Понятия охраны труда и техники безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Содержание

Введение
Понятия охраны труда и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники безопасности
Государственное управление охраной труда
Государственные нормативные требования охраны труда
Подготовка специалистов в области охраны труда
Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятия охраны труда и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники безопасности
  1. Государственное управление охраной труда

  1. Государственные нормативные требования охраны труда
  1. Подготовка специалистов в области охраны труда

  1. Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Заключение

Список литературы

 

Введение

На современном этапе  жизни нашего общества, в период, когда работодатели пытаются с минимальными затратами времени и финансов извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее  время у нас в стране дефицитом  рабочих мест, уделяют недостаточно внимания, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда, вопрос регулирования охраны труда и  техники безопасности становится одним  из важнейших для государства  и общества.

Охрана труда имеет  социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и  опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда  реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

Целью данной работы является рассмотрение существующей системы  управления охраной труда и техникой безопасности в России, описание норм и государственных мер по регулированию  этого вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия охраны труда  и техники безопасности. Правовая основа охраны труда и техники  безопасности

Под охраной труда в  широком смысле понимается система  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия1. В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д.

Техника безопасности –  это система организационных  мероприятий, технических средств  и методов, предотвращающих воздействие  на работающих опасных производственных факторов. Опасные производственные факторы – это такие производственные факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому  ухудшению здоровья, или смерти2.

Право каждого гражданина РФ на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, закреплено ст. 37 Конституции РФ3.

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции  РФ и состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г., Трудового Кодекса  РФ, других федеральных законов и  иных нормативных правовых актов  РФ, а также законов и иных нормативных  правовых актов субъектов РФ. Определения  и требования по технике безопасности описаны Системой стандартов безопасности труда (ГОСТы).

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. устанавливает правовые основы регулирования отношений в области  охраны труда между работодателями и работниками и направлен  на создание условий труда, соответствующих  требованиям сохранения жизни и  здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Государственными нормативными требованиями охраны труда и техники  безопасности, содержащимися в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и  законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации  об охране труда и технике безопасности, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности4.

С целью введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство  РФ приняло постановление от 23 мая 2000г. “О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные  требования охраны труда”. Согласно постановлению  система нормативных правовых актов  России включает межотраслевые и  отраслевые правила и типовые  инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды  правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные  стандарты безопасности труда.

 

 

 

 

 

Государственное управление охраной  труда

В соответствии с ч. 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной  труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его  поручению федеральным органом  исполнительной власти по труду и  другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство  РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие  в сфере охраны труда, а также  поручать их издание федеральным  органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства  РФ не должны вступать в противоречие с федеральными законами. Наличие подобных противоречий позволяет заинтересованным лицам требовать признания нормативного правового акта Правительства РФ недействующим в части, противоречащей федеральному закону.

Правительство РФ распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти в области  охраны труда. Следовательно, федеральные  органы исполнительной власти могут  издавать нормативные правовые акты только на основании решения, принятого Правительством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять отдельные функции  нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по руду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти. Сказанное касается и Минздрава РФ. Однако после получения указанных полномочий Минздрав РФ вправе издавать нормативные правовые акты в сфере охраны труда не согласовывая их содержание с другими органами исполнительной власти федерального уровня.

Хотя акты Минздрава РФ не должны противоречить федеральным  законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Наличие таких  противоречий может стать основанием для обжалования нормативных  правовых актов Минздрава РФ в  Верховном Суде РФ, который вправе признать эти акты недействующими, если они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо изданы с превышением полномочий, определенных Правительством РФ. Естественно, Минздрав РФ в пределах своей компетенции  может издавать нормативные правовые акты, создающие для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Но при этом Минздрав РФ не имеет полномочий по ограничению прав работников в сфере охраны труда, гарантированных в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Другие федеральные органы исполнительной власти при издании  нормативных правовых актов в  области охраны труда должны не только получить соответствующие полномочия от Правительства РФ, но и согласовать  указанные акты с Минздравом РФ. Из чего следует, что другие федеральные  органы исполнительной власти должны принимать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда РФ и Минздрава РФ. Отсутствие согласования указанных актов с Минздравом РФ может стать основанием для признания нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти недействующим Верховным Судом РФ. Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими. Очевидно, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные вышестоящим по юридической силе законодательством. Хотя в этих актах должны появляться дополнительные гарантии защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственное управление охраной труда может происходить  и путем издания правоприменительных  актов федеральными органами исполнительной власти, например об устранении нарушений  законодательства в сфере охраны труда. Подобные анты могут быть обжалованы работодателем в суде по месту  нахождения федерального органа исполнительной власти, издавшего данный акт. Признание этого акта судом законным и обоснованным, а также истечение установленного срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности по исполнению содержащихся в нем предписаний. Неисполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управлении охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов  исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить нормативным  правовым актам федерального уровня. Например, органы исполнительной власти субъектов РФ не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные федеральным  законодательством. Хотя органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать  дополнительные гарантии для работников с целью защиты их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов  РФ могут участвовать в государственном  управлении охраной труда путем  издания правоприменительных актов, обязывающих работодателей устранить  нарушения трудовых прав работников. Такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами либо в  вышестоящий орган федеральной  исполнительной власти, либо в суд  по месту нахождения органа исполнительной власти субъекта РФ, издавшего правоприменительный акт. Признание указанными органами этого акта законным и обоснованным, а также истечение срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности по исполнению предписания данного акта. Невыполнение этой обязанности также является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, который имеет полномочия по их признанию недействующими, если они вступают в противоречие с  вышестоящим по юридической силе законодательством, в частности, с  федеральным законодательством, законами соответствующего субъекта РФ. Органы местного самоуправления также могут  участвовать в управлении охраной  труда в пределах имеющейся у  них компетенции, например, путем  создания за счет собственных средств  дополнительных гарантий для защиты жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

Государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые  обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении  ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции)и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Помимо федеральных законов, в частности ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 23 июня 1999 года, государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, порядок их разработки, утверждения и пересмотра определен Правительством РФ.

Постановлением Правительства  РФ № 399 от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных  правовых актах, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда" утвержден Перечень нормативных  правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования по охране труда, определены органы, полномочные издавать такие акты, а также порядок  их издания и пересмотра. Минтруда РФ постановлением от 17 декабря 2002 года № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных  требований охраны труда. Действующее  законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных правовых актов, имеющих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.

Во-первых, межотраслевые  правила по охране труда, которые  призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных  факторов при выполнении работ, имеющих  межотраслевой характер, например газосварочных  работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных  отраслях экономики. Межотраслевые  правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.

Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника  от воздействия опасных и вредных  факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и в соответствующие отраслевые профессиональные союзы федерального уровня. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ. На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые – соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Информация о работе Понятия охраны труда и техники безопасности