Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 15:22, курсовая работа
Нормам и принципам трудового права отведена важная миссия - быть гарантом осуществления широкого комплекса провозглашенных в Конституции Российской Федерации социально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек как участник трудового процесса. Трудовому законодательству принадлежит первостепенная роль в обеспечении прав работников, оно конкретизирует и дополняет конституционные права в сфере труда, определяет условия их использования, охраны и восстановления в случае нарушения. Если мы признаем в государственной политике приоритет прав человека, то надо учиться прививать это и в сознании людей. Именно знания должны помочь защитить нарушенное законное право работника и убедить его в том, что закон способен и защищать, и воспитывать, и регулировать общественные отношения.
Введение…………………………………………………………………….2
Понятие предмета отрасли права …………………..……….…………….4
Сфера действия норм трудового права…………………….……………..9
Особенности метода трудового права……………….…………………..12
Соотношение трудового и смежных отраслей российского права……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………...24
Литература……………………………………
Поэтому в случае подмены трудового договора гражданско-правовым вопреки характеру сложившихся отношений недобросовестное поведение работодателя может быть обжаловано в суд. Таким образом, Трудовой кодекс устанавливает приоритет действия трудового законодательства при наличии трудовых отношений.
Определяя сферу действия трудового законодательства, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 22.12.92 N 16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров" указал, что трудовое законодательство регулирует трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору, на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно - правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ.
Для указанных категорий работников законодательством (настоящим Кодексом и иными федеральными законами) могут быть установлены особенности регулирования трудовых отношений, однако это не выводит их из сферы действия трудового законодательства.14
В случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, его нормы применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях.
Нормативные правовые акты в сфере труда распространяют свое действие на всех юридических или физических лиц, выступающих работодателями. При этом не имеют значения такие факторы, как численность организации, способ финансирования, вид юридического лица, форма собственности на имущество организации.
Нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда должны применять унитарные государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации, финансируемые из бюджета, хозяйственные общества, производственные кооперативы, народные предприятия.
Физические лица, выступающие работодателями, также связаны требованиями трудового права, правда, с некоторыми особенностями.
Трудовое право имеет черты сходства и с административным правом. Это проявляется в предмете регулирования (в трудовом праве - организационно-управленческие отношения в сфере труда, в административном праве - отношения в сфере управления).
Субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном положении, т.е. один обладает властью давать предписания (распоряжения), а другой обязан их выполнять.
Производственная деятельность людей немыслима без управления, поэтому руководитель организации, как орган управления, наделяется некоторыми властными полномочиями (например, применять дисциплинарные взыскания). Такие права администрации основываются на факте включения гражданина в коллектив, а подчинение воле руководителя организации в процессе труда - элемент организационно-технического, а не административного управления.
Взаимосвязь Трудового кодекса с Кодексом об административных правонарушениях проявляется, во-первых, в том, что некоторые административные правонарушения и принятые компетентными органами в связи с этим меры и решения могут служить основанием для изменения и прекращения трудовых отношений; во-вторых, в том, что некоторые отрицательные последствия неправомерных действий или бездействия субъектов трудовых правоотношений и некоторых иных непосредственно связанных с ними отношений предусмотрены не только в Трудовом кодексе РФ, но и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрим, как административные наказания влияют на изменение и прекращение трудовых отношений. Речь идет о таких наказаниях, как лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Названные виды административных наказаний служат основанием для изменения и прекращения трудовых отношений лишь тогда, когда субъект административного правонарушения выступает одновременно субъектом трудовых отношений. Например, лишение права охоты не может привести к изменению или прекращению трудовых правоотношений, если охота не была трудовой функцией охотника по трудовому договору. В тех случаях, когда субъект трудового правоотношения лишен специального права, необходимого ему для выполнения трудовой функции (например, права управления транспортным средством для человека, работающего водителем на основании трудового договора), трудовой договор должен быть расторгнут. К сожалению, в Трудовом кодексе имеется пробел, так как в статье 83 не предусмотрено такое основание для расторжения трудового договора. В пункте 4 статьи 83 Трудового кодекса речь идет о наказании, предусмотренном приговором суда, тогда как лишение права управления транспортным средством исключает возможность выполнения прежней работы в силу постановления должностных лиц, рассматривающих дела о соответствующих административных правонарушениях.
