Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:34, контрольная работа
В конце 20 века наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики.
Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение, отличающее советскую экономику, которым так гордились все советские партийные руководители, было утрачено с распадом Союза.
Введение
Глава 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения
1.1. Понятие занятости и занятых граждан занятости
1.2. Порядок и условия признания граждан безработными
1.3. Правовой статус безработного гражданина
1.4. Снятие с регистрационного учета
1.5. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
Глава 2. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
2.1. Трудоустройство граждан
Заключение
Список литературы
2. Гарантии государства в реализации
права граждан на труд
Меры социально-правовой защиты
безработных граждан
В соответствии с Законом о занятости
населения государство гарантирует безработным:
выплату пособия по безработице,
в том числе в период временной нетрудоспособности
безработного;
выплату стипендии в период
профессиональной подготовки, повышения
квалификации, переподготовки по направлению
органов службы занятости;
возмещение затрат в связи с
добровольным переездом в другую местность
для трудоустройства по предложению органов
службы занятости;
возможность участия в оплачиваемых
общественных работах.
Согласно Положению об организации
общественных работ Справочная правовая
система КонсультантПлюс., утв. Постановлением
Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм.
и доп.), под общественными работами понимается
общедоступная трудовая деятельность,
имеющая социально полезную направленность
и организуемая в качестве дополнительной
социальной поддержки граждан, ищущих
работу.
К общественным работам не относится
деятельность, связанная с необходимостью
срочной ликвидации последствий аварий,
стихийных бедствий, катастроф и других
чрезвычайных ситуаций и требующая специальной
подготовки работников, а также их квалифицированных
и ответственных действий в кратчайшие
сроки.
Общественные работы организуются
органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления
по предложению и при участии территориальных
органов по вопросам занятости населения.
Общественные работы могут быть организованы
для выполнения подсобных, вспомогательных
и других неквалифицированных работ по
следующим направлениям: строительство
и ремонт дорог, прокладка водопроводных
и других коммуникаций, проведение работ
в сельском хозяйстве, заготовка и переработка
сельскохозяйственной продукции, озеленение
и благоустройство территорий, уход за
престарелыми и больными, перепись населения
и др.
С лицами, желающими участвовать
в общественных работах, заключается срочный
трудовой договор. Направление на участие
в общественных работах в соответствующей
организации, выданное гражданину, является
основанием для его приема на работу. Участие
граждан на общественных работах допускается
только с их согласия. При направлении
на общественные работы учитываются состояние
здоровья, возрастные, профессиональные
и другие индивидуальные особенности
граждан. Срочный трудовой договор об
участии в общественных работах может
быть расторгнут досрочно при устройстве
на постоянную или временную работу. Оплата
труда производится в соответствии с законодательством
РФ.
Общественная работа считается
подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущих работу, не имеющих профессии;
состоящих на учете в органах службы занятости
более 18 месяцев, а также более 3 лет не
работающих; уволенных за нарушение дисциплины;
ранее занимающихся предпринимательской
деятельностью; стремящихся возобновить
трудовую деятельность после длительного
(более года) перерыва (п. 15 Положения).
В период участия безработных
граждан в общественных работах за ними
сохраняется право на получение пособия
по безработице, кроме граждан, указанных
в п. 15 Положения.
На граждан, занятых на общественных
работах, распространяется законодательство
РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной
поддержки безработных граждан является
положение о том, что период получения
пособия по безработице, период участия
в оплачиваемых общественных работах
и период переезда по направлению государственной
службы занятости в другую местность для
трудоустройства засчитываются в страховой
стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального
закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» Справочная
правовая система Консультант Плюс. В
соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости
населения время, в течение которого гражданин
получает пособие по безработице, стипендию,
принимает участие в оплачиваемых общественных
работах, период временной нетрудоспособности,
отпуска по беременности и родам, не прерывает
трудового стажа.
