Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:53, контрольная работа
В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие трудовых споров………………………………………………….5
Глава 2.Рассмотрение трудовых споров в КТС…………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список источников и литературы……………………………
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. КТС организации имеет свою печать.
Техническое обслуживание КТС (делопроизводство, подготовка и выдача выписок из протоколов заседания и пр.) осуществляется работодателем. Своим приказом работодатель назначает работника, на которого возлагается техническое обслуживание комиссии. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС.
Комиссия рассматривает трудовые споры только по заявлениям работников. Работодатель не вправе обращаться в КТС за разрешением трудового спора.
По общему правилу трудовой спор рассматривается комиссией, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в КТС за разрешением трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен КТС (ст. 386 Трудового кодекса РФ)[18].
Закон не устанавливает специальной формы заявления в КТС.
Отказ в приеме заявления возможен только в том случае, если трудовой спор уже рассматривался в КТС, и по нему было принято соответствующее решение либо стороны не пришли к соглашению.
Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи работником заявления (ст. 387 Трудового кодекса РФ)[19]. Заседания КТС проводятся в нерабочее время. На предприятиях со сменным режимом работы заседания КТС назначаются на такое время, чтобы заинтересованный работник, а также свидетели могли присутствовать на заседании комиссии в нерабочее для них время.
На заседании комиссии не обязательно участие всех представителей сторон, выделенных в состав КТС. Но заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя (ст. 387 Трудового кодекса РФ).
Все споры должны рассматриваться комиссией в присутствии работника, подавшего заявление. Заочное рассмотрение трудового спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник не явился на заседание комиссии, рассмотрение его заявления откладывается. При повторной неявке работника без уважительных причин комиссия может снять данное заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь, но только в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ.
В начале заседания комиссии председатель объявляет состав КТС, знакомит присутствующих с поступившим заявлением, устанавливает явку заявителя, представителя работодателя, свидетелей и других лиц, вызванных в связи рассмотрением спора.
В целях выяснения всех обстоятельств рассматриваемого спора комиссия имеет право приглашать на свое заседание свидетелей, поручать отдельным лицам проведение технических и бухгалтерских проверок, требовать от работодателя представления необходимых документов и расчетов. КТС вправе совершать и другие действия, необходимые для всестороннего и полного исследования всех материалов дела. Решение КТС принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии (ст. 388 Трудового кодекса РФ)[20].
Решение КТС имеет обязательную силу. Обязательность решений КТС заключается в необходимости исполнения их администрацией, а в случае отказа добровольно исполнить в обеспечении принудительного исполнения. Комиссия не вправе пересматривать свои решения. Решение комиссии должно быть мотивированным, основываться на законодательстве, коллективном или трудовом договорах, правилах внутреннего трудового распорядка и других нормативных актах. Оно должно соответствовать действительным обстоятельствам дела, а также исчерпывающим образом разрешать трудовой спор по существу. Решение комиссии должно быть конкретным, не нуждающимся в каких-либо уточнениях или разъяснениях. Постановляющая часть решения КТС должна излагаться не в виде каких-либо ходатайств, а в повелительной форме (например: «признать перевод незаконным и восстановить на прежней работе», «отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания» и т.д.). В решениях комиссии по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику. На каждом заседании КТС ведется протокол по установленной форме. Он подписывается председателем и секретарем заседания и заверяется печатью комиссии.
Копия решения комиссии в 3-дневный срок вручается работнику и работодателю.
В случае неисполнения работодателем решения КТС в установленный срок работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа (ст. 389 Трудового кодекса РФ)[21].
Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в суд с заявлением о разрешении трудового спора в десятидневный срок со дня вручения им копии решения КТС либо со дня, когда копия решения КТС должна быть выдана.
Комиссии по трудовым спорам вправе рассматривать только те споры, которые законом или иным нормативным актом отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им.
Вот некоторые споры, подведомственные КТС:
1. КТС подведомственны споры работников по поводу соблюдения установленного законом порядка введения и пересмотра норм и нормативов по оплате труда. Кроме того, КТС подведомственны споры по вопросам соблюдения работодателем условий труда, обеспечивающих выполнение норм выработки.
2. КТС является обязательным первичным органом по рассмотрению разногласий по оплате труда в случаях невыполнения норм выработки. Комиссии подведомственны споры о причинах невыполнения норм выработки, об обеспечении работодателем нормальных условий для работы и т.п.
К компетенции КТС законом отнесены споры работников по вопросам оплаты труда при простое и браке продукции: причины простоя и брака продукции, вина в этом работника, размер оплаты труда за время простоя, степень годности изготовленной продукции, объем и оплата затраченного труда и др.
3. Оплата сверхурочных работ и работ в ночное время, компенсации за работу в выходные и праздничные дни. За работу в выходной день предоставляется другой день отдыха. Кроме того, работа в выходной день может компенсироваться в денежной форме не ниже чем в двойном размере. В КТС разрешаются споры между работником и работодателем о виде компенсации за работу в праздничные дни (отгул или денежная оплата) и о размере денежной оплаты.
4. Оплата труда при выполнении работ разной квалификации, при многостаночном обслуживании, при совмещении профессий (специальностей), при заместительстве. Требования рабочих об установлении межразрядной разницы и споры по поводу ее размера не относятся к компетенции КТС. Разногласия по поводу оплаты труда при заместительстве подведомственны комиссии по трудовым спорам.