При административном аресте лица, совершившие административные правонарушения, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, и не имеют возможности продолжения прежней работы в течение срока ареста (до 15 или до 30 суток). Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 726 утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста. Поскольку в течение срока ареста лица не имеют возможности работать, соответственно, не могут обратиться к работодателю с заявлением о переводе на другую работу, как при лишении специального права. Не могут быть переведены работодателем на другую работу и лица, к которым применено наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации, поэтому трудовые отношения не изменяются, а прекращаются.
Связь дисквалификации
как административного наказания с трудовыми
отношениями очевидна. Исполнение постановления
о дисквалификации производится путем
прекращения договора с дисквалифицированным
лицом на осуществление им деятельности
по управлению юридическим лицом. Дисквалификация
заключается в лишении физического лица
права занимать руководящие должности
в исполнительном органе управления юридического
лица, входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом. Дисквалификация может быть применена
к лицам, осуществляющим организационно-
Вторая разновидность взаимодействия трудового и административного права проявляется в том, что нарушение трудовой дисциплины иногда становится административным нарушением. В этом случае правонарушитель может быть привлечен одновременно и к дисциплинарной, и к административной ответственности. Например, нарушение должностным лицом законодательства о труде и об охране труда; совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества и другие.
Отношения, регулируемые административным правом, взаимодействуют и с отношениями, непосредственно связанными с трудовыми. Так, отношения по трудоустройству; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по разрешению трудовых споров связаны и взаимодействуют с законодательством об административных правонарушениях. Например, статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; ст. 5.34 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает размеры штрафа за увольнение работника в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Взаимосвязь Трудового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях обусловлена необходимостью внутреннего единства российского законодательства.
Анализируя отношения по занятости и трудоустройству, а также законодательство о занятости следует сделать вывод, что весь комплекс этих отношений регулируется одновременно нормами и трудового, и административного права. В этой связи можно выделить группы отношений, которые регулируются преимущественно нормами трудового права (трудоустройство работника у конкретного работодателя, заключение срочного трудового договора с лицом, направленным на общественные работы) или нормами административного законодательства о занятости населения (порядок регистрации безработных граждан, назначение пособий по безработице).
Отношения по материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, охватывается сферой действия трудового права. Процессуальные отношения по взысканию причиненного ущерба регулируются и нормами Трудового кодекса, и нормами гражданско-процессуального законодательства.
Заключение
В настоящее время трудовое право решает сложные и ответственные задачи, касающиеся реализации положений Трудового права, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня и нацеленного на перспективу. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя и предпринимательства законодателем введена новая модель регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал между сторонами трудовых отношений. Государство не может и, в известной мере, не должно вмешиваться в законную деятельность организаций, в частности, занимающихся предпринимательской деятельностью. Но оно нашло компромиссные варианты регулирования правоотношений в сфере труда между их субъектами посредством социального партнерства.
Стратегическая цель законодателя, касающаяся реформ трудовых отношений и производных от них отношений, заключается в том, чтобы создать в стране эффективный, цивилизованный рынок труда, который обеспечил бы работодателя рабочей силой надлежащей квалификации, а работников - высокооплачиваемой работой и надлежащими условиями труда.
Трудовое законодательство - единственная отрасль российского трудового права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу - людей и защитить их в процессе производственной деятельности, но также и защитить права и законные интересы работодателей. Собственно, новое кодифицированное законодательство о труде явилось своеобразной вехой, логическим этапом на пути социально-экономических и институционнных преобразований, проводимых в России в течение последних десяти лет.
Трудовое законодательство ставит своей задачей создание правовых возможностей более свободно регулировать трудовые отношения, установление правовых гарантий для обеих сторон этих отношений. Законоположения Трудового кодекса распространяются на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формы собственности и организационно-правовой структуры.
Литература.
Информация о работе Соотношение трудового и смежных отраслей российского права