Правовой статус безработного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

В рыночных условиях безработица – закономерное явление, поскольку сформированные под влиянием социального, экономического, политического и других факторов правила конкуренции на рынке труда не всегда дают возможность найти соответствующую работу даже достаточно квалифицированным работникам, если на данном этапе на определенную специальность нет спроса.
Многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Поэтому необходима активизация усилий государства, работодателей, органов местного самоуправления относительно введения в России эффективных организационно-правовых и экономически обоснованных механизмов материального обеспечения лиц, которые в силу объективных обстоятельств не являются конкурентоспособными на рынке труда или потеряли работу.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 63.34 Кб (Скачать файл)

      снижение его размера

 

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учёта в качестве безработного в случаях:

– признания гражданина занятым;

– прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

– длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

– переезда безработного в другую местность;

– попытки получения пособия обманным путём;

– осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

– назначения пенсии как безработному лицу (в соответствии с Законом о занятости), либо назначения бюджетной пенсии по старости или пенсии за выслугу;

– отказа от посредничества органов службы занятости в трудоустройстве (по личному письменному заявлению гражданина);

– смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в порядке наследования в соответствии с гражданским законодательством.

Приостановка выплаты пособия по безработице может быть произведена на срок до 3 месяцев в случаях:

– отказа в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы. [3] .

Так, были удовлетворены исковые требования безработной Б. об отмене приказа службы занятости населения о приостановке выплаты пособия по безработице в связи с отказом Б. от двух вариантов подходящей работы. Учитывая, что Б. состояла на учете 13 месяцев, ей в качестве подходящей была предложена неквалифицированная работа, рассмотрев обстоятельства дела, суд удовлетворил исковые требования Б., ссылаясь на то, что при постановке на учет она не относилась к категории длительно не работающих граждан.

В данном случае решение службы занятости действительно было неправомочно, так как согласно п. 3 ст. 4 Закона о занятости оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей, в том числе для граждан, состоящих на учете в органах службы занятости более 18 мес., а Б. находилась на учете менее 18 месяцев [14] .

– отказа по истечению трёхмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением отдельных случаев увольнения – п. 1 ст. 29 Закона о занятости);

– явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения;

– увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом, а также отчисления лица, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

– нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;

– самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днём последней явки безработного на перерегистрацию;

– прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Не выплачивается пособие по безработице в периоды:

– отпуска по беременности и родам;

– выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних или заочных учреждениях профессионального обучения;

– призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей [3] .

Эти периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращён на 25% на срок до одного месяца в случаях:

– неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение 3 дней со дня направления органами службы занятости;

– отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учёбу).

Все решения о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимаются органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного [4] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие выводы. Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Пособие по безработице – денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.

Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.

Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.

В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.

Для существенного сокращения масштабов безработицы необходимы экономический рост и соответствующая структурная перестройка экономики Арсенал средств собственно политики занятости достаточно широк и уже давно апробирован мировой практикой. Это различные способы  субсидирования оплаты труда, механизм квотирования рабочих мест, организация оперативного переобучения граждан, стимулирование их территориального перераспределения, стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для труда на условиях гибких режимов рабочего времени, регулирование совместительства и, наконец, организация временных общественных работ.

Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего речь идет о совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, повышения ответственности работодателей и профсоюзов за соблюдение трудового законодательство и в частности Трудового Кодекса, усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставить без изменений, безработица превратится в мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20% численности трудоспособного населения.

Поэтому целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой – на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест).

 

Список использованных источников

 

1 Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Эксмо, 2013. – 32 с.

2 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп. на 01.01.2010г.) // СЗ РФ. – 2002.-№1. - Ст. 3.

3 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2010) // Российская газета – 2010. – Ст.41.

4 Власов, В. И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» / В.И. Власов. - М., 2006.

5 Гусов, К. Н. Трудовое право России: Учебник. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. М. 2007. – 431 с.

6 Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. -  М., 2007. – 258 с.

7 Зущина, Г. М. Занятость и безработица на рынке труда России / Г.М. Зущина, Р. М. Султанова. - М., 2003. – 200 с.

8 Колобова, С. В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов / С.В. Колобова. ЗАО Юстицинформ, 2005.

9 Корнийчук, Г. А. Прием и увольнение работников. Новые правила в ТК РФ / Г.А. Корнийчук. ООО «Новая правовая культура», 2007.

10 Нестерова, Т. А. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы / Т.А. Нестерова. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2005.

11 Пашков, А. С. Правовой статус безработного. Правоведение / А.С. Пашков, Е.В.  Магницкая. -  М. – 2004. – 289 с.

12 Слезингер, Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики / Г.Э. Слезингер. -  М., 2006.

13 Сулейманова, Г. В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование / Г.В. Сулейманова. - М., 2007.

14 Судебная практика применения законодательства о занятости // №2, февраль 2010 г.

 

 


Информация о работе Правовой статус безработного