По предложению органов службы
занятости при отсутствии возможности
для трудоустройства безработным гражданам
из числа уволенных в связи с ликвидацией
организации или сокращением штата работников
(мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не
достигших 55 лет, имеющих страховой стаж
продолжительностью не менее 25 и 20 лет
соответственно) с их согласия может назначаться
пенсия до наступления возраста, дающего
право на трудовую пенсию по старости,
но не ранее чем за два года до наступления
соответствующего возраста. Названные
условия досрочного выхода на пенсию установлены
ст. 32 Закона о занятости населения.
Трудовое законодательство
гарантирует правовую защиту от необоснованного
увольнения, а также предоставляет гарантии
и компенсации работникам, уволенным в
связи с ликвидацией организации или сокращением
штата работников. Так, в случае признания
увольнения незаконным работник должен
быть восстановлен на прежней работе органом,
рассматривающим трудовой спор (ст. 394
ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам,
увольняемым в связи с ликвидацией организации
или сокращением штата, выплачивается
выходное пособие в размере среднего месячного
заработка, а также за ними сохраняется
средний месячный заработок на период
трудоустройства, но не свыше двух месяцев
со дня увольнения (с зачетом выходного
пособия). В исключительных случаях средний
месячный заработок сохраняется за уволенным
работником в течение третьего месяца
со дня увольнения по решению органа службы
занятости населения при условии, если
в двухнедельный срок после увольнения
работник обратился в этот орган и не был
им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет
норму, в соответствии с которой о предстоящем
увольнении в связи с ликвидацией организации
или сокращением численности или штата
работников работодатель обязан предупредить
работников под расписку персонально
не менее чем за два месяца до увольнения.
С письменного согласия работника работодатель
имеет право расторгнуть трудовой договор
без предупреждения об увольнении за два
месяца, но в этом случае обязан выплатить
дополнительную компенсацию в размере
двухмесячного среднего заработка.
Безработным гражданам, утратившим
право на пособие в связи с истечением
периода его выплаты, органами службы
занятости и органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления может оказываться материальная
помощь (ст. 36 Закона о занятости населения).
2.1. Трудоустройство граждан
Своеобразной гарантией права
граждан на труд выступает система трудоустройства.
Государство гарантирует гражданам РФ
свободу выбора рода деятельности, в том
числе с разными режимами труда; охрану
труда, правовую защиту от необоснованного
увольнения или необоснованного отказа
в приеме на работу; бесплатное содействие
в подборе подходящей работы при посредничестве
органов государственной службы занятости.
Подходящей считается такая
работа, в том числе временного характера,
которая соответствует профессиональной
пригодности работника с учетом уровня
его профессиональной подготовки, условиям
последнего места работы (за исключением
оплачиваемых общественных работ), состоянию
здоровья, транспортной доступности В
п. 1 ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред.
от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской
Федерации». Справочная правовая система
КонсультантПлюс.
.
Выделим обстоятельства, доказанность
которых позволяет признать подходящей
предлагаемую гражданину работу.
Во-первых, таким обстоятельством
является предоставление гражданину работы,
которая соответствует профессиональной
пригодности гражданина с учетом уровня
его профессиональной подготовки. То есть
при предоставлении работы гражданину
должны быть учтены имеющаяся у него профессия,
а также навыки работы по этой профессии.
При предоставлении подходящей работы
учитываются и профессиональные навыки
гражданина, полученные по последнему
месту работы.
Во-вторых, предлагаемая работа
должна соответствовать условиям последнего
места работы. В связи с этим при предложении
подходящей работы должны быть учтены
профессия, должность, специальность по
последнему месту работы, размер получаемой
заработной платы в сумме, не превышающей
прожиточный минимум на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Из данного правила сделано
исключение для выполнения общественных
работ, к которым граждане могут привлекаться
и без учета условий последнего места
работы.
В-третьих, обстоятельством,
характеризующим правовое понятие подходящей
работы, является соответствие состояния
здоровья гражданина предлагаемым условиям
для будущей трудовой деятельности. Не
может считаться подходящей работа, которая
противопоказана гражданину по состоянию
здоровья.
В-четвертых, обстоятельством,
входящим в правовое понятие подходящей
работы, является транспортная доступность
предлагаемого гражданину рабочего места.
Рабочее место, которое предлагается гражданину
в качестве подходящей работы, должно
находиться в том же населенном пункте.
