволяет нам определить примерный  перечень наиболее распространенных периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж:

работа по трудовому  договору (об этом уже говорилось выше) или по договору гражданско-правового  характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

работа в порядке  членства в кооперативной организации (например, в качестве члена колхоза);

работа в порядке  самозанятости (например, в качестве индивидуального предпринимателя, частного детектива, адвоката или нотариуса, занимающегося частной практикой);

работа по договору в  качестве домашней работницы, няни, секретаря, машинистки у отдельных граждан  либо работа по договору с коллективом  граждан - владельцев скота в качестве пастуха за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг;

трудовая деятельность в качестве главы или члена  крестьянского (фермерского) хозяйства  либо родовой, семейной общины малочисленных народов Севера, занимающейся традиционными отраслями хозяйствования;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов или творческих работников, не состоящих в штате  организаций;

деятельность в качестве священнослужителя;

другая деятельность лица, подлежащего обязательному пенсионному страхованию.

Четвертое. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись  на территории Российской Федерации  лицами, застрахованными в системе  обязательного пенсионного страхования, включаются в страховой стаж при условии, что за эти периоды обязательно должны быть уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд.

При этом надо иметь в  виду, что к уплате страховых взносов  приравнивается уплата взносов на государственное  социальное страхование до 1 января 1991 г., а также уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Закона N 173-ФЗ.

Тем самым периоды  работы до 1 января 1991 г. подлежат зачету в страховой стаж, так как в соответствующий период уплата взносов на государственное социальное страхование производилась в обязательном порядке.31  

3 Правовая характеристика  специального трудового стажа

Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действовавший Закон РФ о пенсиях 1990 г.

В обновленном законодательстве понятие «специальный трудовой стаж»  фактически не присутствует. Тем не менее то, что в ранее действовавшем  Законе РФ о пенсиях 1990 г. называлось специальным трудовым стажем, сохраняется и в новом пенсионном законодательстве.

Законом о трудовых пенсиях  предусмотрены прежние правила  исчисления специального трудового  стажа в связи с особыми  условиями работы. С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности, устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере и т.д., а также пенсия за выслугу лет. Например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении времени начала выплаты пенсии в связи с трудом на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они, соответственно, трудились не менее 10 лет и 7.5 года и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет. Особым видом специального трудового стажа является выслуга лет. Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

 Круг субъектов,  имеющих право на пенсию за  выслугу лет, составляют:

– военнослужащие;

– государственные служащие гражданской и 

правоохранительной службы;

– муниципальные служащие.

Пенсии за выслугу  лет для военнослужащих и госслужащих  урегулированы Законом Российской Федерации от 2.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную  службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8]. Пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, соответственно, – законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований. Применительно к Нижегородской области и городу Нижнему Новгороду пенсии за выслугу лет для государственных служащих области и муниципальных служащих города предусмотрены Законом Нижегородской области от 24.06.2003 г. № 48-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» [9] и Постановлением Городской думы города Нижнего Новгорода от 16.04.2008 г. № 64 «Об утверждении положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде» [10]. В советское время пенсии за выслугу лет могли назначаться многим категориям граждан: работникам здравоохранения, педагогам, творческим работникам, спасателям, шахтерам и т.д. В настоящее время все они имеют право на получение досрочной пенсии по старости с учетом специального трудового стажа в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. Досрочные пенсии по старости не являются пенсиями по выслуге лет, так как последние предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» только в качестве пенсий по государственному пенсионному обеспечению (фактически – еще и муниципальному), их выплата производится за счет средств федерального, регионального или местного бюджета. Специальный трудовой стаж, с которым связано право на пенсию за выслугу лет военнослужащих, служащих органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.

Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае — наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно более подробно специальный трудовой стаж урегулирован специальными нормативными правовыми актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет32.

Информация о работе Понятие трудового стажа его значение и классификация