Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:51, реферат
Краткое описание
Цель данного исследования – вопросы прекращения трудового договора. Задачи исследовать следующие: - проанализировать понятие - прекращения трудового договора, рассмотреть основания прекращения - трудового договора, которых коснулись нововведения и уточнения.
При увольнении
члена профсоюза приказ об увольнении
должен быть издан не позднее одного месяца
после получения мотивированного мнения
выборного профсоюзного органа (ст.82 ТК
РФ).
Сохраняя в целом
подход к определению оснований увольнения
работника в случае однократного грубого
неисполнения им своих обязанностей (п.6
ч.1 ст.81), законодатель уточнил некоторые
формулировки, применение которых на практике
вызвало значительные сложности.
Так, в пункте
39 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004
№ 2 разъяснено: если трудовой договор
с работником расторгнут по подп. «а» п.6
ст.81 за прогул, необходимо учитывать,
что увольнение по этому основанию, в частности,
может быть произведено за следующие проступки:
а) невыход на работу без уважительных
причин, т. е отсутствие на работе в течение
всего рабочего дня (смены) независимо
от продолжительности рабочего дня (смены);
б) нахождение работника без уважительных
причин более четырех часов подряд в течение
рабочего дня вне пределов рабочего места;
в) оставление без уважительной причины
работы лицом, заключившим трудовой договор
на неопределенный срок, без предупреждения
работодателя о расторжении договора,
а равно и до истечения двухнедельного
срока предупреждения (ч.1 ст.80 ТК РФ); г)
оставление без уважительной причины
работы лицом, заключившим трудовой договор
на определенный срок, до истечения срока
предупреждения о досрочном расторжении
трудового договора (ст.79, ч.1 ст.80, ст.280,
ч.1 ст.292, ч.1 ст.296 ТК РФ); д) самовольное
использование дней отгулов, а также самовольный
уход в отпуск (основной, дополнительный).
В связи с этим
подп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ внесено изменение.
Следует обратить
внимание: ТК РФ считает прогулом отсутствие
на рабочем месте без уважительных причин.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочим
называется место, где работник должен
находиться или куда ему необходимо прибыть
в связи с его работой и которое прямо
или косвенно находится под контролем
работодателя. Иными словами, рабочим
является место, закрепленное за работником
для выполнения трудовой функции: рабочий
стол, станок и т.п.
Внесенными изменениями
усилена ответственность работника за
появление на работе в нетрезвом состоянии
(подп. «б» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ). Дисциплинарным
проступком, служащим основанием для применения
к работнику мер дисциплинарного воздействия
(в т. ч. увольнения), является появление
работника на работе (на своем рабочем
месте либо на территории организации
– работодателя или объекта, где по поручению
работодателя работник должен выполнять
трудовую функцию) в состоянии алкогольного
наркотического или иного токсического
опьянения.
Обращает на себя
внимание то обстоятельство, что законодатель
не связывает появление на работе в нетрезвом
состоянии с выполнением трудовой функции
работником Важно понимание того, что
работник не имеет права находиться на
рабочем месте на территории организации
и прочей в нетрезвом состоянии.
Подпункт «в»
п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ дополнен нормой о том,
что основанием для увольнения работника
может быть разглашение охраняемой законом
тайны, в т. ч. и разглашение персональных
данных другого работника.
Увольнение работника
по любому основанию, предусмотренному
п.6 ст.81 ТК РФ, является дисциплинарным
взысканием. В связи с этим такое увольнение
возможно лишь с соблюдением порядка применения
дисциплинарных взысканий, предусмотренного
ст. 193 ТК РФ.
ТК РФ устанавливает
новый порядок применения пп.7 и 8 ч.1 ст.81
ТК РФ. Теперь в случае совершения виновных
действий работником, непосредственно
обслуживающим денежные или товарные
ценности, если эти действия дают основание
для утраты доверия к нему со стороны работодателя
(п.7), а также в случае совершения работником,
выполняющим воспитательные функции,
аморального проступка, несовместимого
с продолжением данной работы (п.8), работодателю
необходимо четко определить, совершены
ли указанные действия по месту работы
или вне его, а также связано ли выявленное
нарушение с исполнением работником трудовых
обязанностей.
Согласно ч.5 ст.81 и положениям
ст. 192 ТК РФ в случаях, когда виновные действия,
дающие основания для утраты доверия,
либо соответственно аморальный проступок
совершены работником по месту работы
и в связи с исполнением им трудовых обязанностей,
– это дисциплинарный проступок, ответственность
за совершение которого наступает в строгом
соответствии с процедурами ст. 193 ТК РФ.