Предоставление работы в другом населенном
пункте связано с переменой места жительства.
Поэтому предоставление работы в другом
населенном пункте может быть признано
подходящей работой исключительно с согласия
гражданина. Такое согласие должно быть
выражено в простой письменной форме.
В пределах населенного пункта максимальную
удаленность подходящей работы от места
жительства гражданина определяет соответствующий
орган местного самоуправления с учетом
развития сети общественного транспорта
в данной местности. При превышении установленных
органом местного самоуправления нормативов
удаленности предлагаемой работы от места
жительства гражданина такая работа не
может быть признана подходящей.
В-пятых, обстоятельством, характеризующим
правовое понятие «подходящая работа»,
является соответствие условий труда
по предлагаемой гражданину работе действующим
требованиям по охране труда.
Доказанность перечисленных
обстоятельств позволяет сделать вывод
о том, что предлагаемая гражданину работа
является для него подходящей.
впервые ищущих работу (ранее
не работавших), не имеющих профессии (специальности),
уволенных более одного раза в течение
одного года, предшествующего началу безработицы,
за нарушение трудовой дисциплины и иные
виновные действия, предусмотренные законодательством
Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской
деятельностью, стремящихся возобновить
трудовую деятельность после длительного
(более одного года) перерыва, а также направленных
органами службы занятости на обучение
и отчисленных за виновные действия;
отказавшихся повысить (восстановить)
квалификацию по имеющейся профессии
(специальности), получить смежную профессию
или пройти переобучение после окончания
первоначального (12-месячного) периода
безработицы;
состоящих на учете в органах
службы занятости более 18 месяцев, а также
более трех лет не работавших;
обратившихся в органы службы
занятости после окончания сезонных работ.
Однако и предлагаемая перечисленным
гражданам работа должна соответствовать
требованиям действующего трудового законодательства,
а также их состоянию здоровья.
В целях содействия полной занятости
населения государство осуществляет правовое
регулирование в области занятости и дальнейшее
совершенствование законодательства
в этой сфере, разрабатывает и реализует
федеральные и территориальные программы
содействия занятости населения. В этих
целях создана Федеральная служба по труду
и занятости, которая находится в ведении
Министерства здравоохранения и социального
развития РФ.
Основная обязанность по организации
трудоустройства граждан возложена на
территориальные органы занятости населения.
В соответствии со ст. 19 Закона о занятости
населения деятельность по оказанию гражданам
услуг в содействии по трудоустройству
осуществляется юридическими лицами на
основании лицензий, выдаваемых органами
исполнительной власти субъектов РФ при
наличии заключения органов службы занятости.
Отношения по трудоустройству
предшествуют трудовым отношениям и являются
предметом трудового права. Правоотношения
по трудоустройству возникают на основании
обращения гражданина с соответствующим
заявлением о содействии в устройстве
на работу. Названные правоотношения возникают:
между органом трудоустройства и гражданином,
нуждающимся в трудоустройстве; между
органом трудоустройства и работодателем,
нуждающимся в подборе кадров; между гражданином
и работодателем, к которому он направлен
органом трудоустройства для заключения
с ним трудового договора.
Обязанностью работодателя
является предоставление территориальным
органам службы занятости информации
о наличии вакантных мест, сведения о возможных
массовых увольнениях работников (ст.
25 Закона о занятости населения). Служба
занятости выдает безработному гражданину
направление на работу, которое содержит
рекомендацию принять его на работу. Такое
направление в ряде случаев содержит предписание
и является для работодателя обязательным
для исполнения. Речь идет о трудоустройстве
инвалидов на квотируемые рабочие места.
