Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
2.1 Признание граждан безработными и их основные права
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость и трудоустр реферат.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.

Действительно, вступая в трудовые правоотношения, занимаясь предпринимательством, обучаясь в учебном заведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно (в течение суток, недели, месяца) какую-либо деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ее осуществлении для человека необходимы физиологически. Поэтому за ним, безусловно, сохраняется статус лица, находящегося в соответствующем правоотношении (работника, предпринимателя, учащегося), и в тех случаях, когда гражданин на законных основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, в некоторых случаях и не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все равно признается занятым (например, работник, находящийся в ежегодном оплачиваемом отпуске).

Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами, не прерывает состояния занятости.

Факт существования в законодательстве положения, предусматривающего возможность отнесения гражданина к категории занятого в том случае, когда он не осуществляет какой-либо деятельности (например, граждане, являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей общественных и иных организаций, которые не имеют имущественных прав в отношении них), является исключением, подтверждающим общее правило.

2. Занятость - это  не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей.

В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для нормального развития и существования гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности.

Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности (сон, питание и т.д.), которые переходят в материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает вознаграждение (заработную плату), тем самым удовлетворяя личные материальные потребности. Или другой пример. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Опять же, вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей. Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право и государства. Теория и практика. 2005. №9

Вместе с тем не только получение материального дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию. Вполне возможно, что, получая образование, гражданин предполагает возможное дальнейшее трудоустройство и приблизительно может представить размер своей заработной платы после окончания обучения. Однако непосредственным мотивом, первостепенной личной потребностью выступает все же не материальная потребность (хотя косвенно она тоже может быть учтена), а потребность в образовании.

Более того, поскольку в РФ провозглашается свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и другие характеристики (вплоть до состава трудового коллектива). Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени учитываются им. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции, оказании услуг. Это важно для государства, поскольку благосостояние общества непосредственно зависит от количества произведенного валового национального продукта. Высокая эффективность работника при выполнении им своих трудовых обязанностей ведет к повышению количества выпускаемой предприятием продукции. При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей.

Корректировка тех или иных направлений социально полезной для государства и общества деятельности производится системой экономических и правовых мер. Если та или иная деятельность (осуществляя которую гражданин признается занятым) теряет для общества интерес, то государство может с помощью экономических механизмов (например, устанавливая более высокие налоги на прибыль с той или иной деятельности) или правовых запретов и ограничений отказаться от данной формы занятости. Если же осуществление какой-либо деятельности государством поощряется, то ее следует признать социально полезной и отвечающей общественным потребностям.

2. Занятостью считается  деятельность, не противоречащая  законодательству РФ. Это положение  вытекает из ч.2 ст.15 Конституции  РФ, где говорится, что граждане  и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы. В данной характеристике понятия занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом.

Следует отметить, что в некоторых случаях важным представляется как сама сфера занятости, так и статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере.

Так, например, организовывать телевещание или радиовещание могут только юридические лица на основании лицензии, выдаваемой Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Таким образом, осуществлять деятельность в данной сфере индивидуальный предприниматель не вправе. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, заниматься данной деятельностью в рамках, оговоренных трудовым договором.

Еще пример. Нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не может рассматриваться в качестве занятости.

3. Еще одним признаком  понятия занятости является заработок, трудовой доход, полученный гражданином  в процессе осуществления деятельности, связанной с удовлетворением  личных и общественных потребностей  и не противоречащей законодательству РФ. В данном определении термин "заработок" означает вознаграждение за личный труд, которое получают работающие по трудовому договору, а термин "трудовой доход" используется как синоним вознаграждения за личный труд в процессе предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, как члена кооператива и т. д.

Формулировка данного положения в Законе позволяет сделать вывод о том, что данный признак понятия занятости не является обязательным. Законодатель тем самым предоставляет возможность признать гражданина занятым и в случае отсутствия у него заработка (трудового дохода). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, будет считаться занятым вне зависимости от того, приносит его деятельность прибыль или нет.

В связи с этим вызывает сомнение позиция о том, что деятельность лиц, не приносящая дохода, например в любительском спорте или самодеятельности, не позволяет отнести их к занятому населению, поскольку в отношениях занятости деятельность осуществляется ради дохода, являющегося источником существования занятого населения, или по крайней мере является подготовительной деятельностью ради дохода. Законодательством предусмотрены отдельные формы занятости, которые не преследуют цели получения материального дохода (например, обучение в учебном учреждении). Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11

В конечном итоге вывод об отнесении того или иного человека к числу занятых следует делать с учетом положений законодательства РФ о занятости населения, которое конкретизирует отдельные категории занятых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей работе, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные нормы труда, а так же теоретическую базу и труды ученных и деятелей анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и Рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация не приняла и не ратифицировала.

Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым доходом во многом обусловлены существующими деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Особую остроту приобрела проблема нехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативные акты

1.1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 // Российская  газета. №237. 1993. 25 декабря.

1.2. Всеобщая декларация  прав человека 1948 г // Права человека: Сборник международных документов.- М., 1986г.

1.3. Конвенция МОТ  №168 «О содействии занятости и  защите от безработицы» 1988 г// Международная  организация труда. Конвенции и  рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г.

1.4. Конвенции МОТ  №122 «О политике в области занятости» 1964 г; № 159 «О профессиональной реабилитации  и занятости инвалидов» 1983 г// Международная  организация труда. Конвенции и  Рекомендации 1957 - 1990: Т. II.- Женева, 1991г.

1.5. Трудовой Кодекс  Российской Федерации: Федеральный  закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.- По состоянию  на 25.11.2009г. №267

1.6. О занятости  населения в Российской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию  на 27.12.2009 // CЗ РФ. - 1996.-№17.-Ст.1915; 2009.

1.7. О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности: Федеральный закон  от 12.12.1996 № 10-ФЗ.- По состоянию на 30.12.2008// СЗ РФ.-1996.-№3.-Ст.148; 2008.

1.8. Об объединениях  работодателей: Федеральный закон  от 27.11.2002 №156-ФЗ. - По состоянию на 01.12.2007 // СЗ РФ. - 2002.- №48.- Ст.4741; Российская газета.-2007.-№250.

1.9. Об утверждении  положения об организации общественных  работ: Постановление Правительства  РФ от 14.07.1997 №875 - по состоянию  на 11.01.2007 // СЗ РФ. -1997.-№29.-Ст.3533; 2008.

1.10. Об утверждении  порядка регистрации безработных  граждан: Постановление Правительства  РФ от 22.04.1997 №458 - по состоянию  на 14.12.2006 // СЗ РФ.-1997.-№17.-Ст.2009; 2007.-№5.-Ст.1222

1.11. О размерах  минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010г: Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 №926.- 2009.

2. Судебная практика

2.1. Постановление  Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке  конституционности абзаца десятого  статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» - ПСП «Консультант Плюс»

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения Р.Ф