Если виновные
действия, дающие основания для утраты
доверия, либо соответственно аморальный
проступок совершены работником вне места
работы или по месту работы, но не в связи
с исполнением им трудовых обязанностей,
то невозможно говорить о нарушении трудовой
дисциплины, т.е. увольнение должно производиться
без применения процедур ст. 193 ТК РФ и
не может быть произведено позднее одного
года со дня обнаружения проступка работодателем
(ч.5 ст.81 ТК РФ).
Очень важно, что
в ТК РФ включена норма о том, что основаниями
для прекращения трудового договора по
инициативе работодателя являются основания,
предусмотренные ст.71 и ст.81 ТК РФ.
Официально признано,
что неудовлетворительный результат испытания
является одним из оснований прекращения
трудового договора по инициативе работодателя.
Данное решение законодателя представляется
вполне логичным и оправданным, т.е. разрешает
многочисленные вопросы правоприменителей.
В частности, ТК РФ отвечает на следующие
вопросы: по какому основанию следует
увольнять работников в данном случае;
распространяются ли на них гарантии,
предоставляемые при увольнении по инициативе
работодателя (запрет на увольнение беременных
женщин, на увольнение работника в период
отпуска или временной нетрудоспособности)
и др. Новая редакция ТК РФ дает ясные и
четкие ответы на все эти вопросы. Так,
основанием для увольнения является признание
работника не выдержавшим испытание (ст.71
ТК РФ). Именно на эту статью при необходимости
следует ссылаться в приказе и внести
в запись об увольнении по этой статье
в трудовую книжку. Нужно иметь в виду,
что по данному основанию не может быть
уволен работник, находящийся в отпуске.
Приказ об увольнении
не может быть издан также в период временной
нетрудоспособности работника. По основанию,
предусмотренному ст.71 ТК РФ, не может
быть уволена и беременная женщина, даже
если при заключении трудового договора
и включении в него условия об испытании
беременности не было или женщина намеренно
скрыла это обстоятельство от работодателя.
3. ПРЕКРАЩЕНИЕ
ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ,
НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ ВОЛИ СТОРОН
В пункте 5 ч.1 ст.83
ТК РФ в качестве основания прекращения
трудового договора по обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон, названо признание
работника полностью неспособным к трудовой
деятельности в соответствии с медицинским
заключением, выданным в порядке, установленном
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ. В указанном случае
работодатель не только вправе, но и обязан
издать приказ о прекращении трудового
договора.
Прекращение трудового
договора по п.5 ч.1 ст.83 ТК РФ возможно лишь
в том случае, если заключением органов
медико - социальной экспертизы констатируется
полная утрата способности к труду и не
сформулированы никакие трудовые рекомендации.
При увольнении
по данному основанию работнику выплачивается
выходное пособие в размере двухнедельного
среднего заработка (ч.3 ст.178 ТК РФ).
Пункт 8 ч.1 ст.83
ТК РФ предусматривает такое основание
прекращения трудового договора, как дисквалификация
или иное административное наказание,
исключающее возможность исполнения работником
обязанностей по трудовому договору.
Статья 3.2 Кодекса
об административных правонарушениях
Российской Федерации (далее – КоАП РФ)
устанавливает в качестве меры административного
наказания дисквалификацию. Административное
наказание в виде дисквалификации назначается
судьей. Дисквалификация устанавливается
на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация
может быть применена не ко всем работникам,
а только к лицам, осуществляющим организационно
- распорядительные или административно
- хозяйственные функции в органе юридического
лица, к членам совета директоров, а также
к лицам, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, в т. ч. к арбитражным управляющим.
В качестве иного
административного наказания, исключающего
возможность исполнения работником своих
обязанностей, можно назвать лишение специального
права (ст.3.8 КоАП РФ), однако лишение специального
права охватывается специальным основанием
прекращения трудового договора – п.9
ч.1 ст.83 ТК РФ.
Истечение срока
действия, приостановление действия на
срок более двух месяцев или лишение работника
специального права:
а) лицензии, права на управление
транспортным средством;
б) права на ношение оружия.
Другого специального
права в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
РФ, если это влечет за собой невозможность
исполнения работником обязанностей по
трудовому договору, является самостоятельным
основанием для прекращения трудовых
отношений с таким работником (п.9 ч.1 ст.83
ТК РФ).