5. Выплата компенсации при командировках, переводе, приеме или направлении на работу в другую местность. Споры по поводу получения соответствующих денежных сумм подведомственны КТС.
Споры по вопросам выплаты компенсаций при переводе, приеме или направлении на работу в другую местность (в частности, споры о праве на получение компенсаций, о видах и размерах компенсационных выплат) рассматриваются КТС по новому месту работы.
6. Возврат денежных сумм, удержанных из заработной платы работника. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в КТС. В тех случаях, когда работодатель в нарушение установленного порядка произвел удержание из заработной платы работника, КТС по жалобе работника вправе принять решение о возврате незаконно удержанной суммы.
Неподведомственны КТС жалобы по поводу удержаний из заработной платы, производимых работодателем в погашение штрафов, а также денежных начетов, налагаемых на должностных лиц компетентными органами.
7. Право на получение и размер причитающейся работнику премии, предусмотренной системой оплаты труда. КТС подведомственны споры о премиях, которые выплачиваются работникам определенных категорий за достижение заранее обусловленных показателей и условий премирования.
Комиссии рассматривают споры о выплате вознаграждения по итогам работы предприятия за год. Споры о неправильном применении действующего на предприятии Положения о премировании также относятся к компетенции КТС.
Не могут рассматриваться в КТС споры по вопросам о выплате премий, носящих характер единовременного поощрения.
8. Предоставление ежегодного отпуска установленной продолжительности, оплата отпуска и выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Жалоба работника по поводу не предоставления ему отпуска в установленное графиком время подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам.
По общему правилу споры работника с работодателем о праве и продолжительности отпуска без сохранения заработной платы в КТС рассматриваться не могут. В отдельных случаях законом предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работникам отпуска без сохранения заработной платы. Отказ работодателя предоставить такой отпуск работник вправе обжаловать в комиссию по трудовым спорам.
9. Выплата вознаграждения за выслугу лет. КТС вправе рассматривать споры о размере выплат такого вознаграждения при наличии требуемого стажа работы.
Споры о стаже, дающем право на выплату вознаграждения за выслугу лет, КТС неподведомственны.
10. Наложение дисциплинарных взысканий. В КТС рассматриваются споры, связанные с наложением дисциплинарных взысканий по правилам внутреннего трудового распорядка (кроме заявлений некоторых категорий работников).
11. Выдача и использование спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты; выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания. Споры, связанные с применением Перечня профессий и работ, дающих право на получение спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания, подведомственны КТС.
КТС не вправе рассматривать споры по вопросам:
а) установления норм выработки (норм времени), норм обслуживания (нормативов численности), должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов;
б) исчисления, назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию и пенсий, исчисления трудового стажа для назначения пособий и пенсий;
в) исчисления трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законодательством установлен иной порядок рассмотрения этих споров (исчисление стажа для выплаты вознаграждения за выслугу лет, определение размеров ставок заработной платы, должностных окладов и др.);
г) восстановления на работе лиц, уволенных по инициативе работодателя;
д) предоставления и распределения жилой площади, а также удовлетворения бытовых нужд работников.
Кроме того, комиссии не могут рассматривать трудовые споры и по некоторым другим вопросам, когда в соответствии с действующим законодательством установлен иной порядок их рассмотрения. Если неясно, подведомствен спор КТС или нет, вопрос должен быть рассмотрен на заседании комиссии. Помимо КТС всей организации на основании ст. 384 Трудового кодекса РФ «по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации». В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматривается в общем порядке, то есть, начиная с КТС, и, если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение в суд. Такой общий порядок установлен ст. 390 Трудового кодекса РФ[22]. Обращение в КТС не лишает работника права на судебную защиту (ст. 391 Трудового кодекса РФ)[23].
Заключение
С одной стороны, видно, что трудовые права и обязанности закрепляются законодательством и обеспечиваются юридическими гарантиями, где центральное место занимает правосудие. Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что подавляющее большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников.
Однако, наряду с этим некоторые решения судов не отвечают требованиям законности и обоснованности и не дают достаточно убедительного ответа по существу спора. Иногда в решениях неполно отражаются обстоятельства дела, нечетко формулируются требования истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле, не раскрывается характер правоотношений сторон, отсутствует анализ доказательств, их оценка и юридическая квалификация установленных фактов. В ряде случаев не указывается закон, которым руководствовался суд, выводы суда не всегда соответствуют обстоятельствам дела, указанным в решении, а его резолютивная часть излагается так, что вызывает затруднения при исполнении. Таким образом, можно сказать, что органы по разрешению трудовых споров, призванные быстро восстанавливать нарушенное право работника и принимать меры по устранению причин, порождающих нарушение законодательства о труде и о социальном обеспечении, отнюдь, не всегда справляются с поставленной перед ними задачей. Также проблемой является то, что некоторые достаточно типичные конфликтные ситуации до сих пор остаются юридически неурегулированными, а иногда наблюдается полное отсутствие ответственности, в том числе и юридической. Безответственность – один из наиболее мощных двигателей разрастания конфликта[24].