Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 06:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение правового статуса профсоюзов как одного из субъектов трудового права.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
-дать общую характеристику профсоюзов как субъекта трудового права;
-рассмотреть вопросы нормативно-правового регулирования деятельности профсоюзов;
-изучить основные права и обязанности профсоюзов в сфере трудового права.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОФСОЮЗ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА
1.1.Правовое положение профсоюзов
1.2.Основные задачи и функции профсоюзов
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФОСЮЗОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Защита трудовых прав работников профсоюзами – комплексная проблема, успешное решение которой требует системного подхода по различным направлениям деятельности профсоюзов с учетом многообразия форм реализации их защитной функции, которые не остаются неизменными. Определение их особенностей в тот или иной период имеет важное значение для защиты трудовых прав работников.
Следующая функция профсоюзов – функция представительства работников - она прямо закреплена в ст. 29 ТК РФ – «Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители».
ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами. «Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке».
Профсоюзное представительство - проблема, в связи с которой в литературе высказаны различные мнения. Кроме взгляда на представительство как на одну из основных функций профсоюзов, оно рассматривается как элемент защитной функции, как наиболее общее право профсоюзов, как организационно-правовая форма их деятельности8.
Представительство является особой функцией и выражается в деятельности по представлению интересов работников в государственных и общественных органах (на всех уровнях) и собственно на конкретном предприятии, в учреждении, организации.
Представительство прав и интересов означает выступление от имени коллектива (а не только отдельных работников) во взаимоотношениях с работодателем в форме коллективных переговоров, заключении коллективного договора, разрешении коллективных трудовых споров.
К функциям профсоюзов относится и организационная и социальная функции - они предполагают активное участие профсоюза в создании и улучшении условий труда. Причем, сюда можно отнести спортивно - и культурно-массовую работу среди работников, которую нужно рассматривать совместно и неразрывно с понятием «условия труда».
Контролирующая функция
ГЛАВА 2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления.
Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений: с работодателями, их объединениями и представителями; с органами государства, органами местного самоуправления; с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).
Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но, прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности, социально-политической обстановки в стране.
Среди нормативно-правовых актов регулирующих деятельность профсоюзов можно назвать следующие:
1. Во-первых, это конечно
же, Конституция Российской
Право на объединение в профсоюзы, упрочение их правового положения является характерной особенностью демократического общества и важнейшей гарантией трудовых прав работников.
2. Большое внимание закреплению права граждан на объединение в профсоюзы также уделяется в международных документах. Например, Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. гласит: «Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов»10.
Право на объединение в профсоюзы предусмотрено и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. - п. 1 ст. 8 – «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других»
Право на объединение в профсоюзы закреплено также в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 22); Европейской социальной Хартии (ст. 5); Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» 1948 г; Конвенции МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 г. Международная Организация Труда в 1970 г. приняла специальную Резолюцию «О профсоюзных правах и их взаимосвязи с гражданскими свободами», которая к основополагающим относит следующие права профсоюзов:
Данные права в той или иной форме нашли свое закрепление в законодательстве РФ.
3. Трудовой Кодекс РФ рассматривает право на объединение в профсоюзы как одно из основных трудовых прав работника – «Работник имеет право на: объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов», а обеспечение этого права - как один из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений - «Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях»12.
Глава 58 Трудового Кодекса РФ «защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами» полностью посвящена деятельности профсоюзов. В ней установлены основные права профсоюзов, гарантии их деятельности, ответственность за нарушение прав профессиональных союзов.
4. Федеральный Закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Данный Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
При этом нужно отметить, что права профсоюзов, установленные Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, не идентичны предусмотренным в Трудовом Кодексе РФ. Поэтому во избежание противоречий, которые имеются, некоторыми учеными отмечается необходимость в большей степени скоординировать эти законы с учетом того, что Трудовой Кодекс – это основной отраслевой федеральный закон, а ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» - специальный закон, посвященный правовому положению данного субъекта права.
Данный Федеральный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами.
5. Среди нормативных актов, имеющих отношение к деятельности профсоюзов можно назвать также:
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г.» № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ( в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ. В частности этот закон устанавливает, что «Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений,- могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом»13;
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), в частности, закон гласит: «Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения».
Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом – «Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности»14.
Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства.
Федеральным законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» установлены требования к содержанию устава профсоюза. А именно: «Устав профсоюза должен предусматривать:
Данные требования к уставам профсоюзов не являются чрезмерными и обеспечивают реализацию профсоюзных свобод, определяя лишь круг вопросов, разрешаемых при принятии профсоюзных уставов.
Информация о работе Правовое положение профсоюзной организации как субъекта трудового права