Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда в рб.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

1)вознаграждение  за результаты труда (определяемое  функциональными характеристиками рабочей силы и рабочих мест);

2) результат  дискриминационного отбора рынка  труда (устанавливающего дифференциацию  по дополнительным критериям  рабочей силы и рабочих мест);

3)результат  информационной ассиметрии, неоднородности  и адаптационной гибкости рынка труда (устанавливающих дифференциацию в оплате труда в зависимости от владения информацией, принадлежности к определенному сегменту рабочей силы или рабочих мест).

В настоящее  время в Республике Беларусь восстановлена  определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании для субъектов хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенные вопросы, связанные с необходимостью повышения стимулирующей и воспроизводственной функций заработной платы, устранения неоправданных отраслевых дифференциации и уравнительности.

В современной  экономике труда основными зарплатообразующими  факторами принято считать: 1)рыночные силы; 2)институты (профсоюзы и коллективные договоры, тарифная система, сегментация  рынков труда); 3)специфические адаптационные  механизмы («триггеры»), т.е. события, дающие толчок к повышению ставок оплаты труда[4,C.16-17]; явления помогающие субъекту хозяйствования сэкономить на оплате труда – невыплаты, задолженность, натуральные формы оплаты труда, использование «серых» схем.

Для сферы зарплатообразования в Беларуси характерны следующие тенденции:

  • появление ценовой конкуренции на рынке труда, означающей увеличение межорганизационной мобильности работников под влиянием изменений уровня оплаты труда;
  • наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок и процедуру индексации доходов;
  • высокий уровень начислений на фонд заработной платы организаций (отчисления в фонд социальной зашиты населения, др.), что провоцирует стремление субъекта хозяйствования к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;
  • постоянное повышение заработной платы в экономике Республики Беларусь. Некоторые исследования объясняют это успехами белорусской экономики, другие же – «политико-деловым» циклом [5,С.32]. Причем повышение заработной платы в Беларуси также неоднозначное (она растет непропорционально в разных областях, темпы ее прироста замедляются и на многих предприятиях ниже, чем темпы роста производительности труда, особенно если рассчитывать последние не в стоимостном, а в натуральном выражении). В целом уровень заработной платы в Беларуси гораздо более низкий, чем в странах Центральной и Восточной Европы, России.

Как показывает анализ зарплатообразования Республики Беларусь, к наиболее важным факторам, его обуславливающим, правомерно отнести:

1)результаты  экономической деятельности организации  и положение отрасли. Так, уровень  среднемесячной заработной платы  коррелирует не столько с результатами  финансово-экономической деятельности, сколько с монопольным положением предприятия (отрасли): она намного выше в нефтехимии, топливной, электроэнергетике и ниже в легкой промышленности, машиностроении и приборостроении, т.е. в высококонкурентных отраслях.

2)административные  условия государства по повышению среднемесячной заработной платы входит в перечень основных показателей социально-экономического развития, директивно устанавливаемых органами власти и осуществляющих контроль за ее выполнением. Одновременно государственные органы осуществляют контроль за своевременностью выплаты заработной платы и состоянием задолженности;

3)рост индекса  потребительских цен, инфляция;

4)особую роль  надтарифной части оплаты труда  в зарплатообразовании. Как показывает  анализ, тарифная часть в оплате  труда на предприятиях невысока и имеет некоторую тенденцию к сокращению. Это свидетельствует о снижении реальной цены труда (фонд рабочего времени остается неизменным и даже немного растет), вызывающим аналогичное изменение реальных часовых ставок заработной платы (цены труда). Дифференциация и повышение заработной платы до приемлемого уровня достигается только благодаря надтарифной части оплаты (возможность выплачивать которую имеют далеко не все организации).

В Беларуси межотраслевая  дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики (с учетом подотраслей) за январь-март 2010 года составила 3,4 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2 раза. [15]

Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми  и самыми низкооплачиваемыми работниками  в различных отраслях республики в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008-м, 2009-м - 3,6 раза, в 2010-м – 3 раза. [15]

Для сравнения  приведены данные о начисленной средней заработной плате феврале 2012 г. по данным Национального статистического комитета РБ.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-феврале 2012 г. составила 2 921,3 тыс. рублей (363$), в  том числе в феврале – 2 964,2тыс. рублей (367$) и увеличилась по сравнению с январем 2012 г. на 2,9%, или на 83,7 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе-феврале 2012 г. по сравнению с январем-февралем 2011 г. уменьшилась на 1,5%, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 1,4%.