В соответствии
со ст.3.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное
правонарушение, может быть лишено ранее
предоставленного ему специального права
за грубое или систематическое нарушение
порядка пользования этим правом в случаях,
предусмотренных статьями Особенной части
КоАП РФ. Лишение специального права назначается
судьей.
Срок лишения
специального права не может быть менее
одного месяца и более двух лет.
Лишение специального
права в виде права управления транспортным
средством не может применяться к лицу,
которое пользуется транспортным средством
в связи с инвалидностью, за исключением
случаев управления транспортным средством
в состоянии опьянения, уклонения от прохождения
в установленном порядке медицинского
освидетельствования на состояние опьянения,
а также оставления указанным лицом в
нарушение установленных правил места
дорожно - транспортного происшествия,
участником которого он являлся (ст.3.8
КоАП РФ).
Таким образом,
работник, лишенный специального права,
должен быть отстранен работодателем
от работы, а в случаях невозможности продолжения
исполнения им обязанностей по должности,
требующей специального права, работодатель
должен решить вопрос о переводе такого
работника на другую работу, как вакантную,
так и нижеоплачиваемую, которую работник
может выполнять с учетом его состояния
здоровья (ч.2 ст.83 ТК РФ).
Согласно положениям
ст.2 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
(ред. от 19.07.2007) лицензия есть специальное
разрешение на осуществление конкретного
вида деятельности при обязательном соблюдении
лицензионных требований и условий, выданное
лицензирующим органом юридическому лицу
или индивидуальному предпринимателю.
Таким образом, работник, заключивший
трудовой договор с работодателем, не
может иметь лицензию на право занятия
той или иной деятельностью, соответственно
работодателем не может быть принято решение
об отстранении работника от работы в
случае приостановления у него лицензии.
В ряде случаев
исполнение работниками должностных обязанностей
связано с правом на ношение оружия. Так,
согласно Федеральному закону работниками
ведомственной охраны могут быть граждане
РФ, достигшие возраста 18 лет, годные по
состоянию здоровья и деловым качествам
к выполнению задач, возложенных на ведомственную
охрану.
На работников
ведомственной охраны распространяется
действие законодательства РФ о труде.
Работники ведомственной
охраны обязаны ежегодно проходить медицинские
осмотры, а также периодические проверки
на годность к действиям в условиях, связанных
с применением физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия. Указанные
осмотры и проверки осуществляются в порядке,
установленном Министерством здравоохранения
и социального развития РФ и Министерством
внутренних дел РФ.
Профессиональная
подготовка работников ведомственной
охраны проводится в порядке, определяемом
федеральными органами исполнительной
власти, имеющими право на создание ведомственной
охраны.
Работники ведомственной
охраны исполняют должностные обязанности
в форменной одежде, при наличии служебных
удостоверений и жетонов, образцы которых
разрабатываются и утверждаются федеральными
органами исполнительной власти, имеющими
право на создание ведомственной охраны.
Запрещается использование
образцов форменной одежды, применяемых
в государственных военизированных организациях.
Работники ведомственной охраны
после прохождения профессиональной подготовки
и медицинского осмотра при исполнении
должностных обязанностей имеют право
на применение физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия в порядке,
предусмотренном Законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ
(ст.6).
Поскольку необходимость
ношения оружия для работника ведомственной
охраны предполагается, то работник, временно
утративший право на ношение оружия, должен
быть отстранен от работы работодателем.
Право на хранение,
ношение, применение служебного оружия
и спецсредств в процессе выполнения своих
обязанностей имеют:
должностные лица специализированной
морской инспекции Госкомэкологии России
(приказ Госкомэкологии РФ от 25.08.1999 №
466)»Об утверждении Типового положения
о специализированной морской инспекции
Госкомэкологии России»;
работники территориальных
органов и организаций федерального органа
исполнительной власти в области гидрометеорологии
и смежных с ней областях, капитаны научно - исследовательских и научно - экспедиционных судов, их помощники,
а также указанные в законе работники
территориальных органов и организаций
федерального органа исполнительной власти
в области гидрометеорологии и смежных
с ней областях при выполнении возложенных
на них обязанностей по охране перевозимых
ими ценных и опасных грузов, содержащих
носители сведений, составляющих государственную
тайну (Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (ред. от 02.02.2006));
сотрудники таможенных органов
после прохождения соответствующей подготовки
(Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах
Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007));
судебные приставы по обеспечению
установленного порядка деятельности
судов после прохождения необходимой
специальной подготовки (Федеральный
закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (ред. от 03.03.2007)).