Закон о занятости населения предусматривает
право органов государственной власти
субъектов РФ устанавливать для работодателей
определенное количество рабочих мест
(квоту) для приема на работу инвалидов,
предоставлять дополнительные гарантии
занятости для отдельных категорий населения
(выпускников общеобразовательных учреждений;
лиц, освобожденных из мест лишения свободы
и др.). Федеральным законом «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»
для всех организаций независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности квота составляет
не менее 2% и не более 4% от общей численности
работающих, если численность работников
более 30 человек. В соответствии с Федеральным
законом «О внесении изменений в Федеральные
законы «О занятости населения» и «О социальной
защите инвалидов» в случае невыполнения
квоты работодатель вносит в бюджет субъекта
РФ обязательную плату, размер которой
определяют органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
Заключение
В современных условиях, когда
существование безработицы признается
не только в качестве явления неизбежного,
но и в некотором смысле явления полезного,
государство принимает на себя обязательства
по оказанию содействия в реализации прав
граждан на полную, продуктивную и свободно
избранную занятость.
Нормы института занятости и
трудоустройства направлены на социальную
защиту безработных граждан. К таким мерам
защиты относятся: трудоустройство с помощью
органов государственной службы занятости
населения, профессиональная подготовка
и переподготовка по направлению органов
службы занятости, выплата пособия по
безработице, направление на общественные
работы, оказание материальной помощи
и др.
Трудоустройство служит юридической
гарантией реализации прав граждан в сфере
труда и занятости. Прежде всего, оно выступает
гарантией реализации права на труд. Ранее
основным правомочием, составляющим данное
право, было право на получение гарантированной
работы, реализация которого обеспечивалась
общегосударственной системой трудоустройства.
В современных условиях функционирования
рынка труда ситуация значительно изменилась.
Международно-правовое определение права
на труд подразумевает, что это право должно
обязательно гарантироваться государством
посредством установления им путей и средств,
обеспечивающих полное осуществление
этого права, к числу которых относится
и трудоустройство. Так, в соответствии
со ст. 6 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах право
на труд включает право каждого человека
на получение возможности зарабатывать
себе на жизнь трудом, который он свободно
выбирает или на который он свободно соглашается.
Подобный подход воспринят и современным
ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов
правового регулирования трудовых и иных
непосредственно связанных с ними отношений
называет защиту от безработицы и содействие
в трудоустройстве.
Трудоустройство является гарантией
осуществления права граждан на защиту
от безработицы, права на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость и иных.
В современных условиях, когда
проблема безработицы обостряется и, как
следствие, возрастает необходимость
государственного регулирования рынка
труда, трудоустройство направлено прежде
всего на обеспечение рационального использования
трудовых ресурсов также с учетом интересов
основных субъектов на рынке труда - работников
и работодателей (потенциальных работников
и потенциальных работодателей), а также
государства. Не следует забывать, что
в силу ст. 1 ТК основными задачами трудового
законодательства являются создание необходимых
правовых условий для достижения оптимального
согласования интересов сторон трудовых
отношений (т.е. как работников, так и работодателей) Список литературы
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.
- 25 марта 2004 г.
2. Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30.12.2001 г. (с изменениями от
24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.)
3. Комментарий к ТК РФ/ Под ред.
Ю.П. Орловского. - М., 2006. - 426 с.
4. Кодекс об административных
правонарушениях с изменениями и дополнениями.
5. Гражданский кодекс Российской
Федерации (части первая, вторая и третья)
(с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996
г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999
г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта,
14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября,
23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря
2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г.).
6. Постановление Правительства
РФ от 30 июня 2006 г. № 324 «Об утверждении
положения о Федеральной службе по труду
и занятости» // СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 2901.
7. Постановление Правительства
РФ от 28 января 2001 г. № 78 «О Федеральной
инспекции труда» // СЗ РФ. 2001. № 6. Ст. 760.
8. Постановление Пленума Верховного
Суда РФ от 17 марта 2006 г. № 2 "О применении
судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации" // Бюллетень
Верховного Суда РФ. 2006. № 6.
9. Федерального закона от 17 декабря
2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации». Справочная правовая система
КонсультантПлюс.
10. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред.
от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской
Федерации». Справочная правовая система
КонсультантПлюс.
11. Постановление Правительства
РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении
Порядка регистрации безработных граждан».
Справочная правовая система КонсультантПлюс.
12. Постановлением Правительства
РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 11.01.2007) «Об утверждении
Положения об организации общественных
работ». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Информация о работе Порядок и условия признания гражданина безработным