В феврале 2012 г. на транспорте и в связи средняя  заработная плата составила 3 491,9 тыс. рублей, в промышленности - 3 349,5 тыс., в строительстве – 2 951,1 тыс., в образовании – 2 577,7 тыс., в том числе учителей – 3 095,8 тыс., профессорско-преподавательского состава – 4 331,5 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 1 995,5 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в феврале 2012 года сложилась в размере 2 626,5 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения – 2 683,5 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 4 484,4 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 2 612,9 тыс. рублей.

Отмеченные  факторы формирования цены труда на рынке Республики Беларусь не соответствует стандартной модели конкурентного рынка труда, согласно которой величина заработной платы не должна зависеть от финансово-экономического состояния конкретной организации. Это положение – одно из основных в классической экономике труда[6,С. 25; С. 364] «На нем (конкурентном рынке труда) вознаграждение работников, выполняющих одинаковую работу, осуществляющих трудовую деятельность в одинаковых условиях и обладающих одинаковым запасом человеческого капитала, не будет различаться в зависимости от того, где он занят» [4,С. 25]. Закон экономики труда гласит, что цена труда работников, выполняющих одинаковую работу с одинаковым уровнем квалификации в одинаковых условиях, не должна различаться. Возникновение таких различий конкурентный рынок труда сглаживает – на нем цена труда устанавливается не инсайдерами, а внешними рыночными условиями. Белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В неё тарифная часть заработной платы ( до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами. Но в их числе не пересечение кривых совокупного спроса и предложения труда, а результат административных решений и ЕТС. Исследование методологических основ формирования оплаты труда в рыночной экономике и ее роли в модели рынка труда трансформационной экономике позволило сделать следующие выводы:

  • в модели рынка труда в период экономической трансформации заработная плата выполняет роль не столько ценовой детерминанты, сколько институциональных факторов;
  • несмотря на специфику сегментации рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе, можно отметить снижение тарифной части в оплате труда высококвалифицированных работников и увеличение надтарифной части, что является инструментом регулирования соотношения «заработная плата – численность»;
  • в модели рынка труда Беларуси присутствует эффект запаздывания реакции заработной платы на действие как рыночных, так и не рыночных факторов;
  • в целом белорусский рынок труда использует механизмы численной и финансовой адаптации;
  • уровень, структура и существующая дифференциация заработной платы слабо заинтересовывают в инвестициях в численный капитал, а безусловное требование ее роста создает мягкие бюджетные ограничения для предприятий, обусловливает их медленное обновление и реструктуризацию.

Обозначенные  закономерности следует учесть при  формировании перспективной модели развития рынка труда в Республике Беларусь. Развитие инновационной экономики актуализирует необходимость адекватных изменений в оплате труда, поскольку экономика этого типа формирует принципиально иную экономическую и институциональную среду зарплатообразования – заинтересовывающую в инвестициях в человеческий капитал, увеличивающую отдачу от образования и квалификации и т.д.

 

3. Государственное  регулирование рынка труда в  Республике Беларусь

 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  политики государства.

В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.

Государственная политика в области занятости  основывается на принципах обеспечения  равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права  на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:

  • удержание безработицы на докритическом уровне;
  • разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.

Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются:

  • учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
  • регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
  • организация профессионального обучения и переобучения безработных;
  • регулирование процессов трудовой миграции

Так как государственная служба занятости является посредником между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству устанавливаются между государственной службой занятости и безработным; между государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости.

Основанием  возникновения правоотношений между  государственной службой занятости  и безработным является решение  службы занятости о признании  гражданина безработным. В обязанности  службы занятости по отношению к безработному входит:

  • регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
  • оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
  • помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.

К правам государственной  службы занятости в отношении  лица, признанного безработным, относится  право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.

Государственная служба занятости обладает следующими правами в отношении работодателей:

  • требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм;
  • требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [7,С. 14].

Главной целью  деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [7, С. 18]

Подходящей  считается работа, соответствующая  профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние  здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.

Подходящей  не может считаться работа, если:

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь