Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:01, контрольная работа
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Правовые гарантии обеспечения занятости и трудоустройства. Свобода выбора вида деятельности………………………………………………………………..4
2. Понятие занятости, круг занятых граждан. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий граждан……………………………………….......7
3. Правовой статус безработного………………………………………...................9
Заключение……………………………………………………………………........14
Решение задачи………………………………………………………………….…15
Список литературы………………………………………………………………....17
Права и обязанности безработного Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.
Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
• право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);
• право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);
• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);
• право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);
• право на получение содействия в организации собственного дела3.
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
• пособие по безработице (ст. 30—35 Закона о занятости);
• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);
• материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);
• организация отдыха и лечения детей безработных граждан4;
• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о занятости);
• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку ь другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж5.
Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.
Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного6. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).
Требование
Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.
Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25 % на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.
Заключение
Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.
Таким образом, важно
отметить, что трудоустройство служит
юридической гарантией
Поддержка и помощь безработным гражданам выражается в оказании органами службы занятости таким гражданам бесплатных консультаций и информационных услуг в целях выбора сферы деятельности (профессии) и трудоустройства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате детального изучения, подробного анализа и осуществления всех возможных и гуманных мер в области занятости может быть выстроена сложная система взаимного сбалансированного контроля процессов распределения и перераспределения, способствующая стабилизации всего финансового механизма Российской Федерации и сокращению уровня безработицы на ее территории.
Решение задачи
Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее именуется - служба) является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
В соответствии со ст.407 ТК
РФ, служба по урегулированию коллективных
трудовых споров осуществляет уведомительную
регистрацию коллективных трудовых споров; проверяет в случае необходимости
полномочия представителей сторон коллективного
трудового спора; формирует список трудовых
арбитров; проводит подготовку трудовых
арбитров, специализирующихся в разрешении
коллективных трудовых
споров; выявляет и обобщает причины и
условия возникновения коллективных трудовых
споров, подготавливает предложения по
их устранению; оказывает методическую
помощь сторонам коллективного трудового
спора на всех этапах разрешения этих
споров; организует в установленном порядке
финансирование примирительных процедур; организует
работу по урегулированию коллективных
трудовых споров во взаимодействии с представителями
работников и работодателей, органами
государственной власти и органами местного
самоуправления.
В соответствии со ст.404 ТК РФ, трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон. Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).
Вывод: Трудовой арбитраж был создан с нарушением законодательства, т.к. не была привлечена служа по урегулированию коллективных трудовых споров.
Список литературы
1 Лебедев В.М. Трудовое право. - М., 2004г. - С.215
2 См.: Порядок регистрации безработных граждан. Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458 в ред. от 05.11.1999 // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 2009.
3 См.: Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета Утв. Приказом Минтруда РФ № 57, Минфина РФ № 21н от 25 03.2002 // БНА. 2002. № 17.
4 См.: Положение о порядке организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан. Утв. Приказом Федеральной службой занятости РФ № 104 от 30.04.1996.
5 П.2 ст.29 Закона «О занятости населения в РФ».
6 Абзац 5 п. 2 ст. 35 Закона «О занятости населения в РФ».