Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:13, доклад
Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок- один из регуляторов общественных отношений, и без него не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о негативных последствиях рынка: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.
Клинскова Е.В.
Проблемы занятости населения.
Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же и подтверждает и практика общественных преобразований России.
Рынок, как и любой другой социальный институт, имеет и положительные, и отрицательные стороны. Рынок- один из регуляторов общественных отношений, и без него не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о негативных последствиях рынка: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги. Все это не способствует всеобщей занятости населения.
Безработицу предопределяют
различные факторы: научно-технический
прогресс обуславливает сокращение,
прежде всего, работников ручного труда;
структурные изменения в
Однако в переходный период на первый план выступают факторы иного порядка, которые обусловлены, как, например, ныне в России, уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда, ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий и др. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50% и более в разных отраслях) и дестабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения Вооруженных Сил РФ. Кроме, того к обострению ведет социальная политика государства, защищающая интересы прежде всего зажиточных, разбогатевших слоев населения.
Для решения проблем безработицы важно определить ее сущность, знать основные формы. Безработица понимается как отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает. Безработица тесно связана с понятием "занятость" и "занятый".
Выделяют различные виды и формы безработицы. К текущей безработице относятся незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое (фрикционная незанятость). Структурную безработицу трактуют как результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и.т.д. Скрытая (латентная) безработица имеет место России не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Это -избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям и.т.д.
Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы. Застойная безработица характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (например, бомжей, тунеядцев), т.е. людей, которые крайне нерегулярно работают.
Вопрос о численности безработных не простой. В разных странах эти цифры не одинаковы. Это объясняется различием трактовок понятия "безработный" официальными и неофициальными институтами общества. Официальные данные, как правило, занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. Это касается и России.
Так, в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032- "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы преступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Как показывает социологические исследования, в числе безработных ныне в России оказываются в первую очередь неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы (молодежь, пожилые работники, женщины с детьми). Молодежь, женщины, работники предпенсионного возвраста составляют до 70 % безработных и более.
Безработица сказывается прежде всего
на материальном положении незанятых,
их социально-психологическом
В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку персонала.
В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:
1) содействие в трудоустройстве
незанятого населения и
2) стимулирование образования
Законами и другими
Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, лицам предпенсионного возраста, беженцам, вынужденным переселенцам, лицам освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом о занятости населения Российской Федерации и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).
Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.
Литература:
1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, N 84, 1996, 06 июня; с последующими изменениями и дополнениями.
2. Харин К.С. Правовое регулирование занятости и трудоустройства: Учебное пособие. - Санкт-Петербург. 2010 г.
3. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория, и практика: Учебное пособие.- Издательство Юрайт. 2011 г.
Информация о работе Проблемы правового регулирования занятости населения