Правовое положение профсоюзной организации как субъекта трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Профессиональный союз — это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности профсоюзов
1.1 Возникновение профсоюзного движения
1.2 Понятие, задачи и функции профсоюзов
1.3 Правовой статус профсоюзов
1.4 Классификация профсоюзов
Глава 2. Профсоюзы современной России
2.1 Проблемы современных профсоюзов
2.2 Пути развития профсоюзов современной России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, профсоюзы входят в  политическую систему общества как  специфическая общественная организация  со своими задачами и функциями, определяемыми  их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления  их деятельности. Так как профсоюзы  возникли для защиты прав и интересов  работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это  деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы  осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции  представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.9

Пределы правового регулирования  отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических  и политических условий, в которых  они развиваются.

 

 

 

1.3 Правовой статус  профсоюзов

 

Современное законодательство позволяет  профессиональным союзам сосредоточиться  на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические  интересы работников, эти права характеризуют  отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

Основные права и обязанности  профсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзы  вносят предложения и высказывают  свое мнение по проектам законодательных  и других нормативных актов, затрагивающих  социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника - члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров  и соглашений. Профсоюзы имеют  право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона о профсоюзах).

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно  и беспрепятственно получать от государственных  и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.10

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую экспертизу  условий труда и обеспечение безопасности работников организации;

3) принимать участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

4) получать информацию от руководителей  и иных должностных лиц организаций  о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и интересы  членов профессионального союза  по вопросам возмещения вреда,  причиненного их здоровью на  производстве (работе);

6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям представления  об устранении выявленных нарушений  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, выполнения  обязательств работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в работе  комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в рассмотрении  трудовых споров, связанных с  нарушением законодательства об  охране труда, обязательств, предусмотренных  коллективными договорами в соглашениями, а также с изменениями условий труда;

11) принимать участие в разработке  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

12) принимать участие в разработке  проектов подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

13) обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении законов и иных  актов, содержащих нормы трудового  права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции  труда при осуществлении указанных  полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением  законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять  в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

По-новому осуществляют профсоюзы  защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях  нарушения законодательства о труде  профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и  других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации. Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.11

Возможны случаи, когда профсоюзы  принимают самостоятельные решения  в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок.

Многообразная деятельность профессиональных союзов требует определенной системы гарантий обеспечения нормального функционирования профсоюзных организаций, реального использования имеющихся возможностей для защиты прав и законных интересов работников. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и принуждения как средство воздействия на субъекта общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Закон о профсоюзах и ТК РФ установили систему гарантий прав профсоюзов. Необходимость подобных гарантий связана  с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий.

В систему таких юридических  гарантий входят:

a) имущественные;

b) личные (гарантии работникам, входящим  в состав выборных профсоюзных  коллегиальных органов и не  освобожденным от основной работы; освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы; гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа);

c) обязанность работодателей по  созданию условий для осуществления  деятельности выборного профсоюзного органа;

d) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о правах профсоюзов;

e) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право  собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности  профсоюзов и условия для осуществления  этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности  в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной  власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.12

Источники, порядок формирования имущества  и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями  о первичных профсоюзных организациях.

В собственности профсоюзов могут  находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, различные иные организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать  банки, фонды солидарности, фонды  обучения к подготовке кадров, а  также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через  учрежденные ими организации  предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных  уставом, и соответствующую этим целям.

Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденных от основной работы. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, пп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Информация о работе Правовое положение профсоюзной организации как субъекта трудового права